Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия


В собрании
оккультистов мне не приходится разъяснять недобросовестность этого
обвинения после всего того, что я успел сказать о физическом плане в
отношении иллюзорности его проявлений.
Второй закон, который Ганеман формулирует так: "Similia similibus
curantur" (схожее схожим лечится), ясно раскроет нам, что суть
динамического действия лекарства на организм лежит в установлении связи
между астралом лекарства и астросомом пациента. Что действие сказывается
в одних условиях в одну сторону, а в других - в противоположную,
нисколько нас не удивит, если мы припомним, что даже в ментальной области
одна и та же пища, например, наука, действует различно в разных дозах и
при разном состоянии ментальности.
Вспомните одностороннюю, но остроумную формулу: "Peu de science eloigne
de Dieu, beaucoup de science y ramene".
Закон малых доз заставит нас вспомнить о принципе опорной точки в магии.
Вот что я имел в виду сказать вам о гомеопатии. Не могу не прибавить, что
Ганеман из всех средств, подходящих приближенно к синтезу симптомов
болезни, рекомендует выбирать "simillimum" (наиболее похожее), т.е.
покрывающее наибольшее количество важнейших симптомов.
Ведь и симптоматика-то болезней всегда приближенная.
С оккультной точки зрения интересен и тот факт, что гомеопаты придают
большое значение процессам продолжительного встряхиванья растворов и
растирания порошков при изготовлении делений гомеопатических средств,
т.е. как бы смотрят на кабиров электрического, теплового и других
состояний энергии как на обертоны основной гаммы гомеопатических средств,
дающие ей надлежащий тембр.
Лекция X и XI
z Седьмой Аркан
Прежде чем перейти к анализу седьмого аркана, отдадим себе отчет в
конструктивной схеме первых шести арканов, определяющей существование
седьмого как заключительного звена цепи шести.
Все авторы, занимавшиеся этим вопросом, предлагают следующую конструкцию
(черт. 24), т.е. желают признавать за арканами роли элементов основного
ряда динамического процесса.
Проведем эту точку зрения для одного ряда заголовков арканов,
предоставляя слушателю повторить упражнение для остальных двух рядов.
Возьмем заголовки, соответствующие области Человечества и его
проявлений.
Муж (1) оплодотворяет жену (2), определяя этим рождение (3) ребенка,
который, вскормленный физически и астрально (4), приобретает авторитет
(4), достаточный для проявления себя от имени всего семейства в
астральном плане, т.е. в области квинтэссенциальных манипуляций (5), но
здесь встречает дилемму добра и зла (6), выбирает добро и празднует
победу (7).<24>
Обращаю ваше внимание на то, что, во-первых, в некотором роде каждый
последующий элемент ряда арканов пассивен по отношению к предыдущему и
активен по отношению к следующему, во-вторых, каждый элемент второго
столбца пассивен по отношению к элементу первого столбца, помещенному в
той же строке. Авторитет (4) есть область (пассивное), которую может
эксплуатировать человек - отец (активное); жизнь (5) есть элемент,
который может культивировать мать (2); выбор путей (6) есть элемент, в
котором (пассивное) при<->дет<->ся обращаться элементу порождения (3
ак<->тивное); победа (7) есть манифестация (пас<->сивное), доступная
авторитету (активное).
Все это дает возможность построить другую схему, эквивалентную первой и
предложенную Папюсом, где вершины пунктирного треугольника суть отражения
вершин сплошного треугольника, их отрицательные полюсы, если хотите - их
жены.
Вся схема двух треугольников обнаруживается дальнейшими проявлениями
седьмого аркана, номер которого и ставим посередине.
Теперь займемся самим седьмым арканом.
Знак алфавита z = 7 (Zain или Sajin) имеет
астрологическим соответствием зодиакальный знак Близнецов
H, а иероглифом - стрелу в прямолинейном полете:
стрела пущена, и с этого момента правильным прицелом обеспечено ее
победоносное движение.
Заголовки аркана будут нам даны тремя частными случаями арифметического
разложения его номера на слагаемые, если только мы порядок этих слагаемых
определим в эволютивном смысле.
Разложение 7 = 3 + 4 дает нам в сфере проявлений Архетипа господство Духа
(Natura Divina = 3-й аркан) над формой (4-й аркан) и определит заголовок
- Spiritus dominat Fоrmam.
Разложение 7 = 4 + 3 дало бы обратный девиз, присущий обскурантизму и
ухищрениям черной магии.
В плане человека мы будем руководиться разложением 7 = 1 + 6 = Воля +
Испытание двумя путями = Победа.
Заголовок будет - Victoria. Невыдержание испытания (7 = 6 + 1) было бы
эквивалентно термину поражение.
В плане Природы применится весьма интересное разложение 7 = 5 + 2, т.е.
постановка тезиса о господстве пентаграмматических начал (традиция,
обычай, Religio) над 2-м арканом (= Natura Naturata = реализованные
Природой объекты), что сведется к тезису права собственности и заголовку
- Jus Proprietatis.
Разложениями, давшими нам заголовоки аркана в областях теософического
тернера, не исчерпывается арифметическое содержание аркана. Возможно
разложение 7 = 3 + 1 + 3, в котором элемент Воли (1) балансирует между
двумя треугольниками Архетипа и Природы; возможно разложение 7 = 2 + 3 +
2, где центральный Тернер Эманационного Мира управляет двумя
бинерами-лингамами Человека и Природы, схожими в вопросе об
оплодотворении.<25>
Но все эти побочные разложения реже рассматриваются Школами при изучении
7-го аркана, чем вышеупомянутые.
Название картинки аркана - Curriculum Hermetis - колесница Гермеса -
подсказано ее содержанием наравне с вульгарным названием - le Chariot.
Перехожу к анализу самой картинки.
Наверху виднеется лазоревый балдахин, усеянный золотыми сплошными
пентаграммами. Это - высшие подпланы астрала с их обитателями -
Пентаграммами, превосходящими властью Человека и подчас осеняющими его
своим протекторатом.
Поддерживается этот балдахин четырьмя столбами Герметических
Добродетелей, вылившихся в девиз - oser, se taire, savoir, vouloir.
Между этими столбами протекает деятельность Мага-Победителя,
помещающегося под балдахином, увенчанного золотой короной с тремя
пентаграммами добровольного сознательного проникновения в тайны трех
планов Вселенной и одетого в панцирь Знания и Победы, охраняющий его от
многих элементов, опасных, пагубных для профана.
На правом плече Победителя (картина составлена вертикально) красуется
белый серп Луны (возможность реализации эволютивного, утончающего
характера, соответствующая девизу - Solve), на левом - темный серп Луны
(уменье сгущать формы, реализовать в низших подпланах - девиз -
Coagula).
Панцирь носит отпечаток тех методов, которыми Победитель сумел себя
оградить от напастей: на нем фигурируют 3 наугольника, 3 прямых угла -
правильность логического мышления, облечение мысли в правильную форму,
осмотрительность и безошибочность в реализациях физического плана.
В правой руке Победителя - жезл, украшенный шаром, на который опирается
квадрат, поддерживающий в свою очередь равносторонний треугольник: Дух
доминирует над Формой, а для последней земной шар (= физический план)
служит опорой.
В левой руке мы видим Меч Победы - т.е. оружие в физическом плане или
убедительное слово в промежуточных подпланах, образность этого слова в
астральном и острота мысли в ментальном.
Куда стал Победитель, чтобы отпраздновать свой триумф?
Он поместился на Колеснице кубической формы (его же реализация; см. 4-й
аркан).
Каким процессом порожден этот кубический кузов повозки?
На лицевой ее стороне написан ответ в виде двух символов:
наверху египетский орнамент в виде шара (Jod) с двумя змеевидными
отростками (2 He), поддерживаемого распростертыми крыльями (Vau);
конечно, это динамический цикл hvhi.
Пониже красуется лингам, намекающий на второе чтение Великого Имени -
Iodheva или Iodhava = мужское начало + женское.
Везется колесница двумя сфинксами символической пары сил астрального
бинера, средней части Великого Аркана; левый сфинкс - черный, правый -
белый; сфинксы смотрят друг на друга, но тянут в разные стороны (2
полярности в одном общем астральном вихре "tourbillon").
Сфинксы бегут по поверхности большого глобуса - это кватернер
элементарной Rota Великого Аркана.
Колеса колесницы скованы так, что видны шляпки гвоздей, придерживающих
ободья.
Колеса - это вихревые образования, служащие для переноса tourbillon;
шляпки гвоздей фигурируют глаза - этим хотят сказать, что клеточки этих
образований обладают индивидуальностью и собственным миросозерцанием.
"А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг
полны были глаз". (Книга пр. Иезекииля, гл.
I, ст. 18).
Как видите, картина весьма син<->тетична - следствие синтетичности самого
аркана, завершающего первый мажорный септенер Тарота.<26-27>
От картинки аркана естественно перейти к пантаклю.
Древние и средневековые оккультисты связывали с седьмым арканом
представление о семиугольной звезде типа чертежа 26.
Новейшие оккультисты часто пользуются пантаклем чертежа 27.
Обоим пантаклям не приписывается реализационной силы. Ими пользуются лишь
как символами. Оба их можно перевернуть, и тогда они будут
символизировать девиз черной магии, соответствующий разложению 7 = 4 + 3,
т.е. "ставьте себе целью запутыванием и осложнением системы формальных
проявлений подавить тернер духовных проявлений, затемнить людям
понимание сути мироздания и по<->ра<->бощать жертв построенного таким
путем обскурантизма".
В посвятительных церемониях, при испытании неофита на страх астральных
проявлений, путь последнего в помещении, где ему являются действительные
или симулированные астральные клише, совершается по коврикам, на которых
изображена семиугольная звезда, у белых магов - в прямом положении, у
черных - в обратном.
Поговорим о пантакле септенера, который нам еще пригодится в дальнейшем,
зададимся целью изучить важнейшие септенеры, расположив их в
аналогические таблицы.
Я хочу начать с Великого Септенера Вторичных Причин.
В третьем аркане вы ознакомились косвенно с рядом тернеров типа
восходящего треугольника, которые легко резюмировать обобщенным
представлением Тернера Первичных Причин.
Если унитарист, проникнутый оккультными теориями, приступает к изучению с
чисто научной точки зрения тех проявлений Первопричины, которые
очерчивают эманированный ею Мир Принципов, то он в этом Мире отметит 3
Причинности (tres Causae Primae): Нейтральный элемент, элемент Бытия (+)
и элемент Знания (-).
Таким образом, представление об Эманационном Мире в Высшем его Плане
выльется в представление Идеи Проявления, разлагающегося полярно на Идею
Того, что познает, и Идею Того, что можно познавать. Третья Идея (-),
естественно, будет ограничивать область проявления второй.
Если мы захотим создать символическое пространственное представление этой
области, то идею Проявления мы наградим символом совокупности нас самих и
мирового пространства, заполненного мириадами мириад солнечных систем.
Эта совокупность символически же разложится на нашу пытливость (+) в
астрономической области и на объекты (-) этой области, именуемой условно
Алкионарной Системой.
Три Первых Причины принципиальных проявлений в плане анимическом дают ряд
отражений, которые древние школы стремились свести в семеричную систему
т.н. Вторичных Причинностей (septem Causae Secundae).
Символически эти Причинности удобно связываются с представлением о том,
что древние называли Семью Планетами нашей системы.
В основу этого символизма легли наблюдения многих столетий (а может быть,
и тысячелетий), установившие связь между угловыми элементами планет на
небесной сфере и преобладанием тех или других влияний анимической сферы в
земной жизни.
Теперь нам надлежит разъяснить, что мы будем разуметь под термином
"планета" и "планетное влияние".
Астрономия и астрофизика занимаются между прочим и семью коагулятами,
которым мы дадим названия тела Сатурна, тела Юпитера, тела Марса, тела
Солнца, тела Венеры, тела Меркурия и тела Луны.
Многие области знания усердно штудируют восьмой объект - тело Земли.
Мы свяжем с представлением о каждом из этих коагулятов, относимых нами к
физическому плану, еще по 2 пары представлений, из которых одна ляжет в
план астральный, а другая в ментальный.
Например, у Земли мы, кроме тела в физическом плане, будем искать Гения и
Астросом в астральном плане, Духа и Ангела в ментальном плане.
Дух Земли - это синтез духовных побуждений земного Человечества по адресу
Земли. В настоящий момент Духом Земли будет синтетическая идея наших
цивилизационных стремлений к переработке наших отношений к планете; если
хотите - идея ее благоустройства.
Ангел Земли - это идейная часть того противодействия, которое земная
карма оказывает этим стремлениям. Дух эволютивен, Ангел инволютивен.
Когда бинер "Дух - Ангел Земли" будет нейтрализован соглашением его
элементов, задача эволюции Земли будет разрешена в принципе.
Гений Земли - это синтез форм, в которых Дух проводит свои эволютивные
идеи. Это те формы и формальные методы, которые Человечество проводит в
системе возделыванья им планеты, приспособления ее к своим целям.<28>
Астросом Земли - это тот синтетический астральный tourbillon, который
борется в своем плане с Гением, пытаясь отстоять цели Ангела.
Нейтрализация бинера "Гений - Астросом Земли", дает формальное решение
задачи эволюции Земли, не создавая еще реального разрешения этой задачи,
которое должно быть отнесено к нейтрализации бинера "тело земного
Человечества - тело Земли".
Если нейтрализацию Высшего Бинера назвать Царствием Божиим (на Земле) в
принципе, то второй бинер нейтрализуется Царствием Божиим в формах, а
третий - в реальностях.
На каждой из семи т. наз. планет происходит нечто аналогичное. У каждой
из семи планет есть Дух с Ангелом, Гений с Астросомом и своего рода
Человечество (в мире животном, растительном или минеральном - смотря по
степени развития планеты).
Жизнь планетная для нас, вообще говоря, если и понятна, то невыразима при
помощи формальных элементов земного построения схем. Мы можем учитывать
лишь те элементы планетной жизни, которые отражаются определенными
формами в сфере земной жизни. Астрология, каббала, магия и т.п.
говорят ясно лишь о влияниях Духа, Гения и т. п. той или другой планеты,
а не об их сущности и натуре. Мы характеризуем знакомых по тому, как они
проявляют себя по отношению к нам; об их домашней жизни мы мало знаем.
Вот эти-то неполные характеристики мы и ставим в аналогическую связь с
Вторичными Причинами, давая последним планетные имена.
Не забудьте, что важнейшие мифологические эгрегоры, носящие у нас
названия "древних богов", стояли в тесной астральной связи с планетными
сущностями, в той форме, в какой они проявлялись в определенные эпохи.
Это усиливало богов. Но планетные сущности видоизменялись в своей
эволюции, боги были более стационарными, связь ослабевала, и в эпоху
проникновенного оккультиста и великого аскета, именуемого в истории
Юлианом Отступником, мифологические эгрегоры настолько ослабли, что
вызов, задуманный и выполненный упомянутым магом, доставил ему "зрелище
шествия поблекших, исхудалых, больных богов древности".
После этого предисловия я вправе перейти к перечислению планетных влияний
и их соответствий.
Представим себе 7 Вторичных Причинностей, отраженными треугольником
Первичных Причинностей, в схеме трех столбцов.
Планетам правого столбца (+) присвоим названия добрых. Планетам левого -
названия злых. Про Солнце скажем, что оно синтетично; про Меркурия - что
он приспособляется; про Луну - что она пассивна.
Солнце по отношению к Луне будет мужским элементом, оплодотворяющим ее
при посредстве Меркурия.
Марс с Венерой сближаются в силу существования в синтетичном Солнце
элементов того и другой; так же сближаются Сатурн с Юпитером.
Про Марса, Аполлона (Солнце), Сатурна, Юпитера будем говорить, что это
мужские планеты; про Венеру и Луну, что это женские планеты (по чисто
мифологическим соображениям). Меркурию приписывается андрогинат, что
согласуется с его ролью посредника при оплодотворении, т.е. схемы
совокупности мужских и женских половых органов.
Теперь сведем 7 Вторичных Причин с их важнейшими аналогиями в общую
таблицу. Столбцы этой таблицы дадут нам повод к целому ряду комментариев,
помещаемых после таблицы.

Комментарии
1) К столбцу планетных знаков.
Планетные знаки составлены в первоначальном начертании из следующих
элементарных символов: 1) o знака Солнца - символа
эманации жизненной энергии, питательных флюидов.
2) 2 знака Луны - символа способности восприятия,
интуиции, способности отражать полученные флюиды. 3) + знака элементов,
стихийных влияний.
Соответственно этому знак Сатурна имел следующее начертание:
s - элементы доминируют Луну, т.е. в жизни Сатурна,
или, лучше сказать, в восприятии нами влияния Сатурна, стихийные влияния
(обстановка) играют более важную роль, нежели интуиция воспринимающего
субъекта или объекта.
В знаке Юпитера мы имеем j, т.е. обратное положение.
В знак Марса r кроме знака Солнца вошла стрелка,
указывающая на особенность восприятия жизненных флюидов под влиянием
Марса. Стрелка указует на огневые знаки Зодиака, усиливающие поступление
флюидов и придающих их восприятию особую стремительность - все, что
посылает Марс, получается в мощной форме и неожиданно.
Знак Венеры v показывает, что в области ее влияния
важнее элемент запаса жизненных сил, нежели обстановка.
Синтетичный знак Меркурия разложится так:
m, т.е. при его влиянии самое важное -
восприимчивость субъекта, на втором плане - поступление жизненного
материала, а потом уже - учет обстановки. Напр. в вопросе обучения на
первом плане - способности ученика, на втором - качество школы, на
третьем - обстановка ученья.
Некоторыми писателями введен знак Земли y, печально
истолковываемый как преобладание в земной жизни влияний обстановочных над
запасом жизненных астральных начал в субъекте. От комментариев
воздержусь.
2) К столбцу планетных ангелов.
Нами приведены лишь наиболее употребительные названия ангелов. Разница в
наименовании ангела одной и той же планеты отчасти зависит от
параллелизма наречий еврейского, халдейского и сирийского, отчасти от
вошедших позднее в употребление наименований Гностической Школы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50