Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия

- Без Автора

Индия в средние века. Индия VI-XII вв


Тут выложена бесплатная электронная книга Индия в средние века. Индия VI-XII вв автора, которого зовут - Без Автора. В электронной библиотеке vsled.ru можно скачать бесплатно книгу Индия в средние века. Индия VI-XII вв в форматах RTF, TXT и FB2 или же прочитать онлайн книгу - Без Автора - Индия в средние века. Индия VI-XII вв.

Размер архива с книгой Индия в средние века. Индия VI-XII вв = 400.02 KB

Индия в средние века. Индия VI-XII вв - - Без Автора => скачать бесплатно электронную книгу по философии



ИНДИЯ VI-XII вв.
Характеристика индийского феодализма
Большинство советских индологов счита-
ют VII-XVIII века времеяем господства
феодального строя в Индли. Это опреде-
ление ооттаривается рядом ученых, поскольку социально-, >копо-
мическая система средневековой Индии отличалась от евро-
пейского средневекового строя, который первоначально п на-
зывался феодализмом. В Индии иерархическая структура гос-
подствующего класса была слабо развита, а в иные периоды
отсутствовала совсем. Землевладелец, как правило, не вел
своего ма'нор'и'ального хозяйства, поэтому барщины не суще-
ствовало. Принудительный пеоплачиваемый труд (бегар) при-
менялся большей частью только на строительстве крепостей,
оросительных сооружений и т. п. Рента с ^крестьян обычно
взималась в форме фиксированного государственного налога.
Правитель жаловал землевладельцу не конкретную .^'млю,
а лишь условную территорию, с которой должны были посту-
пать определенные суммы государственного налога. Отныне
тот, кому /калова. iiT, собирал
этот на юг - ренту в свою пользу,
обязан был за ;)то содержать наемные воинские континген-
ты, из совокупности которых состояла армия праинтеля. Ни
пожалования, ни титулы обычно не передавались по п.н.1ел-
ству. В Индии также нс было крепостного права, т. е. юрили-
ческой личной зависимости крестьян от феодального земле-
владельца. право суда и расправы применялось только при
сборе налогов. Вместо сословных перегородок существовали
кастовые. Отсутствие наследных поместий, титулов и сословий
и некоторые периоды индийской истории облегчало возмож-
ность способным людям из низов выдвинуться в военачаль-
ники.
Индийская форма феолализма от. 1114. i.'iacb от ер.ропей<к<>п.
в частности, преобладанием государствеппой собственности на
землю.
Вместе с тем между общественным строем сррлпев<1:о^>11
Европы и Индии имелись важные черты сходства. И там и тут
экономика базировалась на ручном труде мелких крестьян н
ремесленников, владевших орудиями производства п ведущих
свое самостоятельное, преимущественно натуральное хозяйст-
во. Общество строилось на их эксплуатации посредством взи-
мания ренты (пли ренты-налога), главным образом путем
внеэкономического принуждения. Именно поэтому мы п гово-
рим о (феодализме в Индди, хотя подчеркиваем его особен-
ности по сравнению с европейским.
Среди советских историков дискутировался вопрос относи-
тельно государственной собственности на землю в Индии. Ис-
торические понятия собственности, владения и пользования в
феодальные времена у нас недостаточно четко разграничены.
В исторической литературе существует свыше десятка разных
определений этих понятий. Дело в том, что в средневековой
Индии под термином <земля> понимали две совершенно раз-
ные вещи. Для земледельца это было конкретное поле, кото-
рое он обрабатывал, не теряя своих прав на него даже после
длительного перерыва в пользовании землей, передавал по на-
следству и мог отчуждать путем продажи и дарения при со-
блюдении некоторых традиционных общинных ограничений.
За этот участок земли он должен был вносить установленный
налог-ренту государству плп тому лицу, которому правитель
передоверял свое право сбора налогов.
Для феодала или феодального государства земля - это
территория, с населения которой должна была поступать опре-
деленная сумма налогов. Условные пожалования давались
обычно на определенную сумму, и лишь потом государствен-
ные чиновники определяли, с какой местности или местностей
эти налоги должны были собираться. В период развитого фео-
дал 1гзма в Индии подавляющее большинство пожалований но-
не мог.]н быть отчуждаемы или дарованы более мелким вла-
дельцем. В крестьянское распоряжение землей (феодал не вме-
шивался. Однако, поскольку налог взимался только с обрабо-
танной площади, феодал стремился увеличить пахотную зем-
лю, устанавливая в течение ряда лет налоговые привилегии
крестьянам, поднимавшим залежь или целину, или поощряя
тех, кто засевал землю интенсив.ными, высо'котоварпыми куль-
турами.
Государственная собственность на землю выражалась в
праве установления нормы земельного налога, по размеру и
характеру равнявшегося феодальной ренте, в сборе этого нало-
га непосредственно государственными чиновниками или в по-
жаловании права сбора феодалам. Таким образом, в средневе-
ковой Индии у разных сопиальпых групп было свое. отличное
от других понятие земли и владельческих прав па нее. Сле-
дует. впрочем, отметить, что при господстве государственной
собственности некоторая, меньшая часть земель находилась у
наследственных независимых пли вассальных земл^влааельнев
(получивших при Моголах название зампндаров). которые са-
ми устанавливали нормы взимаемой ими ренты и порой вели
собственное хозяйство с помощью кабальных общинников или
батраков.
Единицей хозяйства была малая семья. Имеются упомина-
ния о существовании сельской общины с общинным собрани-
ем II советом из наиболее ува/каемых полноправных членов.
В Северной Индии община охватывала, видимо, одну или
несколько деревень, объединенных в той или иной мере общ-
ностью происхождения от одного предка - основателя поселе-
ния или же от рода осевших в этой местности завоевателей.
В Ю/кной Индии до XIV-XV вв. община была крупной, сос-
тоявшей из десятков, сотен или даже тысяч поселений, и, хо-
тя в IX-Х вв. община стала терять хозяйственное единство,
все же она оставалась важной политической силой. Существо-
вали общины с периодическими переделами земель, а также
такие, где пахотные земли были уже прочно разделены меж-
ду семьями. Видимо, община в целом распоряжалась необра-
батываемыми землями, распределяла между общинниками по-
дати и, возможно, оплачивала каких-то слуг или ремесленни-
ков. Нам неизвестно, существовала лп до XIV в. та система
соединения ремесла с земледелием, которая имела место и бы-
ла подробно описана в конце феодального периода в Индии.
Вероятно, южноиндийская община была более могущественной
и процветающей, че.м община ,на севере страны. Во всяком
случае она чаще фигурировала на камте и других прочных
материалах свои решения и распоряжения. Во (всех индий-
ских общинах можно отметить привилегирова'нное поло-
жение наиболее видных лиц (обычно старосты и писца).
Важ^ные дела разрешались, .по-видимому, на общинных собра-
ниях, но постепенно к старосте и писцу переходило все боль-
ше 'власти 'внутри общины.
Ранний феодализм, как форма эксплуатации сущест-
вовали в Индии и 'в древности: в виде
широко распространенного труда закабаленных батраков, с
одной стороны, и земельных пожалований за <государствен-
ные заслуги> -с другой. В V}-VIT вв. число бронзопых таб-
личек, фиксировавших такого рода пожалования, значительно
возросло. По ним можно проследить развитие феодальных от-
ношений. В грамотах перечисляется все болыпее количество
взимавшихся с населения податей, от которых освобождает-
ся или на сбор которых в свою пользу имеет право получив-
ший пожалование. Все чаще появляется формула иммуните-
та-запрещение вступать на ножалованную территорию ча-
та и охата, (видимо, чиновникам п военным отрядам). Феодал
получает право вершить суд. n большинстве случаев крестья-
не попадают во все большую феодальную зависимость. Часто
крупные феодалы, занимавшие, судя по титулам, посты наме-
стников областей, сами без санкции сюзерена раздаривали зе-
мельные пожалования. Иногда пожалование совершалось от
имени сюзерена, но <по просьбе> мелкого феодала.
В социально-политическом отношентш Индия не испытала
такого потрясения, как Европа после падения Римской импе-
рии. Правда, внешняя торговля со странами Средиземноморья
постепенно стала сокращаться, но индийские товары по-преж-
нему широко проникали на восточные рынки - от Египта до
Китая. Индия вывозила главным образом хлопчатобумажные
ткани и другие изделия индийских ремесленников, а также
пряности, слоновую кость, драгоценные камни и ценные по-
роды деревьев. Импортировались же шел^к, золото, предметы
роскоши и некоторое количество тканей, отличавшихся по сво-
ей выделке и окраске от индийских, а также кони, ввозившие-
ся в большом количестве, поскольку природа Индии не бла-
гоприятствовала разведению лошадей.
Начиная с 1 в. н. э. во многих дальнс'восточ-ных странах, в
особенности в нынешних Малайе, Индонезии и Индокитае,
появились поселения индийских купцов. На всем южном по-
бережье Индии существовало много крупных портовых горо-
дов - Бхригукаччха (современный Бхаруч), Суратха (ныне Су-
рат), Шурпарака. Урайур, Мадура, Канчипурам и др. Круп-
ные города имелись также па основных караванных дорогах:
Такшашила, Шакала, Нурушапура - в Пенджабе', Каньякубд-
жа (современный Канаудж) и Стханешвара (современный
Тханесар)-в Северной Ищдин; Уджаяни-'в Центральной
Индии: Ватапи, Тагара, Пайтхан и другие-в Южной Индии.
Города были крупными торгово-ремесленными центрами, хотя
многие жители их занимались сельским хозяйством, владели
в черте города стадами, обрабатывали поля и т. п. Купцы ор-
ганизовывали влиятельные корпорации, которые играли весь-
ма заметную роль в экономической и отчасти политической
жизни страны. Судя по источникам, купцы главенствовали над
ремесленниками, нередко приобретали землю, вероятно путем
покупки, и делали 'богатые дарения храмам. Поэтому городская
жизнь в начале средних веков не прерывалась.
Внутренняя торговля в Индии также не прекращалась в
течение всего рассматриваемого периода. Наиболее удобной
торговой артерией был Ганг с его притоками. Из Ьенгалии пу-
тем каботажной торговли или караванами везли товары на юг.
Декан пересекали торговые пути. проходившие главным
образом вдоль болыпих рек. Из крупных портовых городов то-
вары поступали во внутренние области страны. Однако внут-
ренняя торговля была не так развита, как внешняя.
Политическая история Индии VI-XII вв.
В результате продолжающихся торговых контактов п раз-
вития портовых городов в Индии не произошло такого обособ-
ления одного района от другого, как в Европе в начале сред-
них веков, 11 такого упадка культуры. Однако н в Иищш раз-
витие феодальных отношений не способствовало длительному
существованию крупных государственных объедпнений. Оно
вело к соперничеству п ожесточенной борьбе между мелкими
феодальными владетелями и к политической раз:дрооленности
страны. Империя Гуптов впоследствии вспоминалась как <зо-
лотой век Индии>.
Эта империя, слабевшая с конца V в., окончательно распа-
лась в результате неоднократных вторжений эфталптского сою-
за племен, хотя в Магадхе династия Гуптов сохраняла свою
власть до !К01ща VII в. Вождь эфталдгтов Тора.маяа еще в 510 г.
потерпел поражегние от Бханугушты - последнего гуптского
правителя, о котором 'мы имеем достоверные сведения. Однако
уже около 530 г. эфталиты под иачалом Михи^ажулы правили
не 'только Севоро-Зашадной Иидией, IHO и Мальвой и Джамяа-
Гангской долиной вплоть до нынешнего Гвалиура. Мшхира^кула
был, видимо, чрезвычайно жестоким завоевателем. Индийские
правители Северной индии сумели сплотиться и сокрушительное
поражение около 533 г.
гунны, как их иногда называют, находи-
лись в Северной Индии уже более 20-25 лет. Однако племена,
пришедшие с ними и расселившиеся здесь, оставили значитель-
ный след в истории страны. Часть эфталитских (гуннских) племен осела
и ассимилировалась с местным населением в Северо-Западной
Индии. Вместе с эфталитами в Индии появились также гурд-
жары, которые поселились в Пенджабе, Синде u Раджпутане,
а часть их потом проникла в Мальву и область, названную
позднее по их имени - Гуджарат. В результате слияния эфта-
литов 'и гурджаров с 'местным населением возникла этниче-
ская общность, получившая наименование раджиутов. (Поня-
тие <раджпуты> многозначно. так называют и народ, итло-
мена, и касту.)
еще в VII в. здесь начали развиваться феодальные отноше-
ния. В VI в. произошла экспансия раджиутов в богатые об-
ласти долины Ганга и Центральной lliniiii. Раджиуты на мно-
го веков остались в истории Индии с плочен пои ^плически
одииппси. Здесь сложился несколько отличный от этих тин
(феодальных отношений, с более развитой феодальной иерархи-
ей. вассальной психологией, с манориальным хозяйством фео-
далов. барщинной обработкой феодальных земель u т. п.
В Северной Индии к концу VI в. самыми крупными госу-
дарствами были Гауда (Северная и Западная Бенгалия). го-
сударство Маукхариев (Доаб и среднее течение Ганга со сто-
лицей в Канаудже) и государство Пушнаохути (верхняя часть
Доаба, район нынешнего Дели и Сирхинда со столпией в Стха-
нешваре). Три этих государства постоянно боролись друг с
другом. Сначала пра<влтель Гауды Шашанка (конец VI-30-е
годы VII в.) подчинил овоей власти Магадху и все территории
на западе вплоть до Праяги. а на востоке присоединил земли
теперешней Ориссы до гор Махендрагири. Он заключил так-
же союз с правителем Мальвы, направленный против Маук-
хариев. Последние заручились поддержкой правителя Пушпаб-
хути, однако были разбиты в сражении. В конце концов трон
занял младший брат правителя Пушпабхути - Харшавардха-
на, или Харша.
Харша собрал значительную армию: 20 тыс. всадников,
50 тыс. пехотинцев и 5 тыс. слонов. В течение шести лет, ког-
да, по словам его летописца - хрониста Бапы, <со слонов не
снимали сбрую, а с воиннов - шлем>, он смог овладеть факти-
чес^ки 'всей Северной Индией. Попытка 'вторгнуться в Декан
окончилась, видимо, поражением у реки Нарбада, нанесенным
правителем Западных Чалукьев Пулакешпном II. Однако по-
беда дорого далась н Пулакешину II: он не предпринимал
'больше попыток тгродвиьнуться на север. После смертн Шашан-
ки Харша захватил Магадху и Бенгалню. Последние годы
жизни он дгоовятил устройству завоеванных территорий.
Государство Харши было последней охватывающей боль-
шую часть материка крупной империей на территории Индии
до начала XIII в. Однако различные части это-го государства
были слабое овязаны 'между собой, че'м во времена Гуптов. Лишь
немногие области находились в не1100редственно.м подчнненшп
центра, большая же часть управлялась вассальнымн князья-
ми, Ш1евн1им.и значительную власть пр-и решении внутропних
вопросов. Кроме того, т границы имперни охватывали лишь
Северную Индию, причем часть Мальвы u Раджпутана оста-
вались независимыми.
Действия Харши стали известны потомству главным обра-
зом благодаря и<ше'гирику <Ха1р'шачар>ита>, наннсанному (то
хронистом Баной, u записям китайского паломшгка-1')уддиста
Сюань Цзана, посетившего ^то государство. По словам Бапы.
во владеннях Харши земельный налог составлял '/6 урож.ш.
Кроме того, государственная казна пополнялась за счет внут-
ренних и рыночных пошлин.
Хотя предки Харши были шиваитами, сам Харша переме-
нил веру и стал буддистом. Он много сил и средств отдал
строительству буддийских монастырей. При нем получил славу
далеко за пределами Индии крупный буддийский университет
в Наланде (около нынешнего Аллахабада), где обучались и со-
держались тысячи студентов. Здания в Налаиде достигали ше-
сти этажей и вместе с хозяйственными постройками занимали
огромную территорию. Однако буддизм в это время явно кло-
нился к упадку, п в народе больше почитались брахманские бо-
жества Шива, Впишу и Сурья - Солнце.
Империя Харши существовала около 30 лет. После его
смерти она распалась, и в течение нескольких столетий терри-
тория Индии была раздроблена на множество государств, иног-
да крупных, но все же не охватывавших, как при Маурьях п
Гуптах, значительной части всей Индии. Они непрерывно вра-
ждовали между 'собой, заключали иестрочные союзы п вновь
становились вратами. Эту 'пеструю, вое время меняющуюся
картину чрезвычайно трудно описать. Остановимся лишь бегло
на наиболее иэвестных именах и событиях.
В Южной Индии основными противниками, [ведущими борь-
бу между собой, были 'государства Западных Чалукьев из
Ватапи, достигшие расцвета после победы их правителя Пула-
кешпна 11 над Харшей, Паллавы и Пандьи. Пулакешин при-
нял титул императора, а его братья, правившие в Гуджарате и
Восточном Декане, признали его сюзеренитет. Но против Ча-
лукье'в 'выступили Паллавы (столица Каичидурйм) и Паидьи
(центр в Мадуре). Панды постепенно создали крупный мор-
ской флот и с его помощью подчиняли себе временами даже
Цейлон. Паллавы в 642 г. нанесли тяжелое поражение Чалукь-
ям, Пулакешип II погиб при осаде его столицы. Однако пре-
емники Пулакешина ii сохранили большую часть своих владе-
ний и неоднократно совершали походы на юг, присоединяя но-
вые территории.
Паллавы оказали большое влияние на культуру Индии: в
Махабалипураме на берегу моря было построено много хра-
мов из монолитных скал, и принятый там стиль строительства
священных зданий, почти сплошь украшенных скульптурными
группами и барельефами, впоследствии распространился по
всему Декану. Он оказал большое влияние та'кже на стиль ис-
кусства Юго-Восточной Азии, поскольку государство Паллавоп
вело большую морскую торговлю, а в нынешней Камбодже и
Индонезии были крупные поселения 'купцов из Декана. Госу-
дарство Западных Чалукьев просуществовало до середины
VIII 'в., когда правитель Чалукьев Ктартиварман II был поко-
рен Раштракутамп из Махараштры. Почти [два столетия Раш-
тракуты господствовали в Декане. Они увековечили себя,
построив знаменитый, высеченный в скале храм Кайласа в Эт-
лире (неподалеку от нынешнего Аурангабада).
Раштракуты в период своего господства неоднократно втор-
гались в Северную Индию. Там основными их противниками
были Палы с центром в Бенгалии и Гурджара-Пратихары
то в Уджаяни. то в Канаудже. борьба между этими
тремя государствами велась в основном за плодородную
долину Доаба (Ганга-Джамнского двуречья). На севере Ин-
дии был еще ряд мелких княжеств: например, Чандалы, по-
строившие всемирно известный храм в Кхаджурахо, Томары,
основавшие столицу в Дхйллике (ныне Дели), и т. д.
В Х в. все три державы Северной Индии пришли в упадок.
Небольшие вассальные княжества крепли, округляли свои вла-
дения и постепенно становились на место прежних сюзере-
нов. Так на землях Гурджара-Пратихаров возникли независи-
мые государства Парамаров, Чанделлов, Гухилотов, Чауханов
(Чахаманов) и Чалукьев (Соланки). Государство Палов раз-
делилось на ряд мелких владений, главенствующее положе-
ние среди которых заняло княжество Сенов.

Индия в средние века. Индия VI-XII вв - - Без Автора => читать онлайн книгу по философии дальше


Полагаем, что книга Индия в средние века. Индия VI-XII вв автора - Без Автора придется вам по вкусу!
Если так окажется, то можете рекомендовать книгу Индия в средние века. Индия VI-XII вв своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с произведением - Без Автора - Индия в средние века. Индия VI-XII вв.
Ключевые слова страницы: Индия в средние века. Индия VI-XII вв; - Без Автора, скачать, читать, книга, филоосфия, электронная, онлайн и бесплатно