Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия


4) постановка пациента в более непосредственное общение с
флюидами мирового Бафомета, частичным ослаблением связи его ментальной
части с астральной, или же связи его физического тела с астральным
(первое достигается приглашением пациента к интенсивной медитации на
мистические или очень отвлеченные философские темы; второе - рядом
приемов, именуемых чисто гипнотизерскими - в отличие от магнетизерских и
смешанных). Сделанные мною утверждения позволяют вам заключить, что
пациент, поставленный в область циркуляции флюидов общего мирового
tourbillon, или вихря частной цепи (как на спиритических сеансах, где
чувствительные медиумы последовательно проходят фазы от N первого до N
шестого включительно), или, наконец, циркуляции флюидов отдельного
человека, более склонен к восприятию запасов положительных флюидов,
нежели к поглощению отрицательных, т.е. собственной своей природой скорее
толкается в область фаз настраивания по определенной гамме
(занумерованные фазы de Rochas), чем в область отрицательных фаз de
Rochas, похожих на проявление пациентом нежелания применяться к общим
законам жизни. Эта склонность к поглощению положительных флюидов, а не
отрицательных, могла бы назваться инстинктом астрального самосохранения
или, еще лучше, инстинктом необходимости копировать что-то, построенное
по нормальному динамическому циклу, не делая опытов введения анархии в
собственный астросом. Во всяком случае, рекомендую вам промедитировать
этот закон.
Раз было упомянуто о продольных пассах как средстве передачи
положительных флюидов, придется упомянуть и о пассах поперечных (на
уровне груди), оказывающих противоположное действие. Если первые
действуют одинаково с наложением правой руки оператора, то вторые
аналогичны действию левой руки.
Нами было сказано, что существуют приемы, которым мы склонны дать
название чисто гипнотизерских и которые имеют целью поставить астросом
пациента под сильнейшее влияние мирового астрала приемом ослабления связи
его физического тела с астральным. Для полноты изложения перечислим эти
приемы:
1) Блестящая точка. Пациенту предлагают фиксировать взглядом блестящий
предмет (бриллиант на черном фоне, никелированную пуговку, маленькое
зеркальце и т.п.), помещенный против середины его лба.
2) Вращающееся зеркало (хороши зеркала доктора Luys). Зеркало помещают в
полуметре от пациента на высоте его глаз. Пациента сажают в кресло, дав
точку опоры затылку.
3) Удар в гонг. Не ожидаемый пациентом, спокойно разместившимся в кресле,
звук своей интенсивностью погружает пациента в одну из фаз Шарко. Того же
эффекта можно достигнуть неожиданным громким окриком.
Перечисленные методы основаны на необычности приемов раздражения нервной
системы пациента, которая, делая работу астросома по отношению к телу
слишком специфической, нарушает тем самым норму связи астросома с телом.
К гипнотическим же приемам придется отнести все жесты и взгляды, служащие
обыкновенно опорной точкой магнетическим приемам воздействия, если
таковые применяются гипнотизером чисто машинально, без определенного
волютивного сосредоточения, а только при желании добросовестно выполнить
внешнюю сторону операции. В этом случае астросом оператора играет роль
лишь здорового организма Природы, облегчающего общение пациента с
последней; индивидуализация операции не имеет здесь места. Глаза, руки,
слова оператора играют в этом случае роль зеркала, гонга и т. п.
Наибыстрейшие методы чисто гипнотических приемов суть звуковые. Удар в
гонг или громкий окрик дают почти мгновенные результаты. Монотонное
повторение одних и тех же звуков усыпляет пациента минут за 10 - 15.
Из оптических приемов наибыстрейшие результаты дает блестящая точка (от 3
до 10 минут). Вращающееся зеркало усыпляет пациента приблизительно в
полчаса.
Магнетизерские приемы действуют быстрее гипнотизерских. Гипнозу
подвержены, вообще говоря, около 40 процентов мужчин и около 64 процентов
женщин.
Я не буду говорить о приемах предварительного испытания субъектов на
чувствительность к гипнозу. Это слишком специальная деталь. Лучше сказать
несколько слов о том, как перейти от фазы первой летаргии к фазам первой
каталепсии и сомнамбулизма. Обыкновенно пациента, находящегося в
летаргии N 2, можно перевести в каталепсию N 3 тем, что насильно открыть
ему пальцами глаза. Переход от каталепсии N 3 к сомнамбулизму N 5 часто
достигается дуновением в глаза пациенту или легким потиранием его лба.
Приемы эти грубее приемов продольных пассов и наложения правой руки, как
вы, впрочем, сами видите по скачку через летаргию N 4.
Я думаю, что предосторожность требует сказать несколько слов о том, как
будить пациента, погруженного в одно из анализированных состояний. 1)
Прием бужения по приказу. Пациента, находящегося в фазе сомнамбулизма,
будят приказанием проснуться через определенное количество времени, или
по выполнении гипнотизером определенных условий (счетом до определенного
числа, хлопанья в ладоши и т. п.).
Недурно в ответ на приказание требовать от пациента обещания его точного
выполнения. Прием этот годится и для фазы первой летаргии, хотя в ней
действует не так быстро.
2) Бужение дуновением между глаз. Применяется ко всем фазам.
3) Бужение пассами (особенно применимо к глубоким состояниям).
Применяются продолжительные пассы одной правой или обеими руками (в
последнем случае от середины к бокам), сначала на уровне груди, затем
даже на уровне лба. Самое медленное, но зато и самое верное средство.
4) Бужение взглядом. Магнетически фиксируют Kether пациента центральным
взглядом, внушая ему пробуждение, но не произнося ни слова. Употребляется
в упорных случаях непробуждения.
5) Употребительная в клиниках хитрая комбинация предыдущих методов: в то
время, как субъект находится в фазе сомнамбулизма, внушить ему словесно
пробуждение при дуновении между глаз; когда надо разбудить, подуть в
означенное место и одновременно работать на уровне лба пассами (обеими
руками от середины к вискам и притом очень быстро); когда субъект уже
пробуждается, еще раз сильно дунуть ему в лицо.
В клинической практике встречаются иногда еще затруднения в пробуждении
субъекта, погруженного в одну из фаз глубоких летаргий. Фазы эти почти
исключают внушаемость, а потому, чтобы пробудить пациента, пытаются
сначала добиться от него фазы каталепсии или фазы сомнамбулизма и в
последней уже действуют как было сказано.
Детали, сообщенные мной по поводу гипнотических явлений, вовсе не имеют
целью сделать из вас гипнотизеров. Я скорее посоветовал бы тем из вас,
которые податливы гипнозу, направить свои психические силы к внушению
себе неподатливости, гарантирующей от вмешательства других в строй вашей
жизни.
В формулированном доселе перечне активных применений XV-го аркана я все
время говорил о влиянии человека на человека, которое чаще всего
предполагает превосходство амплитуды вибрации оператора над амплитудой
вибрации пациента. Пока мною остаются незатронутыми области влияния
человека на цепь людей и влияния человека на природу. В обоих случаях
проявления энергии в пациентах могут быть мощнее, нежели в операторе;
быть может, даже амплитуды вибрации пациентов могут превосходить
амплитуду вибрации оператора.
Менее всего западными школами изучается именно влияние человека на
коллективность. Ведь и в области психологии менее всего проштудирована
психология толпы, о которой мы обладаем лишь самыми сбивчивыми
сведениями. Чего же удивляться, что мы невежды и в областм психургии
толпы? Мы знаем, что в обыкновенной спиритической цепи наиактивнейший из
присутствующих может утилизировать их флюиды для влияния на одного из них
же. Мы знаем, кроме того, что оратор, говорящий толпе, образовавшей около
него кольцо, быстро приводит эту толпу в "состояние доверчивости". Но все
это - отрывочные сведения, не соединяющиеся в строгую систему. Психургия
толпы хорошо изучена Индийскими Посвятительными Центрами.
Что же касается влияния на природу, то теория его, естественно,
распадается на два отдела: 1) Школа умения как можно менее нуждаться в
иллюзорных ресурсах Макрокосма, позволяющая нам не быть его рабами, а
стать с ним на равную ногу. 2) Школа умения хватать определенные органы
Макрокосма врасплох, т.е. в таких положениях, когда они, выполняя частные
задачи, временно ослаблены самим расположением своих ресурсов, и в этих,
так сказать, неудобных позах могут быть нами принуждаемы к определенным
проявлениям.
О первой Школе нами достаточно сказано и еще многое будет сообщено в
дальнейшем. Элементы второй Школы будут разобраны в XVI-м аркане.
Итак, изложение XV-го аркана пока вам дало лишь раздельные представления
о том, что мы иногда настраиваем внешнее по себе, а иногда и себя по
внешнему. Но вы уже и тут подметили, насколько искусственным казалось это
подразделение астральной работы на "Immo" (т.е. создание в себе
i) и "Obito" (т.е. создание в себе
h нашего аркана). Термины Obito и Immo разъяснены
мной при описании Трезубца Парацельса. Вы отлично поняли, что проявляется
заметным для нас и для других образом не Король и не Дама, а их
Андрогинный Кавалер, да и то через посредство Валета. Итереснейшая и
реальнейшая из операций XV-го аркана, а может быть, и единственная
магическая операция - проявление энергии на расстоянии - порождается лишь
полным андрогинатом разобранных выше двух способностей. Чтобы
экстериоризовать с пользой наш астросом, мы должны одновременно быть в
состоянии и ориентироваться в астрале, и давать там чувствовать свое
влияние.
Ориентировка в астрале есть типичнейшее выражение знания того, что ищешь;
так сказать, компетенция осведомленности в составе определенного района
определенного подплана. Но в мире форм энергетических проявлений, в мире,
где клише живут, компетенция осведомленности неразрывно связана с
компетенцией авторитета. В астрале нет сущностей, отлично осведомленных в
деталях какого-нибудь министерства и не облеченных властью в том же
министерстве.
Эти противоречивые комбинации свойственны лишь трехпланному бытию. Я вам
как-то говорил, что физический план - есть мир фактов, астральный - мир
законов, ментальный - мир принципов; а потому пусть не удивляет вас, что
в мире законов сами законы никогда не являются нарушенными, что в мире
форм царит формализм. И каждый раз, как мы имеем дело с астралем и
двухпланной жизнью, мы вынуждены быть законниками и формалистами.
Чего проще заинтересоваться каким-нибудь клише! Но не легко разыскать это
клише в астрале, где в многомерном пространстве умещается все то, что мы
координируем в физическом плане тремя измерениями и временем, и еще
многое, многое другое.
Да уж если на то пошло, то легко ли и экстериоризоваться в определенный
подплан? Надо победить свою привычку моноидеизма предпочтения к подплану
низшему или высшему того, в который экстериоризуется и, одновременно с
этим, не потерять сознания проявлений своей индивидуальности во всех
подпланах бытия, в которых она проявляется. Если мы утратим сознание
проявлений личности в низших подпланах, то мы потеряем опорную точку, а с
нею и власть с активной стороны и память о виденном с пассивной; если мы
упустим из виду высшие подпланы, то мы утратим понимание того, что видим,
а тогда не помогут ни пентаграмматическая власть, ни память.
Так каков же "валет" вашего "кавалера"? Валет этот есть строгая и полная
система во всем том, что вы предпримете. Систему эту вы лучше всего
оцените в те моменты борьбы с наружными началами, которые будут
охарактеризованы в следующем, XVI-м аркане.
y Шестнадцатый Аркан
Знак алфавита, соответствующий XVI-ому аркану,y
(Ain, Gnain), имеет числовое значение 70. Иероглифом аркана служит, как
принято говорить, "материализованная связь". Легко будет устранить всякую
туманность в представлении этого иероглифа, если вместо "вещественная
связь" сказать: "связь в состоянии натяжения", как это понимается в
механике. Ведь там удерживающие связи вообще и не удерживающие в
состоянии напряжения проявляют себя наличием определенной реакции.
Реакция, в целом ряде вопросов, как бы играет роль силы, не удовлетворяя,
впрочем, общему определению таковой. Реакция - не сила, но в частных
случаях может быть использована как сила. Случиться это может, однако,
чаще всего лишь в присутствии других сил. Шестнадцатый аркан имеет
применение лишь при наличии пятнадцатого. Это - Валет Семейства, в
котором Матерью служит XIV-й аркан, а Андрогинным Ребенком - XV-й (см.
черт. 44-ый).
Итак, мать - Дедукция, определив необходимость Логики, применяет ее к
выводу тезисов. Но утверждение одного тезиса является обыкновенно
следствием логического исключения других.
Исключение это обусловливается метафизическими реакциями основных законов
мышления, играющих здесь роль "связей в состоянии натяжения".
Точно так же потребность гармонии бытия отдельной астральной пентаграммы
(т.е. потребность согласования ее активности с ее интуицией) вызывает эту
пентаграмму на порождение вихря типа Nahash. Вихрь этот, пользуясь
реакциями астральных связей и ловя эти связи в состоянии напряжения,
оперирует астральным принуждением, утверждающим жизнь одной формы в ущерб
жизни других.
Сложный ход изменений Энтропии Вселенной пускает в ход орудие, именуемое
Fatum, чтобы при помощи реакции физических "связей в состоянии натяжения"
явить один факт в ущерб реализации других, кажущихся иногда
равновозможными ему.
Теперь нам понятны три заголовка аркана: Eliminato logica, Constrictio
astralis, Destructio physica.
На ученом языке аркан именуется Turris destructa или Turris fulgurata; на
вульгарном - la Maison-Dieu.
Картинка аркана, астрологическое соответствие которого есть Знак
Козерога, изображает башню, разрушаемую ударом молнии.
Пораженные тем же ударом, с башни упали два человека - один в короне,
другой - без таковой. Конечности одного из упавших расположены так, что
общая его фигура напоминает начертание буквы Ain. Мы видим здесь
оправдание третьего заголовка аркана, могущее по закону аналогии навести
и на первые два.
Физическое разрушение налицо: испорчена башня. Но тут есть два человека,
которые хотели остаться наверху, а энергетическим воздействием
(электрический разряд) повергнуты вниз, несмотря на частный авторитет
одного из них (корона). Это - астральное принуждение. Руководит этим
принуждением высшая сила, не признающая рангов.
Отсюда можно перейти к представлению о логическом исключении.
Перехожу к арифмологическому анализу аркана, который наметит общий план
изложения его характерных особенностей.
16 = 1 + 15
и 16 = 15 + 1.
Индивидуум (1) применяет пятнадцатый аркан, а этот последний, в свою
очередь, переходит действием на другого индивидуума. Простое указание на
то, что XVI-ый аркан учитывается лишь при наличии оператора и пациента.
Слова эти должны быть поняты в возможно широком смысле.
16 = 2 + 14
и 16 = 14 + 2.
Метафизическая субстанция (2) и наличие дедукции (14) определяют
логическое исключение (16); ведь без материала (2) ничего не выведешь.
Полярность человеческой натуры (2) и стремление ее гармонизировать (14)
влекут к применению астрального принуждения (16). Ведь обыкновенно нам
только потому и хочется оперировать, что в нас есть потребность применить
активно то, чем проникнута наша пассивность. Без готовых реализованных
предметов (Natura naturata = 2) и без учета энтропии (14) вряд ли кто
станет забавляться физическим разрушением.
Не думаю, чтобы здесь порядок арканов 2 и 14 имел существенное значение.
16 = 3 + 13
и 16 = 13 + 3.
Могучая производительность (3) метафизического мира и перманентность (13)
элементов этого мира в совокупности оправдывают постановку тезисов
исключения (16).
Процесс рождения (3) и неизбежность смерти (13) побуждают нас
пользоваться опорной точкой физического существования в промежутке между
ними для осуществления астральных принуждений (16).
Производительность Природы (3) и возможность преобразования энергии (13),
вместе взятые, влекут за собой необходимость частных разрушений (16).
16 = 4 + 12
и 16 = 12 + 4.
Неизбежность существования форм (4) мышления и веры в возможность
инкарнаций Высших Начал (12) обусловят уместность логических выводов (16)
в области философии.
Авторитет (4) вместе с милосердием (12) дадут мощный рычаг астральных
принуждений (16).
Приспособляемость (4) в связи с наличием различных частных аспектов
Зодиакальной Жизни (12) обусловят необходимость разрушения реализаций
(16).
16 = 5 + 11
и 16 = 11 + 5.
Универсальный Магнетизм (5) + сила метафизических начал (11) ставят
тезисы сами по себе (16).
Пентаграмма (5), опираясь на эгрегоры цепей (11), принуждает астрально
(16).
Религия (5) и признание сил природы (11) примиряют с необходимостью
физических разрушений (16).
16 = 6 + 10
и 16 = 10 + 6.
Закон аналогии (6) и Божественный Завет (10) достаточны для определения
комплекса тезисов (16) нормальной философии.
Сознание свободы Воли (6) и знание Каббалы (10) дают Власть астральных
принуждений (16).
Законы жизни среды (6) и неумолимость Мировой Мельницы (10) определяют
физические разрушения (16).
16 = 7 + 9
и 16 = 9 + 7.
Если в тебе дух господствует над формой (7), и ты не лишен Высшего
Протектората (9), то ты построишь комплекс философских тезисов (16).
Если ты вышел победителем (7) из испытания двумя топорами и посвятился
(9), то тебе будет дана Власть астральных принуждений (16).
Признание права собственности (7) вместе с учетом данных теории
вероятностей (9) могут дать объяснение нарушения целостности многих
объектов в физическом плане (16).
16 = 8 + 8
Либрация одного тезиса (8) в борьбе с либрацией (8) другого, условная
доминация одного положения (8) в борьбе с утверждением (8) другого, карма
(8) одного объекта в сопоставлении с кармой (8) другого должны привести к
процессу применения XVI-го аркана в областях Теософического Тернера.
Этот беглый арифмологический анализ достаточно освещает вопрос о наличии
в рассматриваемом аркане элемента борьбы, и притом борьбы ученой,
сопровождающейся полным учетом собственных сил, сил противника, роли того
или другого момента в картине распределения этих сил, роли Высших
Инфлуксов, роли формальных условностей, роли физических точек опоры.
Мы, конечно, не будем говорить о применении логического исключения
тезисов в метафизике, а равно и не будем заниматься вопросом о физических
разрушениях.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50