Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



Здесь нет личности Учителя, выполняющей акт Посвящения: здесь просто
Коллективный Вселенский Человек принимает в свое тело законно
принадлежавшую ему от начала века клеточку, очистившуюся от скверны
падения и возвращающуюся на свое место с запасом приобретенной Мудрости.
Конечно, и тут отпадает вопрос о содержании и ритуале Посвящения, но я
считаю себя вправе сказать, что наличие этого Посвящения обосновано на
процессе эманаций Архетипа, приведших к принципу существования
коллективного Единого Человека в его первобытной чистоте.
Принято говорить, что на это Посвящение человек является
экстериоризованным в т. наз. "ментальном теле", т.е. в той
тонко-астрализованной оболочке духовной монады, которая присуща ей даже
на ступени ее органического общения, как клеточки Коллективного Человека,
с другими его клеточками.
Если между младшей степенью астрального цикла и старшей степенью
физического помещался процесс розенкрейцерского "Астрального Крещения",
то между старшей степенью астрального цикла и младшей степенью
ментального должна быть помещена фаза так называемой розенкрейцерской
Реинтеграции.
"Реинтегрированными Братьями Креста-Розы" называются элементарии, хотя,
может быть, сохранившие среднюю астральную оболочку, но умеющие от нее
отделяться подобно тому, как воплощенные люди могут экстериоризоваться в
астральном теле.
Реинтегрировавший Розенкрейцер как бы временно усыпляет средний астросом,
т.е. добровольно отказывается от энергетических проявлений, ограничивая
свою деятельность ментальными проявлениями, свойственными клеточке Адама
до падения, подобно тому как мы при экстериоризациях добровольно
отказываемся от чувственных восприятий ради сбрасывания с себя рабства
времени и пространства трех измерений.
Но ведь мы пользуемся экстериоризацией для операций в физическом плане на
почве медиумических проявлений, попутно вампиризируя низший астраль
других организмов и их физические тела.
Реинтегрированный Брат Креста-Розы может воспользоваться ментальной
экстериоризацией для займа форм среднего астрала с целью порождения
эволютивных астральных клише вне сферы его обычной деятельности в среднем
астрале, например, с целью дополнить посвящение астрального характера
какой-нибудь цепи, отличной от собственной его средне-астральной
эгрегорической среды.
Вы спросите - может ли быть ментально посвященным воплощенный человек?
Да, это возможно, ибо возможна экстериоризация в ментальном теле при
каталепсии физического тела и большей части астросома. Это - Экстаз; но
как он короток у воплощенного человека и как трудно пронести добытые
крохи реинтегрирующейся ментальности в наш физический мир не искаженными
по существу!
Люди, достигающие этого, именуются Учителями. Как профаны, так и
Посвященные поневоле выделяют их из толпы, рассматривая их как
Посланников Высшего Плана, т.е. признавая за ними обязанность жить не для
себя, а для нас и тем самым мысленно, фигуративно отнимая у них
физическое тело и все низшие астральные подпланы, ненужные
Реинтегрированному Брату Креста-Розы.
Так мы обращаемся с Пророками, так мы относимся и ко многим Учителям
Посвятительных Школ, исправляя своими требованиями аномалию, созданную
высокими порывами Ментально Крещенных небестелесных Братьев.
Еще одно маленькое примечание: в ментальном цикле Посвящение совершается
само собой, тут не может быть вопроса о желании или согласии
посвящаемого, ибо Пентаграмма его теряет характер личности при самом
процессе Реинтеграции. Тут нет личных желаний и страстей; тут работа
клеточки, сознательно разделяющей волевые импульсы Мирового Человека в
определенной частной области его организма.
В астральном Посвящении посвящаемая Пентаграмма вправе не только хотеть,
но и требовать Посвящения, подобно тому как ромб имеет право на
зачисление в параллелограммы процессом обращения к определению такового.
Здесь воля Посвятителя должна покориться логике Посвящаемого.
Иное дело в физическом цикле. Там Учителю познание степени развития
ученика затруднено сложностью дивинационных процессов и зависимостью
интуиции Учителя от момента, в который он оперирует, и от степени
интересов, вызывающих его на медитацию об объектах, посторонних вопросу о
Посвящении данного лица.
Здесь ознакомление с учеником совершается постепенно, не по заказу, и
важно, чтобы приглашение к Посвящению исходило от Учителя. Согласие или
несогласие ученика служит хорошим контрольным аппаратом интуиции Учителя.
Когда последний ошибается и рискует принести Посвящением вред, ученик
часто отказом избавляет себя от опасности, а Учителя - от пятна на Карме,
но опять-таки повторяю - возможно и желательно Посвящение без Учителя,
роль которого главным образом сводится к констатированию факта
Посвященности.
Скажу несколько слов о значении физического цикла Посвящения. Конечно,
суть дела в астральном Посвящении и вытекающей из разумной его культуры
Реинтеграции. Но возможно себе представить период времени, даже целую
эпоху, в течение которой, вследствие непопулярности оккультных учений или
наличности веяний мирского, так сказать - антипосвятительного характера,
ни у кого не хватит герметических добродетелей для достижения хотя бы
младших астральных степеней.
Вы скажете: не беда! Эпоха эта пройдет, и снова появятся Посвященные.
Это так, Посвященные явятся, но заброшенность Оккультизма в течение целой
эпохи, забвение символов и методов первоначальной подготовки сильно
затруднят этим Посвященным влияние на современное им общество и, в лучшем
случае, вынудят их к выработке сызнова методов подготовки учеников,
элементарного символизма, допускающего многостепенное толкование
элементарных приемов тренировки, механизма применения посвятительной
дисциплины и т.п.
Когда же "Великая цепь Преданий" не обрывается, существуя непрерывно хотя
бы только в пределах физического цикла Посвящения, мы всегда имеем
наличную группу "Хранителей Предания", так сказать - архивных сторожей и
верных летописцев истории Эзотеризма, не всегда глубоко посвященных в
таковой, но непрерывно соблюдающих систему связей между внешне-масонскими
и глубоко-эзотерическими манифестациями Человечества.
Оттого все историки Эзотеризма и все его практики придавали большое
значение преемственности Посвящения физического цикла и характеристике
его нормальных степеней.
Во второй половине XVIII столетия (1760) возникло течение, которое, по
имени его основателя Martines de Pasqually (или Pasqualis), должно бы
называться Мартинезизмом, но более известно под именем Мартинизма,
благодаря трудам философа-теурга Claude de St. Martin.
Школа Мартинеца Паскалиса представлялась в форме мощной магической цепи
несколько модернизированного розенкрейцерства, а потому более детальное
упоминание о ней я отложу до 11-го аркана. Что же касается Louis Claude
de St. Martin, то он допустил необычный в то время (и несколько
противоречащий взглядам своего Учителя Паскалиса) институт "свободного
Посвящения" (Initiation libre), дающий возможность преемственной передачи
трех элементов (ментального, астрального, физического) цикла физического
Посвящения независимо от существования лож, братств, кружков и других
типов масонского единения.
Строго говоря, в посвящении Claude de St. Martin имеется лишь одна
степень S***I ***(Superieur Inconnu), даруемая
достаточно посвященным людям типа т. наз. Hommes de desir.
Две позднее введенные т. наз. Орденом Мартинистов степени A
::: (Associe) и I
::: (Initie) суть лишь подготовительные
(ученические) подстепени, облегчающие правильный и осмотрительный выбор
будущих S***I ***.
Claude de St. Martin делил Человечество на 4 типа.
Первый тип - l'Homme du torrent - представлялся ему в той категории
безвольных, малоиндивидуализованных людей, следующих моде данного
мгновения и духу данной эпохи, которая так изводит своим существованием
всякого мыслителя-философа и всякого сознательного передового деятеля.
Вторым типом - l'Homme de desir - он считал людей, сознательно, твердо и
неуклонно ищущих самосовершенствования и Абсолютной Истины путем
созерцания Природы, проникновения в собственное сердце и изучения
источников Предания.
К третьему типу - le Nouvel Homme - de St. Martin относил людей,
достигших известной степени астрального развития и потому уже не
подверженных в суждениях о ближнем и о самом себе тем ошибкам, от которых
не избавлены многие весьма искренние Hommes de desir.
Последнюю категорию - l'Homme-Esprit - составляли, по его мнению, люди,
вполне оторвавшиеся от интересов физического плана и тем освободившиеся,
с одной стороны, от рабства анимической сферы, а с другой стороны - от
неполноты сознания своего Высокого Происхождения в Эманационной Сфере.
Легко видеть, что l'Homme de desir, по нашей терминологии, соответствует
Посвященному младшей степени физического цикла. Ведь он знает, откуда и
куда он идет, т.е. знаком с вопросом о падении и Реинтеграции Человека.
Le Nouvel Homme, как ознакомленный с астралом, попадает во вторую степень
того же цикла, а l'Homme-Esprit, как подвергнувший себя элементарной
герметической переработке,- в третью.
Позволю себе рассмотреть еще одно из тройных арифмологических разложений
номера нашего аркана, а именно:
9 = 3 + 2 + 4.
Нетрудно прочесть это разложение на нашем посвятительном языке:
"Посвящение (9) ведет к Великому Аркану" (его ментальная часть = 3;
астральная часть = 2; элементарная = 4).
Но что, пожалуй, еще интереснее, так это то, что некоторое видоизменение
этого разложения дает схему общего метода тренировки при Самопосвящении.
Напишите 9 = 2 + 3 + 4, взяв слагаемые в натуральном порядке их величин.
Число 2 есть число полярности; идея полярности тесно ассоциирована с
идеей притяжения, магнетизации и т.п. Вот вам первый рецепт: мощным
желанием, настроением истинного Homme de desir, теплой молитвой
намагничивайте мировую среду, и вы притянете к себе индивидуализованные
ее элементы, могущие способствовать вашему Посвящению.
Те из них, которые выше вас, станут вашими Протекторами, а низшие - будут
доступны вашему вампиризму; вы, так сказать, будете ими питаться,
подвергнете их процессу ассимиляции вашему составу.
Число 3, символизирующее уравновешенный тернер, андрогинный по составу,
но могущий проявлять себя как в активной, так и в пассивной областях,
укажет вам на необходимость т. наз.
конденсации в себе всего усвоенного, всего притянутого. Это будет та
работа, которою создаются альтернативы приращения и урезывания
потенциальных активности и пассивности субъекта, или, вернее,- его
астросома, в целях достижения гармонического состояния его, имеющего
стать третьим элементом в упомянутом бинере потенциальностей.
Потом идет число 4. Ведь это символ элементарной Rota, символ применений
(адаптаций) в плане реальностей. Это - проект плодотворной деятельности
адепта, сумевшего достаточно эволюционировать процессом углубления в
самого себя и тренировкой собственной личности. Это то, что масоны так
удачно называют в ритуале Мастерской Степени "Путешествием для
распространения Света", уподобляя Мастера Солнцу, восходящему,
кульминирующему, заходящему и продолжающему свой путь под горизонтом для
того, чтобы начать на следующее утро новый цикл движения, новую
четырехфазную суточную Rota.
Это 4 будет намек на эманационную фазу магического развития, на
Учительство.
Закончив этим арифмологический анализ нашего аркана, вернемся к его
картинке с целью медитации ее элементов.
Лампа Старца обыкновенно именуется Светом Гермеса Трисмегиста.
Ведь Гермес есть олицетворение стройной системы метафизических знаний,
астральных умений и науки физического плана, процветавших в Египетских
Святилищах Древности.
Необходимость этой лампы для Посвященного равносильна тезису: "Не
пренебрегай светской наукой физического плана, изучай прилежно астрал и
возносись разумом в области трансцендентного и трансцендентального
мышления. Ты трехпланен - учись трехпланно!"
Плащ, изолирующий Старца, именуется плащом Аполлония Тианского,
известного Учителя Александрийской Школы.
Он есть символ самоопределения монады в ментальном плане, самопознания в
астрале и одиночества в физическом плане.
Определить себя в ментале - значит ясно сознать свою роль клеточки
организма Ментальности Коллективного Мирового Человека со всеми цветовыми
оттенками этой роли.
Астральное самопознание - типичный путь развития самого Аполлония - это
углубление в свойства собственного астросома, строгий его анализ, строгая
классификация его ресурсов, ориентировка (если так можно выразиться) его
молекулярных магнитов и, наконец, синтез его в переработанном виде.
Биографы Аполлония весьма наглядно характеризуют эту деятельность,
рассказывая, что Великий Маг сосредоточивался на созерцании собственного
пупа, завернувшись в шерстяной плащ.
Об одиночестве тоже надо поговорить. Что значит - быть одиноким? Это
значит - владеть способностью работать, медитировать, независимо от
наличии энергетических влияний других человеческих пентаграмм.
Одиноким можно быть и среди шумного собрания.
На первоначальных степенях развития многим приходится однако прибегать к
фактическому уединению в физическом плане, к т.
наз. отшельничеству. Прием этот имеет свои хорошие и дурные стороны.
Хорошая сторона отшельничества сводится к следующим элементам: в ментале
облегчается молитва; в астрале получается возможность очищения процессом
продолжительного молчания (один из заветов Пифагорейской Школы); в
физическом плане - сокращается потеря времени на житейские сношения.
Дурными сторонами отшельничества считаются: в ментальном плане -
затруднительность быстрых справок об успехах других в метафизической
области; в астральном плане - некоторое отсутствие поддержки цепи
однотонных с вами работников эволютивного типа, увеличивающее для вас
опасность в моменты пассивности подпасть под временное влияние т. наз.
низшего астрала, одаряющего нас дурными клише; в физическом плане
сказываются как раз последствия этих влияний, чаще всего в форме
сексуальных проявлений, носящих названия инкубизма и суккубизма.
Дело в том, что элементарии (и даже экстериоризовавшиеся колдуны) могут,
совершив медиумический заем у самого отшельника или у окружающего его
органического царства, материализоваться в достаточно конденсированном
состоянии, чтобы осуществить акт coitus'a с отшельником (суккубизм
астральной сущности), или отшельницей (инкубизм астральной сущности).
Инкубы и суккубы, конечно, приносят большой вред, во-первых, возможностью
физического ослабления своей жертвы, во-вторых - учащением для нее в
будущем поводов к порождению собственной волей всякого рода лярв.
Существует попытка устранить дурные влияния отшельничества, сохранив по
возможности хорошие; иными словами - попытка нейтрализовать бинер:
отшельничество - общество.
Предложен был и удерживался на практике средний термин - монастырское
общежитие. Институт этот, в зависимости от эпохи, личного состава
монастырей, их уставов и других условий, сильно варьировал в степени
выполнения им своей задачи.
Посох Старца, как символ осторожности, почти не нуждается в комментариях;
о нем достаточно упомянуто.
В заключение анализа девятого аркана позволю себе начертать краткую
программу подготовительных к Посвящению и реализационных по отношению к
нему усилий самопосвящающегося труженика.
Перечислю девять основных циклов этих усилий, отметив, что они чаще
реализуются параллельно, нежели последовательно.
1. Устранять в себе физическую трусость.
2. Устранять в себе физическую нерешительность.
3. Устранять в себе ретроспективные сожаления о том из содеянного, чего
исправить нельзя.
4. Бороться елико возможно с суевериями.
5. Бороться елико возможно с предрассудками.
6. Бороться елико возможно с условностями.
7. Реализовать вокруг себя физический порядок и в самом себе поддерживать
здоровье в таковом же порядке.<34>
8. Достигать равным образом астрального порядка в себе (стремление к
упомянутой уже душевной гармонии) и вне себя (точная классификация и
точное эмпирическое знакомство с сущностями астрального плана и их
проявлениями).
9. Организовать еще и ментальный порядок, т.е. чистоту, ясность,
абсолютность метафизического миросозерцания и полноту сознания своего
эманационного происхождения от Архетипа.
Пантакль девятого аркана реализуется по схеме 9 = 3 + 6, т.е. может
просто сводиться к изображению двух верхних частей того, что мы называли
схемою Великого Аркана.
Есть, впрочем, попытки ввести другую конфигурацию - совокупность девяти
точек (черт. 34), из которых первые три расположены как вершины
эволютивного треугольника, дающего два отражения инволютивного типа (т.е.
еще 6 точек).
Конечно, все это сводится к идее произвождения низших планов Высшим.
Лекция XIV
i Десятый Аркан
Знак десятого аркана в еврейском алфавите i (Jod);
числовое значение его = 10;
астрологическое соответствие - Знак Девы в Зодиаке
(D).
Иероглифом аркана служит указательный палец человека.
Указательный палец служит для повелительного жеста человека.
Если последнего отождествить с Микрокосмом, т.е. рассматривать как
замкнутую систему, то повелительный жест указательного пальца
характеризуется как проявление наружу этой замкнутой системы.
Еще яснее это значение десятого аркана характеризуется фаллическим
начертанием самого знака Jod. Phallus еще более, чем указательный палец,
символизирует упомянутое проявление наружу замкнутой системы Микрокосма.
Картина аркана, именуемая Sphinx или Rota Fortunae (la Roue de Fortune) в
верхней своей части дает изображение Сфинкса, вооруженного мечом и
покоящегося на неподвижно укрепленной платформе. Несколько ниже мы видим
Соломонову Гексаграмму (знак Макрокосма), вращающуюся вместе с колесом,
очерчивающим ее своим ободом. Обойма, на которую опирается ось колеса, в
нижней своей части (под колесом) переходит в двойной кадуцей. Само колесо
с правой стороны (зеркально) своим вращением увлекает вверх (к Сфинксу)
кинокефала Hermanubis с тройным кадуцеем в правой руке. Слева то же
колесо увлекает вниз крокодилье туловище Typhon'a, с человеческой головой
и двузубцем (иногда - трезубцем) в левой руке, направленным вниз.
Что дает нам в общих чертах эта конфигурация?
Какую-то замкнутую систему, одаренную процессами внутренних изменений.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50