Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



...et in terra (4-е прошение) значит в переводе - "... и
астральным порождением закономерных этических проявлений Сефиры
Справедливости (Geburah)".
Panem nostrum quotidianum da nobis hodie (5-е прошение) - какой
"насущный" хлеб?
Хлеб = возможность формально познавать жизнь (ведь сказано "насущный");
днесь = на время от выбора путей по шестому аркану до ближайшего такого
же выбора. Как видите, прошение относится к жизни в Сефире Hod, к
возможности вздохнуть свободно после победоносных выходов из фаз
искушения.<39>
Et dimitte nobis debita nostra (6-е прошение) значит: "Приложи к нашим
личностям Принцип экспансивной Мудрости (Сефира Chocmah)..."
...sicut et nos dimittimus debitoribus nostris (7-прошение)
- "...который в наших астросомах отражается Законами Милосердия к
ближнему". (Сефира Chesed).
Et ne nos inducas in tentationem (8-е прошение): "избавь нас от
нестерпимо частых применений 6-го аркана, столь опасных для результата
инкарнации искушаемого". (Сефира Netzah).
...sed libera nos a malo (9-е прошение): "и даже избавь нас,
по возможности, от частого соприкосновения, сближения с системами клише,
которые бы могли притягивать нас к отрицательной точке порока в
упомянутых применениях 6-го аркана". (Сефира Форм и клише, т.е. Jesod).
"Лукавый" в этом прошении есть просто искусственная попытка олицетворения
стремления без конца искать отображения Абсолюта. Эзотерический черт есть
просто "отец лжи" или "повод к усложнению и усовершенствованию ложного до
бесконечности".
Позднее мы узнаем о невозможности проведения такого усовершенствования в
фазу бесконечности. Мы узнаем, что завраться, излукавиться, озлобиться
можно только до очерченных пределов; что процесс прогрессивной лжи
приводит в конце концов к необходимости вернуться к истине.
Вся иллюзорность дьявола не мешает, однако, ему иметь своих слуг: вот
почему попытки олицетворения отрицательного полюса Абсолютной Истины и
Абсолютного Добра встречаются в мифологии всех рас.
Итак - все 9 первых Сефирот пройдены. Привожу схему прохождения их в
прошениях Молитвы Господней применительно к первой системе каналов.
Восточная Церковь заключает Молитву Господню так наз.
Славословием, принадлежащим по всей вероятности Ап. Иоанну и
символизирующим проявление Короны (Kether) в десятой Сефире Malchuth,
т.е. полную магическую реализацию Великого Метафизического Аркана.
Греческий текст Славословия следующий:
Oti sh estin h basileia kai h dunamif kai h doxa,
eif touf aiwnaf.
Amhn.
Что в переводе означает:
Так как Тебе принадлежит Царствие, и Сила, и Слава в Эонах.
Аминь.
Термин Эоны мы встречаем в Учении Гностиков. Там он прилагается к
олицетворенным отдельным циклам основного динамического ряда,
схематизирующего порождение Всего Сущего. Гностические Эоны - это ряд
замкнутых индивидуализированных систем, обладающих попарно поляризациями
(+) и (-), и размножающихся по закону vhi или,
точнее, (hi) hi.
Совокупность всех этих Эонов в этом смысле эквивалентна совокупности
населений всех планов Вселенной.
Все это приведет к следующей интерпретации Славословия:
"Так как Ты Начальный Источник проявлений Великого Аркана во всех
Производящих Циклах трех планов Вселенной".
В принятой нами схеме Великого Аркана Магии термин Царствие мы отнесем к
Элементарной Роте (4), термин Сила - к Астральной Роте (2), а термин
Слава - к Метафизическому Треугольнику (3).
Следовательно каббалист, будет склонен прочесть Славословие так:
Quoniam Tibi sunt Malchuth, et Tiphereth, et Kether, per aeonas. Amen.
На практике принято иное чтение, в котором Царствие интерпретируется как
Malchuth, Сила - Geburah, а Слава - Chesed.
Эти три Сефиры определяют в таблице общей сефиротической схемы некоторый
треугольник нисходящего типа. Если обратить внимание на присутствие
термина Tibi (Тебе), область которого стоит выше всех Сефирот, то он
вместе с Сефирами Geburah и Chesed определит новый треугольник
восходящего типа. Получится конфигурация чертежа 40-го.<40>
Четыре ее термина могут быть помещены в концах прямоугольного Креста,
одну вершину которого (Tibi) проектируют на лоб молящегося, другую
(Malchuth) на его plexus solaris, третью (Geburah) зеркально на левое
плечо, а четвертую (Chesed) - на правое плечо, что дает возможность,
произнося формулу Славословия, осенять себя Крестным Знамением. При
словах "...per aeonas. Amen" принято складывать ладони жестом
молитвенного сосредоточения.
Лекция XV
Десятый Аркан (продолжение)
II. Пример из области Магии
(Астральный план)
Мы имели случай говорить в пятом аркане о самовнушении по т.
наз. немецкому методу и притом упомянули о сокращенности предложенной
нами схемы, игравшей роль эскиза процесса, а не полной его картины.
В рассматриваемом примере приложения сефиротического анализа замкнутых
систем мы разложим систему общего процесса внушения, независимо от того,
направлен ли он на астросом самого оператора, на астросомы отдельных его
органов и их клеточек или на астрал внешних по отношению к оператору
индивидуумов.
Роль Первого Семейства по отношению к имеющей возникнуть системе сефирот
внушения будет играть Пентаграмматическая Свобода Воли оператора.
Kether'ом схемы будет идея внушения, непосредственно в себе заключающая
указание на предмет внушения (т.е. манифестацию, которой желаем добиться)
- это будет Chocmah системы, и на индивидуумы, которым внушают, так
сказать - на область, подвергаемую внушению и играющую роль его Binah -
его индивидуального Разума.
Совокупность этих трех сефирот и будет ментальною частью имеющей
возникнуть волютивной сущности.
Содержание внушения определит в эмоциональной части астрала внушения
характер эмоции, которая должна возникнуть в силу внушения у пациента;
вот вам сефира Chesed.
Но общая эмоция, последствие внушения, конечно, проходит по различным
законам у разных пациентов, и не только оттеняется различными
эмоциональными обертонами, но даже может отличаться в своих основных
составляющих. Что одного рассердит, то другого только удивит, а третьего
приведет в состояние благодушного созерцания.
Вот эта субъективная составляющая эмоциональной совокупности вместе с
законами, по которым она должна протечь, и будет сефирою Geburah нашей
системы.
Обе сефиры, Chesed и Geburah, конечно, должны быть стройно нейтрализованы
своим Tiphereth, т.е. общей картиной эмоций внушения, представляющейся
воображению оператора так, чтобы его mens относил ее к настоящему, а не к
будущему времени.
Вы помните, что я говорил в пятом аркане об этих трех сефирах, при беглом
изложении соединив их в короткое упоминание об эмоциональной картинке.
Перехожу к формальной части астрала внушения.
Ее Netzah - будет учет тех препятствий в природе пациента и окружающей
его среды, с которыми приходится бороться при внушении.
Сефирою Hod будет - учет размеров Победы, которую мы одерживаем в
предыдущей сефире, так сказать, то, чем мы удовольствуемся во внушении.
Скажем - внушая больному возможность шевелить ногой, остававшейся
неподвижною, мы должны себе представлять, какою степенью гибкости и
резкости движений мы удовольствуемся, на каком результате мы успокоимся
для данного сеанса или для данного цикла сеансов внушения.
Согласно закону Тернеров, мы обязаны нейтрализовать последние два
проявления точной, определенной геометрической картиной выполнения
внушаемого (сефирою Iesod нашей системы).
Картина эта опять-таки должна оцениваться как настоящая, а не будущая. О
ней в свое время говорилось для случая самовнушения.
Остается констатировать присутствие конкретного Malchuth в процессе
внушения.
Мы знаем, что последнее, в описанной нами ранее схеме, снабжено
элементами проявлений голоса (шепот и громкая речь), жеста и иногда
перемещения самого оператора.
Материальный (т.е. доступный органам чувств) синтез этих проявлений и
будет десятою, заключительною Сефирою системы.
III. Пример реализационного характера (Низший астральный план, граничащий
с физическим
и неразрывно связанный с ним в части проявлений).
Представьте себе воплощенную пентаграмму, оперирующую центрами
магнетических (одических) излучений и восприятий. Центры эти неизменно
связаны с функциями определенных областей человеческого организма.
Средняя часть лба над переносицей - это ваш магнетический Kether. С ним
активно связана физическая опора процесса медитации, а пассивно -
восприятие чужого центрального взгляда.
Когда вы активно оперируете центральным взглядом, то работают
фиксированные оси ваших Chocmah (правый глаз) и Binah (левый глаз),
объединенные действием медитирующего Kether'а.
Можно атаковать центральным взглядом только Chocmah противника, парализуя
активность его Kether'а, или одно Binah (парализуя его же
восприимчивость).
Можно, наконец, защищаться от центрального взгляда взглядом в глаза,
поражая чужое Binah своим Chocmah, подставляя добровольно свое Binah под
чужое Chocmah и предоставляя, таким образом, исход борьбы учету
относительной мощности двух Kether'ов, оперирующих своими поляризованными
органами.
При желании воспринять чужое внушение в сфере трех высших магических
центров, мы, опуская глаза, пассивным сосредоточением подставляем свой
Kether под центральный взгляд оператора.
При так называемой мужской схеме поляризации флюидов, на которую
рассчитаны и предыдущие строки, сефирою Chesed будет магнетизм правой
руки, сефирою Geburah - магнетизм левой руки; сефирою Tiphereth -
магнетический запас plexus solaris, который мы можем расходовать по
произволу, заимствуя из него положительные или отрицательные флюиды;
сефирою Netzah - операция сокращения излучений правой ноги для
пользования результатом полученной экономии флюидов (-);
сефирою Hod - противоположная операция для левой ноги.
Роль сефиры Iesod играет запас одической энергии половых органов.
Что касается сефиры Malchuth, то ее относят к области магнетической
восприимчивости затылка и спины, на которые часто направляется влияние
центрального взгляда оператора и одические манипуляции его ручных
центров.
Считаю долгом упомянуть о пути, соответствующем в нашей схеме средней
области канала, соединяющего Iesod с Tiphereth.
Пуп не имеет характера эманационного центра, но чрезвычайно вампиричен,
как по отношению к положительным, так и по отношению к отрицательным
эманациям приставленных к нему одических излучателей (напр. пальца).
Этим пользуются для терапевтических целей, соединяя один из полюсов
эманации врачующего оператора с областью пупа и приставляя
противоположно-поляризованный излучатель к другому сефиротическому центру
пациента. Положение другого центра и выбор направления тока зависит от
характера симптомов, которые желательно устранить. Выбор их производится
по каббалистическим соображениям.
IV пример Применение сефиротической схемы к анализу общеэтического
сложного проявления.
Мы уже упоминали, что сефиротический анализ применим и к органам
замкнутых систем, лишь бы эти органы могли быть рассматриваемы как
замкнутые же системы с той или другой точки зрения.
Скажем больше: всякая сфера, всякая область может разлагаться
сефиротически постольку, поскольку она рассматривается нами как замкнутая
система, даже если мы не успели или не сумели представить эту сферу в том
комплексе, который мы именуем Сущностью.
Зададимся примером сефиротического разложения того, что на общежитейском
языке именуется областью Добродетели.
Мы часто называем такие области отвлечениями, отвлеченными понятиями и
т.п.
Вот как Генрих Кунрат трактует эту область в сефиротическом разложении.
Kether'ом проявлений Добродетели он ставит Целомудрие, явно признавая за
ним синтетический характер.
Положительным полюсом разложения этого Kether'а великий герметист
признает Доброту. Она, значит, Chocmah нашей таблицы.
Ограничивает он ее отрицательным полюсом Осторожности - Binah нашей
системы.
В следующем мире (Olam) Доброта отражается элементом Милосердия, а
Осторожность - элементом Мужества; бинер последних элементов рождает
средний термин - Терпение.
Вот вам и весь Olam ha Briah системы, т.е. ее Chesed, Geburah и
Tiphereth.
Что Доброта отразилась у Kunrath'a Милосердием, этому никто не удивится.
Что Целомудрие проявило положительным полюсом Доброту, а отрицательным -
Осторожность, объяснить нетрудно:
Доброта может быть тут истолкована как идея ограждения другого от
опасности падения, а Осторожность - как идея ограждения самого себя.
Если Осторожность имела источником Целомудрие, то ее идея самоограждения
может в крайних случаях облечься в форму Мужества самозащиты. Состав
Терпения понятен.
Переходим к следующему миру - Olam ha Jezirah системы.
Сефирою Hod будет ограждение Мужества в формальных подпланах астрала; по
Кунрату - это Смирение (Humilitas).
Сефирою Netzah он ставит Справедливость (очевидно, в смысле воздаяния
каждому того, что ему принадлежит).
Роль нейтрализующего элемента Jesod играет Умеренность, вполне годная в
дитяти супружеству Справедливости со Смирением.
Конкретное Malchuth этой схемы Кунрат видит в Страхе Божием.
Закончим наш ряд примеров заявлением, что мы в этом курсе, по мере сил и
возможности, будем стараться планировать сефиротически затрагиваемые нами
области исследования, как ради действительных преимуществ этой схемы, так
и из желания с формальной стороны придать курсу каббалистический
характер.
Покинем на время давшие нам уже столь обильный материал разложения 10 = 1
+ 9 и 10 = 9 + 1, дабы не оставить без внимания и остальные
арифмологические интерпретации десятого мажорного аркана.
10 = 2 + 8
Наша Gnosis (2), наша Наука Абсолютного может и должна влиять на
формальную обстановку закономерности (8) нашей Каббалы: это мы скоро
увидим, когда займемся общей конструктивной схемой Тарота.
10 = 8 + 2
Закономерность обстановки (8), хотя бы частной, не только изменяет формы
интерпретации науки (2), но может отозваться и на существе ее тезисов.
Иначе сказать - частные школы, частные учения нередко вводят в общие
системы заключения, добытые в домашней, обиходной обстановке своей
ограниченной сферы.
В данном случае это разложение недурно интерпретируется как возможность
существования частных систем каббалистического исчисления наряду с
рассматриваемой нами общей посвятительной схемой.
Все мы знаем о системах ономантии, каббализирующих алфавитами, отличными
числом знаков от еврейского.
10 = 3 + 7
Девиз т. наз. Теософических Школ, ставящих себе задачей развить прежде
всего ментальную интуицию первичных причин (3), с тем чтобы она
автоматически обусловила в дальнейшем умение ориентироваться в сфере
вторичных причин (7).
10 = 7 + 3
Девиз т. наз. Магических Школ, рекомендующих прежде всего ознакомление со
сферой действий вторичных причин (7) как базою для перехода к первичным
(3).
10 = 4 + 6
Арифмологическая интерпретация следующего тезиса: "Четыре средних Сефиры
надо поставить впереди шести поляризованных Сефир". Действительно, для
краткой характеристики процесса порождения Вселенной достаточно назвать 4
средних Сефиры:
Корону, Гармонию, Форму и Зародыш Реальности.
Остальные 6 Сефир до тех пор оставляют неясность понимания
взаимоотношения элементов Вселенной, пока вы не начнете говорить о их
нейтрализации попарно, т.е. пока вы не введете средние Сефиры.
10 = 6 + 4
В Каббале Соломонова Гексаграмма (6) стоит выше элементарной Rota (4).
Иначе сказать, не в реализации символов суть дела, а в их астральной
зависимости. Нет нужды, что у меня 22 картинки Тарота, у вас 22 знака
еврейского алфавита, а у третьего лица - 22 натуральных иероглифа; важно
лишь то, что и там, и тут однообразными определенными методами
комбинируют эти знаки и учитывают их сущность.
10 = 5 + 5
Это значит: пять против пяти, и все это определяет какой-то союз,
какое-то взаимоотношение двух сторон одного целого. 10 Сефирот Второго
Семейства, как вам известно, сгруппировались в 5 Мистических Персон, т.е.
Макропрозоп, Отец, Мать, Микропрозоп и его Супруга отражают свои влияния,
или, если хотите, имеют своих уполномоченных во всех замкнутых системах
Вселенной, а следовательно, и в каждой особи нынешнего падшего,
удалившегося от первобытной чистоты, материализовавшегося
Человечества.<44>
Когда мы дойдем до истории падения такового, вы ясно увидите, что если мы
теперь как бы берем точку опоры в материи, в этом конечном складе
перепутанных иллюзий, то раньше, в первобытном состоянии, мы гонялись не
за точкой опоры внизу, а за точкой привеса в Лучезарном Верху. А потому
да не удивит вас, что в предлагаемой традиционно-каббалистической
таблице - процесса отражения Высших Мистических Персон в составе
нынешнего отдельного человека - отражения Принципов расположились в
обратном иерархическом порядке.
Макропрозоп в составе человека отразился элементом Nephesh (Нефеш) -
пограничной областью между нервной системой (физический план) и низшим
астральным восприятием (астральный план).
Отец отражается элементом Ruach (Руах) - душою в собственном смысле, т.е.
комплексом страстей, желаний, способности порождать формы и способности
воспринимать и классифицировать таковые.
Мать отражается элементом Neshamah (Нешама) - тем, что мы в просторечии
называем разумом, интеллектуальностью, идейным гуманитаризмом и т.п.
Микропрозоп отражается элементом Chajah (Хайя) - той частью человека,
которая может заставить его познать духовное блаженство.
Супруга отражается элементом Jechidah (Ехида) -тем в человеке, что
объединяет его с Божеством.
Мы видим, что в перечень элементов состава человека не вошли чисто
материальные элементы: его тело, жизненная сила крови и т.п. Вошло лишь
то, что определяет характер циркуляции нервного флюида. Этот элемент
назван Nephesh, и эта "животная душа" поставлена ниже всех элементов.
Итак, Каббала проникнута идеей, что человек, хотя бы и падший, все же
крепче связан с Небом элементом Jechidah, чем с Землею элементом
Nephesh.
Для краткости и удобства характеристики этих элементов я соединю их в
таблицу, содержащую 3 объяснительных столбца.
Название элемента, Полярная характеристика его как деятеля, Сфера
компетенции элемента в научной области, Общеупотребительные термины для
обозначения проявлений,, определяемых в человеке соответственными
элементами.
Nephesh, Пассивен по отношению к внешнему миру, Факты и их регистрация,
Порода
Ruach, Андрогинен по отношению к внешнему миру, Законы и их формулировка,
Личность
Neshamah, Активен по отношению к внешнему миру, Принципы и их постановка,
Человек
Chaja, Андрогинен:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50