Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



Когда в нем преобладает жизнь страстей, или работа чистого воображения,
активного или пассивного, мы отметим Anima, как самое деятельное начало,
и т.д.
Мы будем считать, что Mens Человека, коагулируясь, определил его Душу;
что Душа эта, коагулируясь и взяв опорной точкой в физическом плане
материализованные (хотя довольно тонко) элементы, доставленные
родителями, сумела создать себе физическое тело, как для утробной, так и
для внешней жизни; что она поддерживает функции этого физического тела в
той форме, в какой они планированы, исправляя даже, соответственно этой
форме, повреждения своей физической оболочки.
Говорить о том, как Mens управляет функциями Души и как он стремится ее
исправлять, здесь было бы преждевременно.
Вот на чем я желал остановиться в нынешней лекции.
Прибавлю лишь одно: никто не запрещает вам заменить наше грубое
подразделение Вселенной и Человека на 3 плана более детальным, в котором
эти планы распадутся на подпланы. Мы сами в скором времени будем
вынуждены это сделать.
Лекция II
b Второй Аркан
Высшими проявлениями человека в его земной жизни являются интеллект и
воля. Если этот бинер нейтрализован в человеке, то существование его
протекает в благоприятных условиях.
Вернемся к тернеру: дух - астрал - материя.
Человеку необходимы здоровый дух, здоровый астросом и здоровое тело.
Ментальная монада человека сама по себе здорова вследствие своего
высокого происхождения, о котором речь пойдет позже.
Необходимо лишь, чтобы она была активна в человеке, и тогда ему
обеспечена в жизни сознательность, которую можно отождествить с
наличностью духовных стремлений.
Здоровый астросом даст элемент, именуемый душевной гармонией (это третий
термин к бинеру: сознательность - власть). Гармония эта обеспечит
продуктивность совокупности страстей в человеке, а эта совокупность и
есть то, что в просторечии именуется личностью. Если кто нам скажет, как
и чего он желает, его Я становится нам знакомым.
Здоровое тело обеспечит правильную передачу волевых импульсов в человеке;
оно уравновесит мир физических потребностей и внесет в жизнь элемент
реализационной власти.
Что же нам изучать прежде всего - тело, астрал или дух?
Телом и его функциями заняты другие специалисты. Проявления духа, его
стремления, тоже не чужды людям вдумчивым и склонным к занятиям
философией. Наша роль в настоящую минуту - изучение астросома, а
следовательно, и астрального мира как среды, в которой он обращается.
Итак - если, во-первых, нам нужно было спросить себя - что такое человек
как активная единица, то во-вторых - нам нужна наука о втором (т. е.
астральном) плане.
Начертание второго аркана в еврейском алфавите есть
b (Beth); числовое значение этого знака = 2.
Если первому знаку был присвоен иероглиф Человек, то ко второму знаку
отнесется иероглиф рот Человека.
Ученое название соответственной картинки тарота - Gnosis (познание).
Оккультисты часто именуют его la Porte du Sanctuaire.
Вульгарное его название - la Papesse.
Картинка на заднем плане дает изображение двух колонн: правая, красная,
часто увенчанная знаком Солнца, носит название Jakin; левая, синяя (часто
черная), увенчана Луной и именуется Bohaz. Просвет между колоннами на
масонском языке именуется средним пространством. На картинке оно
задернуто завесою. На переднем плане восседает женщина на кубическом же
сидении. На голове женщины мы видим уже не знак Е
первого аркана, а рога Изиды, между которыми помещена полная Луна. Лицо
фигуры прикрыто полупрозрачной вуалью.
Сама фигура закутана в широкое одеяние и держит на коленях сверток
папируса (или книгу), наполовину прикрывая ее складками одежды. На груди
женщины прямоугольный равноконечный крест.
Заголовками 2-го аркана в планах Архетипа, Человека и Природы служат
термины: Divina Substantia, Femina, Natura naturata.
Займемся вторым арканом. 1) Своим числовым значением он напоминает нам о
необходимости раздвоения единицы, поляризации ее каждый раз, как она
желает перейти к процессу участия в жизни. 2) Фигура знака Beth, а также
две колонны на картине ясно указывают на метод, господствующий в выводах
Оккультной Науки.
Я говорю о великом методе аналогии, формула которого в латинском переводе
текста Изумрудной Скрижали Гермеса звучит - quod est inferius est sicut
quod est superius et quod est superius est sicut quod est inferius ad
perpetranda miracula rei unius, а в русском - "то, что внизу, подобно
(аналогично, а не равно) тому, что наверху, а то, что наверху, подобно
тому, что внизу, для вящего развития чудес единой вещи".
Это методологическое указание, вместе с картиной преддверия Святилища,
достаточно для оправдания наименования Gnosis, данного аркану.
Заметьте, что верхняя часть знака Beth только подобна нижней, и что
правая колонна только подобна левой, а не тождественна с ней.
3) Рога указуют на принцип бинера.
Вы скажете, что и колонны - бинер. Да; но между колоннами сидит женщина,
т. е. опять индивидуум, и она-то должна нейтрализовать этот бинер.
Женщина - символ пассивности, а тем более - сидящая женщина. Эта поза
намекает на выжидательное, созерцательное, восприимчивое настроение.- Кто
хочет учиться, тот должен обладать этим настроением.
Объекты научного исследования доступны лишь проницательному уму - они
прикрыты полупрозрачной вуалью. Результаты научных изысканий и атрибуты
самих объектов этих изысканий регистрируются учеными в книгах и самой
природой в ее живой книге, но знакомиться с этими результатами можно лишь
под складками плаща, изолирующего нас от мирской суеты, условностей и
прочих вредных внешних влияний.
Иероглиф аркана - человеческий рот - представляет из себя убежище, нечто,
в чем можно приютиться, как бы дом или храм, уготованный для науки.
Упомянутое выше указание закона аналогий дается в нем схожими, но
неравновеликими челюстями.
4) Надлежит изучить в деталях самую идею бинера мужского и женского
начала.
В 1-м аркане над головой фигуры был унитарный знак
Е, во 2-м аркане здесь уже рога - более
материализованный элемент.
Мать материальнее отца. Пассивное всегда плотнее активного.
Тонкий, субтильный элемент активности оплодотворяет более
конденсированный пассивный элемент. Но последний должен быть реализован
как бы по мерке первого: он должен ему подходить.
Какова цель сосуществования этих элементов?
Эта цель - самый акт оплодотворения. Он здесь символизируется крестом на
груди женщины. Вертикальная часть креста - это phallus, горизонтальная -
cteis.
Этот солнечный крест совершенно равнозначущ т. наз.- stauros
гностического символизма (черт. 3), или lingam индусского символизма
(черт.4).<12-2>

Другая фигурация этих начал (более философская, как мы дальше увидим)
дается десятым арканом тарота (знак Jod i), как
мужским началом, и пятым (знак He h), как женским.
Наш второй аркан принадлежит женскому началу. Луна, фигурирующая на
аркане, указывает на принцип материнства (Луна - мировая матка).
Астрологически аркан принадлежит именно Луне.
Итак, 2-й аркан наводит на идею бинера и притом ясно указывает на его
продуктивность.
Рассмотрим в общем виде основные фазы этой продуктивности.
Возьмем в механике две равные и взаимно-противоположные по направлению
силы и приложим их к одной материальной точке.
Мы этим обусловим равновесие этой точки. Эта грубая схема бинера напомнит
нам, что большая часть проявлений удобна лишь при наличности
противодействий этим проявлениям, и без этого противодействия делается
абсолютно непродуктивной.
Стоит ли проповедовать добродетель в обществе абсолютно добродетельных
людей? Есть ли смысл дразнить того, в ком это не вызовет ни малейшей
реакции? Возможно ли опереться на предмет, уходящий из-под руки без
проявлений малейшего сопротивления?
Вот эту-то схему имейте в виду каждый раз, как вам приходится
осуществлять равновесие, т. е. modus vivendi в какой бы то ни было
области.
Точка, разграничивающая положительную область бинера от отрицательной, ее
уравновешивающей, может перемещаться с течением времени, но идея
мгновенного равновесия осуществляется именно по нашей схеме.
Акт или поведение, нейтрализующее великий бинер добра и зла, может через
короткое время попасть в область добра или в область зла, и в этот новый
момент бинер нейтрализуется совсем другим актом или поведением. Иной раз
добро просто не нанести вреда человеку, а через пять минут мы будем
чувствовать, что совесть нас обязывает оказать ему определенное высокое
благодеяние.
Точка переместилась; принцип нейтрализации не изменился.
Но перейдем к другой фазе применения бинера. Эту другую фазу можно
назвать динамической, если первой условно присвоить название
статической.
Опять приведу грубую механическую схему. Те же силы, параллельные и
равные друг другу, приложены по противоположным направлениям к двум
разным точкам твердого тела. Да это пара сил, скажете вы мне; она
вызывает в нас представление о вращательном движении. Мне именно нужно
это представление; даже больше - мне бы хотелось схемы вихревого движения
(tourbillon). Где вы хотите, чтобы мы себе представили это движение?- Я
хочу, чтобы вы мыслили волны астрала, возмущенного усилием воображения,
оживленного волей, именно в форме этих tourbillons, распространяющихся
подобно смерчам и растущих по тем же законам. Нельзя указать тайну
фабрикации этих смерчей в общем виде, но можно и позволительно дать
легкий намек на один частный случай, в котором человек инстинктивно
создает эти вихри и ясно видит их реализационную силу, при посредстве
индивидуализованных коагулятов материи, ими вызываемых. Эта работа
связана с вопросом о нейтрализации бинера жизнь - смерть.
У нас был затронут другой посвятительный бинер: дух - материя,
нейтрализованный астралом, как вторым планом. Уместно потому здесь же
дать общий очерк познания этого плана, который на первый раз ограничится
ознакомлением с его обитателями. Ведь, вообще говоря, ознакомление это
может быть проведено или индуктивно, при помощи сношений с упомянутыми
обитателями и регистрации результатов этих сношений; или дедуктивно,
исходя из определения астрального плана. На вашей ступени оккультного
развития вам доступен лишь второй прием.
Применим его.
Астральный план, по определению, смежен с ментальным и физическим.
Значит, в нем должны быть налицо отпечатки, отражения тех элементов этих
планов, которые близко подходят к его области.
Очень конденсированные и типично сгруппированные коллективности идей
имеют отражением в астральном плане т. наз. астроидеи, т. е. идеи, уже
напросившиеся на форму. Эти астроидеи ловятся метафизиками и прочими
учеными в те моменты их работ ментального характера, когда является
вопрос о выборе форм для уже облюбованных идей.
Часто одна и та же астроидея ловится разными учеными в близких друг другу
подпланах, и тогда мы видим одновременное возникновение двух или более
систем, очень схожих, но не тождественных по форме. Напомним о порождении
инфинитезимального исчисления, с одной стороны Лейбницем
(дифференциальное исчисление), с другой стороны Ньютоном (метод
флюксий).
Реализовавшиеся в физическом плане акты и явления при посредстве тонких
(высших) подпланов физического плана отражаются в астральном плане, как
бы в зеркале, и, при этих отражениях, прочно фиксируются в этом плане,
давая т. наз. астральные клише событий физического плана. Астральная
область не подчинена тесным законам пространства трех измерений и времени
одного измерения. Там вы найдете клише не только прошедших, но и будущих
событий. Вы скажете, что будущие события стоят в некоторой зависимости от
волевых импульсов свободных индивидуальностей.
Я отвечу вам: 1) - да, это так, но каждое наше желание, каждая мера,
предпринятая вами в физическом плане, изменяет частично клише будущих
событий и может даже их стереть; 2) - чем выше этот астральный подплан, в
котором вы берете клише будущего события, тем менее изменяется это клише
и тем лучше оно предсказывает событие. Тут есть великая тайна - это тайна
свободы воли, тождественная с тайною производства астральных tourbillons
в самом общем виде; отсюда некоторая туманность и кажущееся противоречие
в изложении этого пункта.
Если астроидеи отыскиваются учеными, то за астральными клише охотится
translucide (воображение) ясновидящих, гадателей и предсказателей всякого
рода.
Эти клише открываются им в трансе, во сне и т. п. состояниях преобладания
астральной деятельности человеческой сущности.
Легче других бросаются в глаза клише каких-либо аномалий или же событий
грандиозного характера.
Отсюда возможность видеть клише великих преступлений, катастроф, а также
и отрадных событий грандиозного мирового значения, даже в состоянии
бодрствования при наличии достаточной сенситивности у субъекта.
Пусть человек возымел дурное желание, облеченное в достаточно типичную
форму. Он не приступил к реализации этого желания в физическом плане. Он
только нарисовал астральную картину дурного намерения. Этим самым он
породил сущность (коагулировав астрал и воспользовавшись великим законом
индивидуализации коагулятов).
У порожденной сущности нет физического тела, но есть астросом - типично
выраженный, а также подобие ментальной монады - идея дурного желания.
Такая сущность, по свойству своей монады, может действовать, влиять,
только сообразно этой идее.
На кого же простирается ее влияние?
Да прежде всего на самого ее отца, на художника, написавшего астральную
картину чего-то дурного.
Эта сущность, или лярва, побуждает его не забывать этого дурного желания,
повторять свой волевой импульс и этим усиливать самое лярву.
Может она подействовать и на другого человека, склонного желать тех же
вещей в сходной форме.
Вот и говорят, что лярва такого-то человека присосалась к такому-то
другому.
Как избавиться от этих лярв, своих или чужих? На то можно рекомендовать 3
средства: 1) сознательное волевое усилие в форме желания не подчиняться
лярве, победить ее, отогнать ее от себя, поступить подобно художнику,
презрительно взирающему на порнографию собственного произведения; 2)
сосредоточиться мыслью и воображением на другом предмете или другом
желании.
Усиленное общение с этим вторым объектом лишит нас возможности
корреспондировать с первым. Молитва есть наиболее желательная форма
применения этого второго способа.
Ведь, строго говоря, всякая молитва есть акт сосредоточивания, да и
обратно - всякий акт сосредоточивания можно определить как молитву Богу,
самому себе, или даже дьяволу, смотря по характеру сосредоточивания.
Под дьяволом мы здесь разумеем искаженную до крайних пределов картину
схемы Высших Начал, неправильными отражениями и преломлениями доведенную
до синтеза всех анархий.
Этот способ сосредоточивания можно уподобить приему отворачивания от
вредно влияющей картины для созерцания другой, лучшей.
3-е средство - применение реализационной власти, опирающейся на
физический план - уничтожение лярв магической шпагой, т.
е. металлическим острием, укрепленным на изолирующей рукоятке (дерево,
эбонит и т. п.) или отделенным от руки оператора изолирующей же перчаткой
(шелк, шерсть, мех).
Действие магической шпаги основано на том, что астральные tourbillons
изменяют свой характер вблизи металлического острия настолько резко, что
попадание такового в ганглиональный узел астросома лярвы обусловливает ее
полный распад.
Лярвы в этом случае следует искать в т. наз. ауре (атмосфера астральных
эманаций) пораженного лярвой субъекта. Эта атмосфера как бы окаймляет его
тело. Этот прием подобен приему уничтожения картины полным разрушением
полотна, на котором она написана.
Представьте себе, что разумный, способный к сосредоточиванию человек
мыслит хорошую идею, облекая ее в определенную форму.
Он находит единомышленников, условливается с ними относительно формы
идеи, и таким образом создается коллективность людей, мыслящих общую идею
в общей же форме.
Эти люди как бы обводят каждый карандашами контуры одной и той же фигуры,
утолщая эти контуры и делая их более заметными. Общая идея этих людей
облекается в астросом, называемый эгрегором коллективности.
Эгрегор этот, как всякий астросом, хранит, восстанавливает и побуждает к
активности и самосохранению физическое тело коллективности, т. е.
совокупность физических ресурсов ее членов, имеющих применение в области
реализации ее идей. Напр., эгрегор благотворительного общества будет
побуждать его членов к пожертвованиям и работе, способствовать
увеличению контингента самих членов, замене выбывших новыми и т. под.
Эгрегоры коллективностей, враждебных между собой в физическом плане,
борются в плане астральном.
Если в физическом плане враги коллективности разрушают физические тела ее
членов, астросомы последних усиливают эгрегор в астральном плане.
Вспомним по этому случаю гонения от иудеев и язычников на адептов
христианского епископального эгрегора, окончившиеся торжеством
последнего.
Более подробные сведения об эгрегорах и их жизни отнесены мною к 11
аркану.
Человек покончил с физическим существованием в одной из своих инкарнаций.
Его тело распадается. По неизменным законам природы все элементы этого
тела, вплоть до жизненной силы крови и даже до энергии нервных
проявлений, с большей или меньшей постепенностью медленно поступают в
распоряжение природы и пригодятся на другие формации. Человек остается в
составе духовной монады и астросома. Низший из планов, в котором он может
эволюционировать, есть астральный план. Теперь ему имя - элементарий. Для
него возможны проявления в физическом плане, но тут они обусловлены
медиумизмом определенных субъектов, у которых он заимствует на время
элементы низших, переходных подпланов астрального плана и высших
тончайших элементов физического плана. Для облегчения этого процесса
заимствования еще нужны или временная пассивность медиума, или единичная
воля мага, или коллективная воля магической цепи (на сеансах), или
распорядительная направляющая власть какого-нибудь эгрегора, или еще
что-нибудь в этом роде. Но это все носит характер случайности.
Нормальная жизнь элементария (или элементера - elementaire) протекает в
созерцании астральных клише и в общении с астральными сущностями. Это -
его товарищи по науке, по страданию в области самосуда, в подготовке к
дальнейшим инкарнациям.
В числе временных встреч в астральном плане очень интересными для
элементария являются встречи с т.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50