Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



XII-й Аркан - распростертая рука, схожая по форме (если согнуть в локте)
со знаком Lamed, будет выражать стремление к экспансивности, быть может,
даже за счет равновесия фигуры, простирающей руку. Это наводит нас на
идею жертвы, подарка за счет собственных интересов, уступки собственной
жизненной силы. Жертва Архетипа дает мне заголовок Messia; жертва
человеческая выливается в форме милосердия - Caritas; жертва Природы - в
форме даримой нам солнечной энергии, доставит заголовок - Zodiacus.
XIII-ый Аркан своим иероглифом - женщина - вызывает ассоциативно идею
смерти и возрождения. Женщина есть среда, обусловливающая процесс
утробной жизни младенца, его смерти для этой утробной жизни, совпадающей
с началом новой жизни в атмосфере. Идея смерти и возрождения в применении
к Архетипу дает Аркану заголовок - Immortalitas или Permanetia in
essentia; примененная к человеку, она вызывает представления Mors et
Reincarnatio; в Природе, как бы вечно возрождающейся в новых видах,
является энергия в ее многообразных превращениях; третьим заголовком
напишем - Transmutatio virum, сохраняя терминологию Гельмгольца.
XIV-й Аркан - Плод, то, что получено при помощи Женщины; то, что вытекает
из XIII-го Аркана. Плодом метафизической перманенции основных тезисов
является возможность дедуктивных систем - Deductio; плодом цепной
последовательности воплощений человеческих сущностей - возможность
герметической обработки души, так сказать - ее гармонизации - Harmonia
Mixtorum; к законам превращения и сохранения энергии тесно примыкают
вопросы об обратимости процессов - Revers ibilitas.
XV-й Аркан, Стрела, движущаяся по окружности, естественно, вызывает
представление об области, нахождение в которой ставит нас в необходимость
встречи с этой неумолимой стрелой при всякой попытке перешагнуть
окружность. Такие стрелы имеются для человека как обязательные к приему
дары трех областей Теософического Терненра. Архетип не хочет выпускать
нас из заколдованного круга Логики нашего метафизического строя - Logica;
человеческий астросом носит в себе элементы страстей и наклонностей, о
которые он сам же спотыкается в своих стремлениях к расширению и
утончению;
этот заколдованный круг есть библейский Змей Nahash, традиционный
соблазнитель; Природа дарит нас кольцом фатальных проявлений,
составляющим подчас непреодолимую преграду в данной инкарнации; это -
Fatum, третий заголовок нашего Аркана. Заметьте, что XV Аркан вытекает
натурально из XIV-го:
дедукция опирается на логику; этический герметизм не может игнорировать
техники борьбы со страстями; законы обратимости процессов теснейше
связаны с проявлениями фатума.
XVI Аркан имеет иероглифом вещественную связь; я бы точнее сказал - связь
в состоянии натяжения, как это понимается в механике; связь,
характеризующуюся наличием определенной реакции. Предшествующий аркан
имеет главнейшим назначением порождение подобных связей.
Логика в своих приемах исключает бесповоротным образом то или другое
допущение; это - Eliminatio logica.
Наличие тех или других tourbillons вынуждает определенный астросом
проявлять себя определенными уже формами; это - Constrictio astralis,
основа всей церемониальной Магии. Беспощадный фатум разрушает
наикрепчайше обоснованные реальности; это Destructio physica.
XVII-й Аркан - рот с языком, говорящий рот, который только надо уметь
слушать. Мы хорошо слушаем язык Архетипа, выливающийся в форме Надежды -
Spes, даже тогда, когда все вокруг нас молчит или предрекает гибель. Если
мы достаточно сенситивны, то мы умеем не прозевать и язык человеческой
интуиции, часто могущий нас предупредить, оградить и спасти. Вот вам
второй заголовок - Intuitio. Древние народы в периоды первобытной
простоты жизни и близости к природе обладали в большей мере способностью
слушать живую речь этой самой природы и не нуждались в сложных приемах,
которые теперь руководят нами в области Натуральной Дивинации. Да будет
третий заголовок вообще - Divinatio naturalis. Тут и астрология, и
физиогномистика, и хиромантия, и френология, и все что хотите. XVII-й
Аркан - естественное пассивное добавление к активному XVI-му.
Недостаточно убедиться логически; часто нужна и надежда. Недостаточно
принудить астрально - надо иметь такт и интуицию для суждения об
уместности принуждения и о его форме. Недостаточно знать, что фатум
беспощаден в физическом плане,- надо уметь предугадать форму его
беспощадности дивинационными методами.
XVIII Аркан - крыша, но не как проекция восьмого аркана, а как нечто
придавливающее, стесняющее свободу, затемняющее миросозерцание; крыша в
том смысле, в каком говорят - "тебе крышка". Мы видим, что арканы в
прогрессивной своей материализации достигли крайней степени плотности,
порождающей уже элемент стеснения самим фактом своей материальности. Мы
выслушали речи трех ступеней Теософического Тернера, но в речах этих
найдем и стесняющие нас элементы. Надежда хороша, но ждать чего-нибудь мы
можем лишь от Того, Что доминирует нас иерархически, - Hierarchia
occulta. Интуиция оказывает услуги, но она же даст нам понять, что у нас
имеются тайные враги - Hostes occulta. Гадание дает иногда (очень редко)
полезные указания; чаще всего оно настораживает нас, заставляя думать о
физических опасностях - Pericula occulta.
XIX Аркан своим символом топора дает возможность прорубить окно в крыше
XVIII-го; узреть свет, получить надежду на совершенствование, на
Реинтеграцию в Мир Минорных Арканов. Но в чем этот топор? - Закон
Иерархии приведет нас сквозь крышу диалектики к созерцанию Света
плодотворной истины - Veritas facunda. Нежелание иметь врагов выработает
в нас все грани альтруизма, столь красиво ограничивающие то, что
именуется Человеческой Добродетелью - Virtus humana. Опасности распыления
благородной материи, преждевременного разрушения тела и т. п. заставят
нас думать о проблеме Философского Камня и Жизненного Элексира. Вот вам
и третий заголовок - Aurum Philosophale.
Таблица Мажорных Арканов
Номер Аркана., Знак алфавита., Название Аркана., Числовое значение
знака., Иероглиф
1, a, Aleph, 1, Человек (Мужчина)
2, b, Beth, 2, Рот человека
3, g, Ghimel, 3, Берущая ладонь руки
4, d, Daleth, 4, Грудь (кормящая)
5, h, He, 5, Дыхание
6, v, Vau, 6, Глаз; ухо
7, z, Zain,, Sain, 7, Стрела (летящая прямолинейно
по определенному направлению)
8, x, Cheth, 8, Поле (то,, что можно возделывать)
9, q, Teth, 9, Крыша,, кровля (как защита от
ненастья)
10, i, Jod, 10, Указательный палец
11, k, Caph, 20, Крепко сжимающая что-либо ладонь
руки
12, l, Lamed, 30, Распростертая рука
13, m, Mem, 40, Женщина
14, n, Nun, 50, Плод
15, s, Samech, 60, Стрела (движущаяся по
окружности)
16, y, Ain, 70, Вещественная связь
17, p, Phe или Pe, 80, Рот с языком
18, c, Tzade, 90, Крышка (нечто придавливающее,,
стесняющее свободу,, мешающее пробиться к свету)
19, j, Coph, 100, Топор
20, r, Resh, 200, Голова человека
21 (0), w, Shin,, или Sin, 300, Стрела (в
прямолинейном колебательном движении)
22, t, Thau, 400, Грудь (в смысле - всеприемлющее
лоно)


XX Аркан - голова человека; та голова, которая должна будет применить
Свет, добытый работой топора предыдущего аркана. Архетип потянет нас к
эволюции своей притягательной мощью - Attractio Divina. Сами мы
герметической работой достигнем астрального перерождения, позволяющего
целесообразно распоряжаться человеческими добродетелями.
Это перерождение назовем - Transformatio astralis. Природа нам поможет
переменами обстановки в физическом плане, с закономерным параллелизмом
следующими за нашими плодотворными попытками астрального
совершенствования. Вот вам и третий заголовок - Mutationes in tempore
(перемены во времени).
XXI Аркан (называемый многими Нулевым, вследствие исключительной
типичности его содержания, резко отличающегося от материала остальных
арканов) имеет иероглифом стрелу в прямолинейном колебательном движении.
В предыдущем аркане определялась схема восхождения к Свету. Но
недостаточно схемы освобождения, когда сидишь в загородке или под крышей.
Надо уметь разрушить крышу, но, разрушая ее по частям, надо уметь
поддержать участки, смежные с разрушенными, чтобы не быть ими
придавленным. Одним словом - надо знать тайну строительства, тайну
реализации, тайну действия, тайну закрепления. Эта тайна не представляет
из себя угрозы замкнутого кольца, подобно XV-му аркану. Нет. Это просто
грань, на которую рано или поздно надо ступить и в которой летают стрелы
в том и другом направлении. Блажен тот, кто сумеет утилизировать стрелу,
летящую от него; горька участь того, кто станет под стрелу, стремящуюся
ему навстречу. Аркан Shin принадлежит к первичным тайнам. Его провел
Архетип, эманируя Olam ha Aziluth. Да будет же первым заголовком слово -
Radiatio в применении к валету Первого Семейства. Аркан Shin реализуется
и человеком в ту пору, когда его астросом сопрягается со знаком,
эгрегорически порождаемым цепью пентаграмм и потому имеющим
реализационную силу. Вторым заголовком поставим слово - Signum, в смысле
устойчивого астрального символа. Природа не чужда аркану Shin в своей
деятельности: она проводит его в том, что мы называем - материализацией
форм. Materia и будут третьим заголовком.
XXII Аркан представит собою синтез результатов применения знания
предыдущих арканов. Это - Аркан Великого Делания, позволяющий перейти в
мир Трефовой Масти Минорных Арканов. Его иероглиф - грудь, в смысле
всеприемлющего лона,- достаточно выразителен, чтобы оставить его без
толкования. Обращу ваше внимание лишь на одно обстоятельство. От Минорных
Арканов к Мажорным вы перешли мастью Бубен (Кругов); от Мажорных к
Минорным вы переходите четырьмя последними Мажорными Арканами,
резюмирующими плоды жизненной мудрости. Мы не сообщили еще заголовков
XXII Аркана. Их легко предугадать. В мире Архетипа - это чета Верхнего
Треугольника Великого Аркана, это - Метафизический Абсолют - Absolutum. В
мире человека Аркан сведется к среднему шестиугольнику двойного
воздействия на астрал, к тому, что можно назвать астральным применением
Великого Делания - Adaptatio Operis Magni. В мире Природы Аркан сведется
к натуральному Всемогуществу Элементарной Роты - Omnipotentia naturalis.
Вот что я имел вам сказать о заголовках Мажорных Арканов.
По поводу последних мне остается лишь дать разъяснение сходства
иероглифов различных арканов в цепи 22-х, позволяющее при беглом обзоре
системы сократить число арканов до 16-ти. Сокращение это нежелательно в
посвятительном смысле, но довольно назидательно с филологической точки
зрения.
Знаки b (произношение латинского b) и
p (произношение лат. ph) имеют иероглифом рот. Знаки
g (g) и k (k, kh) имеют
иероглифом ладонь. Знаки d (d) и
t (th) имеют иероглифом грудь. Знаки
z (z, tz, s), s (s) и
w (наше "ш" или лат. s), имеют иероглифом стрелу.
Знаки q (t) и c (tz или наше
"ц") имеют иероглифом крышу.
Все это уменьшает число знаков до шестнадцати, позволяя предполагать, что
в известную эпоху иероглиф "рот" изображал два губных звука, считавшихся
родственными; иероглиф "ладонь" - два гортанных, также близких по
произношению; иероглифы "грудь" и "крыша" соответствовали двум типам
звуков, подходящих к тому, что мы, арийцы, называли зубными, а иероглиф
"стрела" был излюбленным символом шипящих и свистящих.
Лекция XVII
Продолжение Десятого Аркана
Каббала делит знаки алфавита на 3 основных группы.
Первая группа - буквы-матери:
wma. Они символизируют основные термины
метафизической шкалы Тернера: a соответствует
нейтральному термину (n); m - отрицательному полюсу
(-); w - положительному полюсу (+).
Треугольник Великого Аркана в этой системе обозначений представится
чертежом 43.
Любая комбинация этих букв может быть истолкована терминами Тернера.
Положим, я написал awm. Если я термином Тернера
придам значение соответствий элементарных, то a
условно означает "воздух"; w - "огонь";
m - "вода". Вся фраза интерпретируется: "вода,
поставленная на огонь, испаряется (обращается в газообразное состояние,
подобное воздуху)".
Понимая те же герметические термины метафизически, я прочту ту же
комбинацию: "если в пространстве (m) наблюдать
видоизменения энергии (w), то получается возможность
учета времени (a) по феноменам".<43>
Интерпретированная мистически, наша комбинация awm
дает: "косный элемент профана (m), будучи
оплодотворен выработанной в нем или привитой к нему энергией
(w), обращает профана в мага андрогинного состава
(a)".
Вторая группа - семь двойных букв trpkdgb. Они
соответствуют символически семи Вторичным Причинностям.
Если буквы-матери можно называть метафизическими, то эти буквы заслужат
название планетных, или астральных. Соответствие их Причинностям
заключено в следующей таблице.

b Beth - Луна
g Ghimel - Венера
d Daleth - Юпитер
k Kaph - Марс
p Phe - Меркурий
r Resh - Сатурн
t Thau - Солнце

Двойными эти буквы названы:
1) с этимологической точки зрения потому, что они первоначально имели
двойное произношение: B и Bh; G и Gh; D и Dh; K и Ch (русское "x"); P и
Ph (русское "ф"); R жидкое и R сухое; Th и S;
2) с эзотерической точки зрения потому, что влияния Вторичных
Причинностей раздвоены полярно: есть хорошие дары Юпитера (приветливость,
умение обращаться с народом), и есть дурные дары той же Причинности
(юпитерианская гордость и т.п.).
Третья группа - двенадцать простых букв
jcysnliqxzvh, соответствующих астрологически
двенадцати Знакам Зодиака.

h He - Овну (O)
v Vau - Тельцу (T)
z Zain - Близнецам (H)
x Heth - Раку (B)
q Teth - Льву (L)
i Iod - Деве (D)
l Lamed - Весам (V)
n Num - Скорпиону (M)
s Samech - Стрельцу (S)
y Ajin - Козерогу (K)
c Tzade - Водолею (W)
j Coph - Рыбам (F)

Как известно, двенадцать Знаков Зодиака в плане Природы символизируют
полный комплекс фаз той жертвы, которую в нашей Планетной Системе Солнце
приносит Земле, даря ей свои астральные флюиды.
В этической области двенадцатый аркан Lamed символизирует жертву человека
Человеку, Природе или Божеству, которая опять-таки может быть принесена
лишь инкарнированной Пентаграммой.
В плане Архетипа двенадцатый Аркан есть аркан Мессии - опять идея
инкарнации, опять физический план.
Я говорю об этом, чтобы мимоходом охарактеризовать физический план, как
план жертвы, и жертву, как нечто неизменно и тесно связанное с физическим
планом.
Конструктивная схема системы мажорных арканов Тарота дается чертежом 44.
<44a>Прилагаемая схема характеризует конструкцию системы мажорных арканов
как детальную интерпретацию Закона hvhi. Но ведь
система минорных арканов интерпретировалась точно так же. Разница в том,
что очковые карты минорных арканов вполне точно выполняют эту
интерпретацию, а шкала мажорных арканов есть подобие клавиатуры,
построенной по приближенно-подобранным интервалам. Один инструмент -
точный - предназначен был непадшему Человечеству;
другой - кое-как настроенный приспособлен к спутанному миросозерцанию
падшего Человечества.
О расположении арканов столбца i в таблице мажорных
арканов я говорил по поводу седьмого аркана.
Столбцы h и v расположены точно
таким же образом. Что же касается столбца второго h,
то андрогинные его арканы в своей совокупности представляют собою переход
от системы мажорных к системе минорных; если хотите - органы порождения
минорных арканов мажорными. (Вспомните, что в минорных арканах бубновую
масть можно назвать наоборот - органами порождения мажорных арканов
минорными).
Не могу отказать себе в удовольствии проследить фазы развития
воплощенного человека по таблице мажорных арканов.
Человек в фазе самопознания (1) порождает Науку (2), берет ее себе в
супруги, благодаря ей делается производительным (3), чем приобретает
авторитет (4).
Создание этого авторитета (4) ведет к порождению человеческой Пентаграммы
(5); но, как только последняя сформировалась, ей приходится стать лицом к
лицу с задачей выбора пути (6). Она приурочила себя к выбору правой
тропинки и оказалась победительницей (7). Этим арканом заканчивается
цикл i идейного воспитания личности.
Победитель (7) начинает цикл формального самовоспитания установлением
закономерности (8) в среде, где он будет продолжать работу.
Закономерность эта гарантирует этой среде поддержание некоторого
предельного уровня этических норм, от которого человек будет
отталкиваться, дабы совершить прыжок в более высокие области формальной
этики. Стремление усовершенствоваться увенчивается достижением Посвящения
(9). За посвящением следует погружение в некоторую замкнутую систему
(10).
Система эта может оказаться внешним миром, в который периодически
возвращается Посвященный для воздействия на ближних;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50