Вслед новым впечатлениям





Джайпур


Индийский город Джайпур расположился у восточных склонов гор Аравали, на полупустынной окраине плато Малва. Джайпур занимает одно из самых живописных мест в восточной части штата Раджастхан, где протекают большие реки. В свое время последнее обстоятельство стало решающим при выборе места для основания города, название которого на языке хинди означает «Город победы» (джай — «победа», пур — «город»).

Климат и погода

Климат города характеризуется как тропический. Наиболее жаркий период – с апреля по июль, когда средние температуры превышают 30°С. Сезон муссонов продолжается с июля по сентябрь, среднегодовой уровень осадков: 668 мм. Зимний период (октябрь – февраль) характеризуется более мягким климатом со средними температурами 15-18°С и отсутствием осадков либо их минимумом.

История

История основания Джайпура прямо связана с раджпутским магараджей Джай Сингхом II (1688-1743 гг.) — весьма образованным человеком своего времени. Магараджа знал несколько языков, овладел глубокими знаниями в математике, но всех наук более всего тяготел к астрономии. Он давно вынашивал планы строительства обсерватории, равной которой не было в Индии и сопредельных странах. И когда Джай Сингх занял престол после смерти отца, то сумел свой план осуществить.
В то же самое время назрела необходимость в переносе столицы: прежний столичный город Дауса разросся, население многократно увеличилось, и в нем ощущался острый недостаток воды. Прежде чем переносить город, магараджа посоветовался с архитекторами и сам приналег на изучение архитектуры. В конце концов место для новой столицы было выбрано в 51 км от Даусы, там, где текли реки.
Была и еще одна причина для строительства новой столицы: княжество только что пережило серию изнурительных войн с маратхами, и Джай Сингх II желал построить надежно защищенный город. Большой поклонник точных наук, Джай Сингх обратился за советом к молодому, но прославленному бенгальскому архитектору Видхиадхару Бхаттачарья. Тот разработал план города в соответствии с канонами древнеиндийской ведической архитектурной науки васту-шастра — традиционной индуистской системы архитектурного планирования. Однако кое-какие каноны все-таки были нарушены при строительстве Джайпура.
Новый столичный город Джайпур был заложен в 1727 г.
Изначально весь Джайпур, окруженный стеной, охраняющей город от вражеских войск и диких зверей, был разделен на девять прямоугольных кварталов, что уже было революционным для тогдашнего индийского градостроительства. Джайпур был единственным индийским городом того времени с прямоугольной планировкой. Кварталы, в свою очередь, делились на улицы.
Отдельно был построен Дворцовый квартал, включавший дворцовый комплекс Хава-Махал с садами и искусственным водоемом. Центром другого квартала стала резиденция самого Джай Сингха: этот дворец стоял на вершине холма. Особое место было отведено обсерватории, получившей наименование Джантар-Мантар: название «джантар» происходит от санскритского «янтра», обозначавшего любой прибор или инструмент, а «мантар» — от «мантра», или «измерение». Так его прозвали в народе, да и в рифмованном виде название легче запоминалось.
Город был окружен каменной стеной и защищен цитаделью с мощными воротами и фортами. Строительство продолжалось четыре года, и построенный город прославил Джай Сингха навсегда.
Джайпур называют «розовым городом» за цвет песчаника, из которого возведены строения. Еще более «розовым» он стал в 1876 г., во время правления магараджи Саваи Рам Сингха (1835-1880 гг.): здания города выкрасили в розовый цвет в честь визита в город принца Уэльского Эдуарда.
В 1948 г., после обретения Индией независимости, Джайпур стал столицей образованного из 20 княжеств Раджпутаны штата Раджастхан. Розовая окраска зданий сохранилась как дань традиции.

Достопримечательности

Храм Бирла Мандир

Храм Бирла Мандир белоснежное творение и хотя одноименных храмов в Индии построено много, этот все равно отличается своей атмосферностью и уникальной архитектурой.
Храм Бирла Мандир – это одна из чудеснейших достопримечательностей Индии и просто рукотворный шедевр архитектуры. Находится он в старом городе Хайдарабаде. Что примечательно, по всей Индии похожих храмом возведено очень много, и все они называются Бирла Мандир. Однозначно, посетить стоит все сооружения.
История
Построили Бирла Мандир в честь бога Венкатешвару, который является одной из оболочек Вишну. Расположился храм на большом холме высотой 85 метров, называемым Нуабадх Пахад. Площадь всего сооружения составляет 53 кв. метра.
Начало строительство датировано 1966 годом и длилось оно долгие 10 лет. В этот же год его освятили и официально открыли для посетителей.
Главной особенностью Бирла Мандир является полное отсутствие колоколов. Сделано это специально, архитекторы таким способом пытались добиться тишины и умиротворения в стенах святыни. Так что это место идеально для проведения медитаций и нахождения в состоянии гармонии.
Архитектура
Храм Бирла Мандир впитал в себя элементы южных районов Индии и провинции Раджастхан. Помимо всего этого его можно сравнить с храмами Уткала. Для возведения такого сооружения было потрачено более 2 тысяч белоснежного мрамора из Раджастхана.
Стены Бирла Мандир украшены лепниной, колоннами и многочисленными балконами, оформленными искусной резьбой. Стены внутри представляют собой целые полотна, расписанные цитатами и высказываниями. В качестве украшения использованы природные орнаменты. Особую атмосферность придают сюжеты из мифов, изображенные также на стене.
Самой главной святыней в храме признана статуя Вишну трехметровой высоты, выполненная из цельного куска гранита. Помимо Вишну, помолиться и отдать дань уважения можно и другим божествам: Сарасвати, Ганешу и Шиве.
Храм доступен для посетителей ежедневно. Вход свободный для всех, независимо от возрастных ограничений человека. Связано это со словами Ганди, который считал, что святыня должна быть открыта для людей совершенно разных, даже в вероисповедании. И Бирла Мандир неукоснительно следует наветам.
Расположился храм на холме, а если быть точнее то на горе, которая называется Черной. С обзорной площадки, находящейся тут же, открывается восхитительный вид на город. Подняться на площадку может также любой желающий.
Экскурсии внутри святыни советуют посещать в теплой обуви, так как мраморные полы сильно отдают холодом. Помимо Бирла Мандир, на этой же горе находится планетарий.

Средневековая обсерватория Джантар Мантар

строномический парк Джантар Мантар (Jantar Mantar) в Джайпуре является архитектурным памятником астрономических приспособлений. Парк-обсерватория был построен царём Раджпутов Джай Сингхом II. Этот памятник исторического и научного наследия Индии является самым большим из пяти подобных обсерваторий, которые были построены на севере страны в 20-х годах XVIII века.
Сам парк расположен вблизи Городского дворца в Джайпуре. Здесь можно увидеть уникальные образцы инструментов для вычисления координат небесных тел и явлений природы, которые созданы на основе принципов древних санскритских книг. Приспособления позволяют наблюдать за положением астрономических тел невооружённым глазом.
В средневековой обсерватории Джантар Мантар находятся самые большие в мире солнечные часы, сделанные из камня. Кроме этого, памятник является образцом новаций, убеждений и открытий Индии XVII-XVIII веков.
Сама обсерватория является отображением идеи Птолемея о позиционной астрономии. Эту идею разделяли многие цивилизации.
В парке стоят приборы, принцип работы которых основан на классических системах координат: горизонтальная зенитная система, экваториальная и эклиптическая. Площадь обсерватории составляет около 18 700 квадратных метров. Она использовалась постоянно вплоть до 1800 года, затем стала непригодной для работы. Её несколько раз пытались восстановить, но только в начале ХХ века – капитально.
Правда, в ходе этой реставрации были утеряны некоторые оригинальные части приборов. В 1948 году парк был признан национальным достоянием, а в конце 1960-х годов он получил статус национального памятника Раджастана и был полностью восстановлен к 2006 году.
Вот описание некоторых приспособлений Джантар Мантар для измерения времени, предсказания затмений и наблюдения за звёздами:
- Чакра Янтра – с помощью этого устройства можно было определить полуденное время в разных частях света;
- Дакшин Бхитти Янтра – приспособление измеряло зенитные расстояния небесных тел;
- Дигамша Янтра – позволяла определять время восхода и захода Солнца;
- Дхрува Даршак Паттика – предназначалась для наблюдения за положением Полярной звезды относительно других звёзд;
- Джай Пракаш Янтра – это чашеобразные солнечные часы;
- Капали Янтра – с её помощью производились замеры координат в системе азимута/экватора, а также она давала возможность переводить координаты из одной системы в другую;
- Кранти Вритта Янтра – измеряла долготу и широту небесных тел;
- Лагху Самрат Янтра – это ещё одни солнечные часы, которые служили для измерения времени, но они были менее точными, чем Врихат Самрат-Янтра;
- Нади Валая Янтра – была инструментом для определения времени в северном и южном полушарии с точностью меньше минуты;
- Раши Валая Янтра – позволяла определить эклиптические координаты звёзд, планет и всех 12 астрологических созвездий;
- Шастанш Янтра – служила для определения зенитного расстояния, склонения и диаметра Солнца;
- Уннаташа Янтра – предназначалась для измерения высоты небесных светил;
- Врихат Самрат Янтра – это солнечные часы, измеряющие время с интервалом в 2 секунды;
- Янтра Радж Янтра – это приспособление использовалось только раз в году для расчета индуистского календаря. Устройство является одной из самых больших астролябий в мире и достигает 2,43 метра в диаметре.
Для современного человека эти приспособления кажутся чрезвычайно огромными. Особенно потрясает воображение Врихат Самрат Янтра (Vrihat Samrat Yantra), что переводится как «великий царь инструментов»: высота этого сооружения достигает 27 метров. Постройки такого размера возводились из предположения, что масштаб позволяет увеличить точность измерений. Эта уникальная обсерватория до сих пор является предметом изучения историков, художников и архитекторов, но по-прежнему остаётся малоизвестной для обычной публики.

Форт Бхангарх

В западной части Индии, в штате Раджастан, расположились таинственные руины форта Бхангар (Bhangarh). Первое, что здесь бросается в глаза – это табличка на главных воротах, запрещающая вход на территорию Бхангара после заката и до рассвета. И дело здесь не только в диких зверях, что могут забрести в разрушенную крепость, но и в её недоброй славе.
Город был основан во времена правления махараджи Бхагван Даша как резиденция его второго сына Мадо Сингха и довольно долго был весьма преуспевающим индийским городом. Постепенно его влияние снизилось а после голода 1783 г. он стал необитаемым.
Легенда
Легенда гласит, что в городе жила прекрасная принцесса Ратнавати, в которую влюбился колдун Сингх. Он понимал, что принцесса никогда не полюбит того, кто посвятил себя оккультным наукам, и потому пошёл на хитрость. Однажды колдун подкараулил на базаре её служанку, когда та покупала благовонное масло, и наложил на масло заклятие.
По замыслу Сингха, когда принцесса коснулась бы зачарованной жидкости, то навеки бы полюбила его. Но Ратнавати догадалась о колдовстве и разбила флакон с маслом об огромный валун, стоявший на холме. Земля задрожала и камень покатился к лачуге чародея, обрекая его на медленную смерть под завалами. Испуская дух, колдун проклял всех жителей города – все они должны были умереть без возможности возродиться (в Индии верят в реинкарнацию). Через год после смерти Сингха разразилась война и принцесса безвозвратно погибла вместе с жителями города.
По другому мифу город строился рядом с жилищем гуру-отшельника Балу Натха, который очень не любил, когда его беспокоили. Однажды он пришёл к людям и сказал: «Как только тень ваших дворцов коснётся меня, город прекратит своё существование!». Отшельника недолюбливали, а некоторые даже считали за безумца, потому его слова были забыты уже на следующий день.
Шло время, Бхангар разрастался и вскоре наступил тот день, когда тень самого высокого строения упала на жилище Балу Натха, где он обретал покой и медитировал вдали от мирской суеты. С той поры отшельника никто не видел, а через год в этот край пришла война, уничтожившая большую часть жителей города. Выжившим ничего не оставалось как бежать из крепости, чтобы не разделить участь погибших и отдать город во власть четырёх стихий и природы.
Время изрядно потрепало крепость, но основные постройки всё ещё бросают ему вызов, сохраняя былое величие и память ушедших дней. Туристы являются единственными гостями одинокого форта, но покидают его ещё до наступления сумерек. Тьма, опускающаяся на мёртвый город, никогда не предвещает ничего хорошего. Некоторые индийцы верят, что погибшие жители Бхангара были вынуждены вернуться на проклятое место в качестве бестелесных сущностей и до сих пор обитают среди руин своих домов.

Дворцовый комплекс Сити Палас

Сити Палас - роскошный дворцовый комплекс, расположенный в центре Джайпура. В его архитектуре причудливо сочетаются могольский стиль и традиционная архитектура Раджастана. Главные здания были построены между 1729 и 1732 годами, а впоследствии к ним были пристроены еще несколько дворцов. Например, Чандра Махал, Мубарак Махал и другие. Дворцы окружены высокой оградой и объединены между собой различными коридорами, дворами, террасами и переходами.
Сейчас в комплексе располагаются городские музеи, однако большая его часть до сих пор является резиденцией королевской семьи. Одним из самых интересных музеев из числа расположенных в комплексе является Музей оружия. В его коллекции из 2000 экспонатов присутствует оружие различных времен, начиная с 1580 года. В одном из дворцов работает Музей текстиля, в котором выставлены вещи махараджи.
Одной из достопримечательной комплекса являются входные ворота, которые ведут с улицы к дворцам. Они представляют собой огромную арку высотой около 15 метров и длиной около 10 метров. Ворота богато украшены резьбой и расписными орнаментами и представляют собой отдельный архитектурный памятник.

Чанд Баори

В представлении многих людей колодец представляет собой небольшой резервуар, в который на цепи опускается емкость для забора воды. Если же отправиться в индийский городок Абанери, находящийся в штате Раджастхан, то распространенное о колодцах мнение в корне меняется.
В загадочной и густонаселенной стране, где каждая капля пресной воды, в буквальном смысле, ценится на вес золота, можно увидеть с каким трепетом люди относились к дарам природы. Ступенчатый колодец Чанд Баори считается самым настоящим архитектурным чудом, которое привлекает внимание не только многочисленных туристов, но и историков, археологов и архитекторов.
Индия еще с древних времен вызывала к себе неподдельный интерес со стороны жителей других стран: ее культура, множество религий и огромное число достопримечательностей просто не могут остаться незамеченными. В этой стране люди всегда умели строить. Храмы, пещерные монастыри, усыпальницы и колодцы в Индии даже в наши дни считаются уникальными шедеврами, многие из которых находятся под защитой ЮНЕСКО. Колодец Чанд Баори в Раджастхане – одно из величайших сооружений, поражающее своими размерами и формами.
Найти что-либо подобное на нашей планете невозможно: ступенчатые колодцы, которые больше напоминают собой величественные храмы, возводились только в Индии. Колодец в городе Абанери считается самым большим и самым красивым на всей территории страны.
Возле него всегда можно встретить экскурсионные группы, состоящие из туристов, приехавших в мистическую страну из самых разных уголков мира.
История
Многие путешественники, едва взглянув на фото колодца Чанд Баори, тут же принимают решение о поездке в небольшой городок, где можно увидеть этот великолепный памятник истории и архитектуры. Название одной из самых удивительных достопримечательностей Индии произошло от слова «баори», которое означает ступени. Историки до сих пор не могут назвать даже приблизительную дату появления в Индии самого большого колодца в мире. Многие из специалистов утверждают, что построен Чанд Баори был примерно между IX и XI веком (официальная в настоящий момент версия), а другие говорят, что огромный резервуар для сбора питьевой воды появился еще за 600 лет до наступления нашей эры. Никаких летописей, в которых бы упоминалось о возведении этого архитектурного чуда, до наших дней, увы, не сохранилось. Правда, существует древнее предание, в которое верит практически все население Абанери: в нем говорится, что колодец Чанд Баори был построен…всего за один день. Естественно, в такие сроки могли уложиться только потусторонние силы: по легенде резервуар для воды возвели демоны. К сожалению, узнать дату появления этого предсказания, также не представляется возможным.
Архитектура
Если посмотреть на внешний фасад колодца, то может сложиться впечатление, что перед тобой стоит небольшой форт, который был построен англичанами во времена их колониального господства в Индии. Естественно, это впечатление обманчиво: стоит лишь зайти внутрь и увидеть огромный глубокий колодец, напоминающий собой перевернутую пирамиду. На трех его стенах мастерами были построены ступени, по которым можно было спуститься к воде. Глубина Чанд Баори – чуть более 30 метров, количество ступеней – 3 500! На одной из стен можно увидеть огромный храм, в котором еще в древние времена совершались религиозные ритуалы. Вода в колодце Чанд Баори скапливалась во время тропических ливней, а благодаря грамотным расчетам неизвестного архитектора, она сохранялась в резервуаре более полугода. Климат на всей территории современного индийского штата Раджастхан считается засушливым: лишь три месяца в году здесь идут тропические ливни, в остальное время найти пригодную для питья воду становится проблематично.
Колодец Чанд Баори в основном наполнялся дождевой водой. Небольшого подземного источника не хватало, чтобы удовлетворить все потребности населения, проживавшего в Абанери и его окрестностях. Благодаря огромной глубине живительная влага испарялась лишь незначительно, кроме этого, вода в колодце не перегревалась и длительное время была пригодна для питья. Правда, испить из древнего резервуара в наши дни может решиться только отчаянный путешественник: в 19-м веке англичане даже издали указ, запрещающий употребление воды из Чанд Баори. Причина, по которой был принят этот закон, становится понятна каждому, кто посмотрит на загрязненное дно этого колодца, поросшее водорослями. Дело все в том, что колодец Чанд Баори, кроме того, что служил резервуаром для пресной воды, являлся еще и священным местом: зайти в многоуровневый храм, построенный прямо в одной из его стен, можно было только после омовения. Очищались индийцы, как нетрудно догадаться, непосредственно в питьевой воде. По причине этого, паломники и коренное население Абанери постоянно страдали от паразитов и вспышек инфекционных заболеваний, которые разносились по всей стране.
Все ступени этого колодца не имели ограждений: подсчитать, сколько человек распрощалось тут с жизнью, сорвавшись с 30-ти метровой высоты, не представляется возможным. Во-первых, никто не вел эту страшную статистику, а во-вторых, как уже говорилось выше, даже в наше время невозможно с точностью определить дату постройки Чанд Баори. Власти Индии разрешают всем желающим посещать эту достопримечательность, однако во всех туристических проспектах обращаются к туристам с просьбой не испытывать свое чувство равновесия и, уж тем более, не купаться и не пить воду из колодца. Местные жители все еще спускаются к мутным водам и совершают в них омовение, ведь согласно их религии, только после этого ритуала можно зайти в храм и обратиться к высшим силам с молитвой. Более того, очиститься в колодце необходимо и перед посещением близлежащего храма «Харшат Мата», построенном в честь богини, дарующей человеку счастье, радость и процветание.
В наши дни в колодце Чанд Баори, представляющем собой древнейший архитектурный шедевр, паломники омывают только руки и ноги: смотрители следят за порядком и не позволяют плавать в опасной воде, которая, по мнению бактериологов и паразитологов, способна «убить человека за 2-3 дня». Несмотря на это, довольно часто в индийской прессе появляются сообщения о смертях в этом священном месте. Падают в мутные воды по большей части местные ребятишки, пожелавшие освежиться во время жаркого засушливого сезона. Кроме этого зафиксированы и единичные случаи гибели туристов в колодце Чанд Баори. По этой причине 30-метровый резервуар было решено оградить перилами. Естественно, никакие ограждения не спасут человека, решившего прогуляться по 3 500 ступеням и пробраться к нишам, где находятся скульптуры божеств Ганеши и Дурги.
Как бы ни было велико желание похвастаться свое сноровкой перед другими туристами, лучше всего воздержаться от спуска ко дну колодца. Сделать потрясающие фото Чанд Баори можно и у перил этого огромного сооружения. Особенно осторожным необходимо быть в сезон муссонных дождей: в это время все ступени становятся скользкими, и удерживать на них равновесие превращается в довольно сложную задачу. Чтобы добраться к самому красивому и самому глубокому колодцу в мире, необходимо совершить авиаперелет до города Джайпура. Уже из него можно отправиться на экскурсионном автобусе в Абанери. Не стоит пользоваться переполненным общественным транспортом, лучше всего дождаться формирования экскурсионной группы и поехать на комфортабельном автобусе к колодцу Чанд Баори. Одна из самых удивительных достопримечательностей Индии находится всего в 95 километрах от Джайпура.

Храмовый комплекс Галтаджи

Галтаджи - старинный храмовый комплекс, выстроенный из необыкновенного розового песчаника. Своим священным статусом он издревле обязан целебным источникам, наполняющим храмовые бассейны.
По легенде, здешние места когда-то страдали от дефицита воды. Мудрец Галва молился в течение сотен лет, и божества смилостивились и благословили область источниками. Люди в благодарность Галве возвели храм, чтобы всегда помнить о его великих заслугах. Стены храма украшены резьбой и росписью. Сюжетов множество – рассмотреть их не хватит и дня.
Главная цель паломничества – окунуться в воды святых источников. Причем раньше бассейнов для омовения было несколько, а сейчас только два. Один из них предназначен для обезьян (здесь их более пяти тысяч), и они действительно в нем купаются и забавно ныряют. Второй бассейн с водопадом используют паломники.
Галтаджи иногда называют «Обезьяний дворец» - макаки здесь настоящие хозяева. Ведут они себя достаточно мирно если не пытаться с ними подружиться.

Хава Махал

Хава Махал представляет из себя пятиэтажное конусообразное здание. Его сравнивают со сказочной шкатулкой, тортом, муравейником, сотами. Сам дворец посвящен богу Кришне. А еще есть мнение, что по задумке архитекторов, своим внешним видом он должен напоминать венец, который украшает голову бога Кришны. Как бы не трактовали его внешний облик, можно сойтись в одном – это уникальное архитектурное строение.
Построен он из розового камня, песчаника, и прекрасно вписывается в общую архитектуру города. Дворец изобилует множеством окошек и балкончиков, украшенных кружевным орнаментом. А на каждом этаже эти окошки устланы в несколько рядов, что делает общий вид дворца ажурным. Всего насчитывается около тысячи окон во дворце. Розовые фасады украшены белыми линиями, а еще выступающими эркерами. Решетчатые окна вырезаны из белого мрамора. Причем здесь мозаика здесь не зеркальная, а цветная. А стены здесь имеют толщину 20 см. Проходя по этажам, вы услышите музыку тех времен. Зайдя во дворец с шумной базарной улицы, кажется, что попал в сказочный мир.
Как резиденцию для постоянного проживания Хава Махал не использовался. Хоть сам дворец красив и практичен, комнатки в нем маленькие, а сам дворец плоский. Здесь нет лестниц, вместо них переходы пологих подъемов, устланные насечкой.
Облик дворца очень гармоничны, несмотря на многообразие окон и балконов, архитекторам удалось все это совместить и прекрасно преподать. Украшают здание разные орнаменты в мавританском стиле, который довольно обширно был использован в то время и не только в Индии. Хоть раджастанские правители и гордились, что не поддались великим Моголам, но мусульманское влияние в архитектуре довольно заметно. Оно отразилось в многочисленных арках и куполах. Свойственное сооружение тех времен восьмиугольная беседка с куполом так же нашла свое место в ансамбле дворца, она напоминает шлем воина. Она то изолирована, то выступает, как балкон.
Для того чтобы попасть в этот дворец вам не нужно куда-то специально ехать, ведь он находится в самом центре города. Недалеко от Хава Махал есть и другие достопримечательности, куда можно добраться пешком. Кроме того дворец находится на пересечении двух рыночных путей, здесь есть на что посмотреть и за что поторговаться.
Окна – основной элемент архитектурного решения дворца, но они служат не только как декоративный элемент, но и как звено сложной системы вентиляции. Хитросплетение многочисленных вентиляционных труб, как и другие отверстия в здании, создают легкую тягу ветра внутри помещений. Даже в самый засушливый период во дворце веет прохладный ветерок.
Это сооружение было детально продумано и построено с целью избежать знойной поры во дворце. Махараджа использовал Хава Махал, как временную резиденцию в самый жаркий сезон. Здесь он со своими женами и наложницами мог отдыхать и наслаждаться дворцовой прохладой.
А еще дворец иногда «поет», конечно, не в буквальном смысле. Когда ветреная погода, то через промежутки в окнах свистит ветер, да так искусно, что можно услышать песнь самого ветра.
На территории дворца располагаются административные учреждения, а так же Археологический музей. Здесь можно посмотреть коллекцию статуй и творения местных мастеров. А некоторые предметы обихода были изготовлены еще во ІІ столетии до нашей эры.
Красив дворец и внутри и снаружи, многие архитектурные элементы здесь сооружены скорее для красоты, чем для обихода. Например, многочисленные коридоры, которые повторяют друг друга. Здесь очень много арок, колон, витражей и росписи. Все это в группе создает непередаваемую красоту и роскошь дворца.

Здесь же выставка оружия Джайпурской военной славы. Разнообразные мечи, сабли, штыки и т.п. В отдельном павильоне имеется выставка колесниц махараджи, на которых он передвигался за пределами дворца. А еще здесь находятся два сосуда из чистого серебра, которым, между прочим, занесены в книгу рекордов Гиннеса, как самые большие серебряные изделия в мире. В этих сосудах Махараджа возил с собой в походы священную воду из Ганга.
В современном Хава Махале живут предки великого рода махараджей. Они живут в одной части дворца, в которую туристов не пускают. И, так же, как и в Англии, над дворцом возвышается флаг, если он поднят, то махараджа в городе. Здание это имеет название Чандра Махал. После того, как власть Джайсингхов была повержена, они получили в свою собственность все имущество, поэтому предки Джайсингха сейчас являются богатейшими людьми в Индии.
Обсерватория Джайсингха ІІ
Внутри Хава Махала вас приятно удивит обсерватория, созданная все тем же Джайсингхом ІІ. Он был поистине гениальным человеком, интересовался звездами и тем, как устроена наша планета. Эту обсерваторию он построил для наблюдения за движением планет и звезд. Он был страстным астрономом, и самым ценным сокровищем считал свою карту рая.
В обсерватории насчитывается 12 телескопов, которые направлены в разные стороны света. Кроме того здесь можно увидеть 12 дуг из белого мрамора, каждая для своего знака зодиака. По этим дугам двигались измерительные приборы, одной стороной уходя под землю, а другой, возвышаясь в небо.
А еще одна диковинка во дворце – солнечные часы, время по которым можно сверить в точности до секунды. Удивительно, как изобретателен был махараджа Джайсингх, еще три века назад он изобрел такого рода прибор.
Не смотря на то, что Хава Махал – дворец сравнительно молодой, ему всего чуть больше 200 лет, туристический спрос на это место растет с каждым годом. В любое время года вы можете попасть на экскурсию в этот сказочный дворец. И сможете пройтись по всем коридорам и комнатам, где когда-то ходили женщины из гарема Джайсингха ІІ. А так же подняться на самый верхний этаж и увидеть великолепную панораму этого зеленого города. Или же полюбоваться городской суматохой сквозь многочисленные резные оконца дворца. Несомненно, Хава Махал – шедевр индийской архитектуры.

Форт Амбер

Форт Амбер расположился недалеко от Джайпура, это классическое проявление раджастханского архитектурного стиля.
Находится форт у горы на плато, переходящем в террасы. На самой вершине стоит крепость Джайгарх, название которой переводится как форт Победы. Она охраняет как к Амбер, так и город Джайпур. Амбер имеет очень хорошее положение, он стоит таким образом, что со всех сторон окружен холмами и горными хребтами. Практически по всей протяженности хребта протянулись крепостные стены с частоколом.
Строительство сооружения началось в 1592 году под руководством раджи Ман Сингха I. На тот момент этот человек командовал войсками империи Акбара. Завершилось строительство уже после его смерти, когда всеми работами руководил потомок раджи Джаи Сингх I. Свое название форт получил от имени богини Амба, которую все жители знают как Дургу.
Что удивительно, для основания столь великолепного сооружения применялся только местный камень и дерево. Таким образом, строители добились того, что с расстояния совершенно невозможно понять, природное это сооружение или все-таки созданное руками человека. В те времена такой эффект был очень полезен, так как на территорию форта постоянно нападали. В Амбере можно проследить четкие, ровные линии, являющиеся характерным признаком раджастханского стиля. На первый взгляд такое простое внешнее оформление не может нести в себе роскоши, однако первое впечатление обманчиво. Внутри форт богато украшен лепниной и резными балконами, которые были умело спрятаны от посторонних глаз. Под внешней строгостью была спрятана частичка рая с многочисленными беседками, решетчатыми окнами и необыкновенными арками.
Все местные форты в то времена создавались по одной схеме.
В самом центре находилось главное здание с несколькими этажами, которое окружали двухэтажные павильоны. Сам дворец разделялся на несколько частей: служебный двор, площадь и залы для торжественных встреч, и личные покои, выходящие на аллею. Также здесь находилась казна и небольшая часовня.
Путь к форту начинается от озера Маота, с островком, на котором находится сад Даларамы. Отсюда к дворцовому комплексу ведет большая дорога, по которой постоянно ходят слоны с многочисленными туристами и путешественниками. Первой остановкой являются ворота Джаи Пол. Для тех, кто любит путешествовать на лошадях, построена специальная дорога, ведущая туда же. После вы попадаете в Сурадж Пол или Ворота Солнца. Они открывают путь во двор с военными казармами. Далее по курсу Ворота Луны, ведущие к храму Вишну.
После Ворот Льва все туристы попадают к залу аудиенций. Это красивейшее сооружение, крыша которого опирается на 40 колонн, созданных из белого мрамора. От других они отличаются тем, что самые верхушки имеют форму голов слонов, хоботы которых как - бы придерживают основание крыши.
После зала аудиенций туристы попадают во внутренний двор с жилыми комнатами правителей и небольшим садом. По правую сторону находится Сукх Нивас. Это архитектурное сооружение инкрустировано драгоценностями и украшено резными деталями. В помещении всегда прохладно. Достигается это потоками воды, проходящими прямо по полу и попадающими в миниатюрный бассейн. Канал оформлен белым и черным мрамором, усиливающим эффект бегущей воды.
алее вы попадаете во дворец Джаи Нивас, полностью созданный из мрамора. Своей архитектурой он похож на резиденцию могольских правителей форта Агры.
Пройдя чуть дальше дворца, вы попадаете на террасу Нат Махал. В те далекие годы здесь проводились совещания или по-другому дарбары. Около Джаи расположилась занана, являющая собой спальни, чуланы, ванные комнаты и дворы. Все туристы, побывав тут, отмечают особую атмосферу присутствия монархов.
Чаще всего до форта туристы добираются на слонах, по одноименной дороге. Когда-то по ней в Амбер доставлялись боеприпасы и оружие. Перед поездкой к вам обязательно подойдут торговцы с сувенирной продукцией. Спросом пользуются деревянные статуэтки слонов. За три таких сувенира продавцы попросят 1000 рупий, но не открывайте сразу кошелек, поторгуйтесь. Индийцев довольно легко уговорить, и тогда эти же деньги вы заплатите за 10 симпатичных статуэток. Все гиды советуют сразу что-нибудь приобрести, иначе индийцы еще долго будут следовать за вами по пути к форту. Самым лучшим вариантом все-таки будет покупка сувениров на обратном пути. Во-первых, стоить они будут гораздо меньше, а во-вторых, не надо будет их постоянно носить с собой во время экскурсии.

Джал Махал

Красивый дворец Джал-Малах погружен в воды искусственного озера в “розовом городе” Джайпур, что в индийском штате Раджастхан. Именно по этой причине его также называют “Водяным Дворцом”. О его истории известно не многое, кроме того, что Джал Махал был построен магараджей Мадхо Сингхом в 18-м веке. Точная дата строительства также неизвестна. Спустя несколько десятилетий сын магараджа Мадхо Сингх II увеличил дворец, добавив внутренний двор. Затем дворец перестали использовать — он был заброшен в течение двух веков до недавней реконструкции в 2000-х.
Джал Махал — очень любопытная структура. Его нельзя назвать классическим дворцом, потому что внутри нет никаких пригодных для жилья комнат. Есть просто сад и террасы, где Магараджа совершал неторопливые прогулки. Дворец на самом деле имеет пять высоких этажей, но только верхний этаж находится над уровнем воды. Первые четыре уровня чаще всего затоплены, когда озеро заполнено водой.
Как и легендарный комплекс Тадж Махал, дворец Джал Махал представляет из себя смесь различных архитектурных стилей, таких как раджпут и могольский, которые довольно распространены в штате Раджастхан. Архитектура раджпут вдохновлена традиционной индуистской архитектурой, в то время как могольская архитектура в большой степени находится под влиянием исламских и персидских стилей. Тем еще более удивительна смесь этих двух стилей в едином комплексе Джал Махал. Прихожие и большие залы на первом этаже изящно украшены красивыми картинами. На террасе во дворце устроен сад с арочными проходами. В каждом углу этого дворца установлены восьмиугольные башни с изящными куполами. В центре террасы расположился прямоугольный павильон Чатри в бенгальском стиле.
Искусственное озеро Ман Сагар, посреди которого стоит Джал Махал, было создано в 1610 Раджем Ман Сингхом в ответ на голод и острую нехватку воды, которая охватила его штат в конце предыдущего века. Чтобы предотвратить засуху, Раджа Ман Сингх приказал построить дамбу на реке Дарбавати, наряду с водохранилищем Ман Сагар для хранения питьевой воды. В течение многих десятилетий озеро предоставляло жителям региона драгоценную воду для питья и ирригации.
Но в прошлом веке ситуация изменилась — озеро стало местом свалки для мусора, неочищенных сточных вод и других промышленных отходов. Грязная вода и вонь отгоняли людей от этого некогда великолепного памятника.
В 2004 частная компания выкупило эти земли, включая озеро и дворец Джал Махал с намерением превратить его в курорт и туристическую достопримечательность Индии. В течение прошлого десятилетия компания занималась очисткой озера и восстановлением дворца, что удалось воплотить в полной мере. Качество воды улучшилось, вернулись гнездующиеся здесь птицы. Джал Махал все еще закрыт для туристов, хотя Вы можете насладиться видом дворца, прогуливаясь по озеру на лодке.

Этническая деревня Чоки Дхани

Уникальная фольклорная деревня Чоки Дхани («настоящая деревня») расположена неподалеку от Джайпура. Сюда любят приезжать не только туристы, но также индийцы из разных уголков страны, чтобы увидеть традиционные развлечения Индии, собранные в одном месте.
Добраться до Чоки Дхани проще всего из Джайпура. Деревня располагается всего в получасе езды от города. Из Дели нужно будет ехать около 6 часов, чтобы добраться до Джайпура. Автобусная станция ISBT в Дели находится на выходе из станции метро Kahsmiri Gate. Атобусы курсируют в течение всего дня. Билет будет стоить от 270-460 рупий (в зависимости от наличия кондиционера).
Уже на входе Чоки Дхани поражает разнообразием. На нескольких площадках танцуют молодые люди в тюрбанах и девушки в традиционных раджастанских нарядах или сари. Танцоры исполняют свои па на металлических стаканах и гвоздях, девушки показывают мастерство, удерживая до семи сосудов на голове.
Неподалеку от них публику развлекают фокусники, гадалки, театр теней и попугаи. Здесь же работают массажисты, мастера по росписи глиной и хной на руках, а также в деревне можно купить сувениры в традиционных глиняных магазинчиках.

Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна