Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



Колесо Иезекииля в интерпретации Розенкрейцерских Школ фигурируется
чертежом 31-м.
Сплошной крест дает схему кватернера hvhi, т.е.
одного из динамических циклов; кватернер INRI понимается как анаграмма
одного из трех тезисов:
Igne Natura Renovatur Integra.
Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum.
In Nobis Regnat Iesus.
Первая строка нам уже встречалась; она разъясняет роль "Огня", как
очищающего и обновляющего "элемента", т.е. указывает на средство,
позволяющее вращать "Роту", переходить от цикла к циклу в процессах
произвождения.
Вторая строка указует на название Искупительной Жертвы Христа в
эволютивном вращении "Роты".
Третья строка - девиз первых Розенкрейцеров - переводится буквально так:
"в нас царит Иисус", и, конечно, должна пониматься не в смысле кичливого
обособления Посвященных от профанов, а в смысле указания на долг каждого
из нас разыскивать Христа в своем сердце и этим изысканием опять-таки
вращать кватернер элементов в эволютивную сторону.
Круговая надпись ROTA указывает на направление вращения кватернера
hvhi: от R к O, т.е. так, чтобы
i (Iod) переходил во второе h
(He) - иными словами - в направлении разыскания причинностей.
Общая фигура дает представление о восьмиконечном пучке прямых (8-й аркан)
и о "вращении колеса в колесе" (см. I и X главы кн. прор. Иезекииля).
По Иезекиилю - "цвет колеса подобен цвету топаза".
Колесо Пифагора (черт. 32) отличается от приведенной нами схемы,
во-первых, тем, что места букв hvhi и INRI заняты
прямоугольными звездами; во-вторых, тем, что нет указания на направление
вращения; в-третьих, добавочными знаками внутри колеса, символизирующими
7 вторичных причин и процесс оплодотворения пассивного начала активным.
Совокупность знаков A и W
равносильна лингаму. Сплошной линейный пучок в центре пантакля
символизирует физический план, являющийся как бы жалким островком среди
пены астрального прибоя (внутренний кружок), который, в свою очередь,
представляет ничтожное проявление неизмеримого океана ментальности
(наружное кольцо).
Конкретное толкование пантакля увлекло бы нас в область астрономии, где
наружное кольцо символизировало бы алкионарный звездный мир; внутренний
кружок - Солнечную систему, а центральный пучок сплошных линий -
элементарную жизнь нашей бедной планеты.
Реализационный пантакль имеет следующую форму:
Фон пантакля черный (низший астрал), наружный квадрат серебряный
(готовая, пассивная рамка, в которой хотят что-нибудь реализовать);
внутренний квадрат золотой (активные усилия, имеющие выполнить
реализацию). Буквы восемь раз повторенного Великого Имени должны быть
огненного цвета (Igne Natura Renovatur Integra).<33>
Пантаклем пользуются при сосредоточении на проекте реализации крупных,
важных, имеющих разрешить серьезные задачи ассоциаций, учреждений или
даже отвлеченных нормировок.
Оценку восьмикратного повторения hvhi откладываю до
статьи о десятом аркане.
Лекция XIII
q Девятый Аркан
Знак девятого аркана q (Teth); числовое его значение
= 9; зодиакальное соответствие - Знак Льва (L).
Иероглифом знака служит крыша, или кровля, как символ покровительства,
защиты, изоляции от вредных влияний.
Картинка аркана изображает собою идущего старца, держащего в правой руке
(не зеркально) лампу с тремя огнями.
Лампа эта отчасти скрыта под обширным плащом с капюшоном, облекающим
старца тройным изгибом своих складок.
В левой руке старца виднеется посох, служащий ему опорой при ходьбе. На
посохе ясно вырисовываются следы трех сучков.
Лампа ясно указывает на Просвещенность в трех планах (3 фитиля). Плащ
почти так же отчетливо символизирует уединение, изоляцию в трех же
планах. Палка дает опору тройственного характера (сучки).
Возраст путника - намек на то, что перечисленными элементами можно
сознательно пользоваться лишь в той поре жизни, когда человека перестают
обуревать личные страсти и перспективы личной жизни и эгоистической удачи
в физическом плане.
Движение странника - указание на невозможность стационарности в развитии
при наличии упомянутых данных.
Приступим к арифмологическому анализу аркана, носящего вульгарное
название l'Ermite и научное название Lux occultata или Lux in Occulto.
Первое двойное разложение в первой своей фазе дает 9 = 1 + 8, т.е. рисует
картину искания уравновешенной, проявляющейся, индивидуализованной
единицы (1) в среде закономерности (8).
Если это среда Архетипа, то в ней человек, жаждущий покровительства,
находит идею и образ Гениев-Покровителей, помогающих ему определить в
себе Человека вообще (свое сверх-Я).
Отсюда первый заголовок аркана: Protectores.
Если розыски производятся в среде Человечества, то речь идет о
самоопределении, астральном самопознании, введении элементов душевной
гармонии в то, что именуют Личностью отдельного человека. Процесс этой
эволютивной работы именуется Посвящением (Самопосвящением, т.е.
разысканием Покровителя в самом себе).
Второй заголовок будет Initiatio.
Если мы погрузимся в среду Природы вещей физического плана, то все
сведется к умению стать лицом к лицу с индивидуализованным богом
материалистов, именуемым Случаем. Под его покровительство трудно стать,
не сообразуясь с данными теории вероятностей, которая в различных фазах
жизни диктует нам различные степени Осторожности.
Отсюда третий заголовок - Prudentia.
Вторая фаза первого разложения дает 9 = 8 + 1.
Здесь закономерность (8) среды давит и увлекает косную, хотя и здоровую
личность (1), не умеющую в просвещении, в самоограждении и в искусстве
осторожно лавировать далее степени, продиктованной ее средой.
Это формула талантливых людей, засасываемых средой или эпохой и потому не
имеющих личной роли в процессе эволюции Человечества.
Второе двойное разложение номера аркана даст прежде всего формулу 9 = 2 +
7, т. е. - Науку (2) Победителя (7).
Какого Победителя? - Того, который прошел стадии метафизических семи
первых арканов.
Какова эта наука? - У нее две стороны: женская, пассивная, восприимчивая,
именуемая - "Divinatio", т.е. умение "видеть" в Архетипе, Человеке и
Природе.
Пророческий экстаз, внезапное освящение Благодатью, дающей вдохновение на
созидание религиозного культа и его морали, будут хорошими примерами
дивинации по Архетипу.
Дивинация по Человеку сведется к сенситивности в области астральных
проявлений ближнего (смотрение аур, быстрые суждения о характере,
развитии и степени нравственной эволюции, оценка способности одической
эманации и т.п.), а также к тем системам, которые носят общеизвестные
названия хиромантии, френологии, физиогномики и т.д., и с которыми нам
придется иметь дело в 17-м аркане.
Дивинация по Природе выливается в формы, известные под названиями -
астрологии, геомантии и ее подотдела - картомантии, гидромантии,
пиромантии и т.п. гаданий по стихиям (опять 17-й аркан).
У Науки Победителя есть и мужская, активная сторона - уменье владеть
астралом, т.е. направлять и применять энергию своей личности в формах
магнетизации, телепатии (передача форм на расстоянии) и даже
экстериоризации астросома, а равно и уменье формулами церемониальной
магии насильственно входить в общение с теми или другими астральными
сущностями.
Вот область Науки Победителя: область, увлекающая многих глубиною и
широтою своих применений, часто опасных, нередко - гибельных для самого
ее обладателя.
А может ли Победитель добровольно отречься от деятельности и от
восприимчивости в ее области, дорожа безопасностью своей победоносной
личности (7), ставя эту личность впереди интересов науки (2)? - Может.
Это будет разложение 9 = 7 + 2.
Переходим к разложению 9 = 3 + 6. Метафизика (3) стоит впереди выбора
пути (6); метафизика, так сказать, определяет выбор пути.
Но что же, скажут мне, кроме метафизического миросозерцания, может
повлиять на этот выбор?
Да конечно импульсивность.
Не буду говорить об инстинктах (физический импульсивный человек). Не буду
говорить о страстях астрального импульсивного человека - это все просто и
уже затронуто в курсе. Лучше займусь интеллектуальным импульсивным
человеком с его суевериями, предрассудками и условностями.
Важнее всего - суеверия, как высший тип препятствий к Посвящению. Ими и
займемся.
Что есть суеверие? - Это импульсивно признаваемый остаток форм, когда-то
бывших обязательными, целесообразными при порождении субъектом астральных
клише и волютивных сущностей, но в данный момент, вследствие
продвинувшейся эволюции субъекта, сделавшихся тяжеловесным багажом,
стесняющим или задерживающим проявления его самобытности.
Из определения явствует, что план суеверия всегда астральный, но, в
зависимости от области ощутительных соответствий клише суеверия, я
подразделю их на мистические, астральные и физические.
Если человек живет в условиях, уничтожающих для него реальность
какой-либо меры гигиенического обихода, и тем не менее строго
придерживается этой меры, то он может считаться суеверным в области
физического плана.
То же я скажу о человеке, который, обладая достаточным развитием, чтобы
медитацией определить для себя возможность молиться вне храма,
построенного из кирпичей, плачется о том, что отсутствие такового мешает
его теургическим занятиям.
Примером астрального суеверия пусть послужит убеждение мага, дошедшего в
своей власти до той стадии, при которой его идеи сами по себе облекаются
астросомами, в невозможности оперировать без произнесения той или другой
формулы, без соблюдения того или другого символизма.
Другим примером, несколько комическим и весьма обиходным, да послужит
человек, признающий понедельник тяжелым днем, или тринадцатое число -
несчастливым, не имея на то никаких эмпирических данных в своей
автобиографии.
Примеров мистического суеверия можно привести много.
Мы видим людей, твердо убежденных в том, что нет спасения вне
совокупности мельчайших подробностей определенной вероисповедной догмы.
Одновременно с этим мы видим людей, равнодушных к дифференциации
вероисповеданий, лишь бы таковые признавали определенный, дорогой им
догматический элемент, напр., догмат Искупления Воплощением.
Встречаем мы и людей, требующих от религии одного лишь признания наличия
возможности Реинтеграции Человечества путем эволюции.
Конечно, человек третьей категории считал бы суеверным равного себе по
развитию исповедника догмы второй категории, а человек второй категории
имел бы то же мнение о равном себе, ставшем в первую категорию.
Из всего сказанного явствует, что нельзя определять никакое клише как
абсолютное суеверие. Для оценки суеверия необходимо иметь точное
представление о ментальности, астральности и физическом состоянии
субъекта.
Непонимание этих тезисов всегда влекло за собою нападки на Посвятительные
Центры за то, что они якобы преподносят разные догмы, разные этические
кодексы и разные реальные обязанности Посвященным различной степени.
В заключение формулирую весьма важный тезис, подлежащий вашей медитации.
Если мы оказываемся имеющими власть над равными нам по ментальному,
астральному и физическому развитию, то это почти всегда имеет место лишь
в силу им присущих суеверий, предрассудков или условностей.
Предрассудок в области гражданственности и условность в области
житейского обихода играют ту же роль, что и суеверие в области
догматического миросозерцания.
Обратное разложение 9 = 6 + 3 будет, конечно, интерпретироваться: "выбор
пути (6) определяет дальнейшую метафизику (3)".
Эта формулировка вызовет ассоциативно представление о поведении людей,
избравших (часто недостаточно сознательно) определенную тропу,
определенный образ действий, и тем самым принужденных в дальнейшем
подыскивать метафизические данные на пользу и в оправдание своей
деятельности, побуждаемых к этому частью необходимостью поддержать в себе
самоуважение, частью желанием отстоять свое достоинство перед другими.
Четвертая схема арифмологического разложения номера нашего аркана 9 = 4 +
5 интерпретируется как восхождение от плана элементов (4) к плану
астральному (5).
Мы хотим этим сказать, что в программу Посвящения должен входить разумный
учет всех данных фактического характера, доставляемых физическим планом.
Маг горд своей астральной наукой, но он благоразумно сообразует
проявления своей воли не только с астральными влияниями, но и с
условиями, знанием которых он обязан физике, химии, астрономии,
физиологии и т.п.
Если можно операцию отложить до хорошей погоды, он не преминет это
сделать; он не станет оперировать будучи больным; он сознательно
применяет режимы гигиены физической чистоты (омовения, питание свежими
продуктами, отстранение всякой фальсификации пищевых продуктов и
напитков); он отлично знает, что переутомление работой так же опасно, как
и праздность; он осторожно избирает место жительства, если чувствителен к
климатическим условиям; он, наконец, всегда и во всем сообразуется с
данными теории вероятностей (что мы и называем осторожностью в физическом
плане).
Обратное разложение 9 = 5 + 4 дает формулировку, разумно приложимую лишь
к единичным исключительным явлениям и операциям, по большей части
отличающимся кратковременностью.
Эта формула (5 + 4) диктует нам: "воля личности (5) наперекор стихии
(4)".
Бывают случаи отдельных реализаций, играющих роль заклепок или гвоздей в
общем механизме планомерной работы. Важно забить эти гвозди в
определенный момент, независимо от физических трудностей и от кажущейся
несвоевременности работы в плане стихий. Это нужно - и мы пускаем в ход
активного Марса нашей астральности, хотя бы достижение цели нам стоило
потери громадных количеств жизненной силы или материальных средств.
В девятом аркане, несмотря на всю важность двойных разложений, следует
оставить центральное место за симметричным тройным разложением 9 = 3 + 3
+ 3.
Если двойные разложения нам дали определение посвящения и указания на
средства к его достижению, то это тройное разложение определит
иерархические ступени самого посвящения.
Мы в посвятительной шкале будем различать три цикла с подразделением
каждого на три степени.
Низший цикл условно назовем физическим, ибо он характеризуется тем
обстоятельством, что посвящаемый является на церемонию Посвящения в
физическом теле, и самая церемония производится в определенной области
пространства трех измерений воплощенным Посвятителем. В составе
физического Посвящения надо различать три элемента: ментальный -
догматическое содержание т. наз. Тетрадей Посвящения или сообщаемой устно
Формулы Посвящения; астральный - флюидическое, магнетическое воздействие
Посвятителя на посвящаемого + символизм Посвящения; наконец, физический -
совокупность манипуляций в физическом плане, сопровождающая акт
Посвящения.
Догматическое содержание младшей из физических Степеней представляет
собою Синтез Теогонических, Андрогонических и Космогонических воззрений
Школы, тонизированный нормальной схемой Великой Драмы человеческого
Грехопадения и методологией Реабилитации Человека.
Вторая Степень ознакомит посвящаемого с астральным планом, даст ему
возможность правильных о нем суждений (теория) и научит его
воздействовать на этот план, не покидая собственного физического тела
(часть Психургии и вся Церемониальная Магия).
Третья физическая Степень введет посвящаемого в область Универсальной
Любви путем Этического Герметизма.
Все эти три степени могут быть достигнуты без участия воплощенного
Посвятителя. Для этого достаточно обладать определенным интеллектуальным
и этическим развитием (что отчасти зависит от числа предшествующих
инкарнаций субъекта) и притом пользоваться известным астральным
протекторатом. Я, конечно, не упоминаю о необходимости неуклонного,
прочно установившегося желания Посвящения.
Выходит, что при наличии определенных условий Посвящение в степени этого
цикла не требует присутствия другого человека, кроме посвящающегося.
Иными словами, последнему достаточно осмысленного созерцания Природы и
переработки его медитацией параллельно процессу самопознания. Вот почему
я позволю себе сказать, что т. наз. физический цикл Посвящения дается нам
Природой, как третьим звеном теософического тернера.
Элемент астрального, флюидического воздействия Посвятителя на
посвящаемого сводится к процессу воздействия воли Посвятителя на
астральное тело ученика в видах расположения такового к самопереработке в
посвятительном направлении, т.е. к приобретению определенных степеней
интуитивности и активности, нейтрализованных душевной гармонией.
О символизме и ритуальных особенностях Посвящения мне здесь говорить не
приходится - это элементы, определяемые духом той или другой Школы,
веяниями той или другой эпохи; а иногда и личными вкусами Посвятителей.
Я считаю себя вправе перейти к Посвящению в степени второго цикла,
который позволю себе назвать астральным, ибо характеристикой его послужит
необходимость для Посвящаемого экстериоризоваться в астросоме и в этом
виде вступить в общение с Учителем (или Учителями).
Учитель-Посвятитель, с которым неофит вступает в чисто энергетическое
соприкосновение, уже по существу не зависящее от грубого представления о
времени и не могущее координироваться в пространстве трех измерений,
может быть или тоже экстериоризовавшимся человеком, или двупланным
элементарием человеческой сущности. Во всяком случае, Учителем здесь
будет некоторая Личность, что мне даст право сказать, что второй
посвятительный цикл дарится нам Мировым Астральным Человеком.
Понятно, почему мне не придется здесь говорить о содержании Посвящения, а
также о его ритуале. Отметим однако одно очень важное обстоятельство:
традиционный розенкрейцерский пробный астральный выход ученика в
сопровождении "Тех, которые прошли туда раньше его", выход, столь изящно
символизированный в физическом плане церемонией посвящения в 18-ю
Шотландскую степень масонства с обстановочной стороны, а Христианским
Крещением с идейной стороны, должен иметь место в той или другой форме не
позже промежутка между третьей (высшей) степенью физического цикла и
первой (младшей) степенью астрального.
Переходя к степеням высшего цикла, который я позволю себе назвать
ментальным, я охарактеризую его как простое присоединение человеческой
сущности к тому потоку идей, сродство с которым естественно определяется
типом ее монады.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50