Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



Под этими звездами на земле мы зрим совершенно обнаженную девушку,
поливающую сухую почву из двух сосудов, золотого и серебряного. На заднем
плане бабочка садится на розу.
Когда нет дождя, то найдется утешительница, вечно юная, вечно
девственная, чтобы излить на землю влагу обеих гностических полярностей.
В метафизической засухе миросозерцанию обескураженных людей единственной
помощью окажется благодетельная Надежда, которая всегда обновит нас
свежей влагой ожидания Высшего Инфлукса (серебряный сосуд - пассивный
полюс) и уверенности в самих себе (золотой сосуд - активный полюс).
Надежда одного Источника с Совестью, а Последняя - являет нам все без
покровов.
Если мы пожелаем развить собственную интуицию, вернуть себе дар, в
высокой степени принадлежащий нашим предкам, то мы сумеем подобно бабочке
отличить розу от сорных растений и сесть на первую.
Если мы не будем закрывать глаза на зрелище Природы, а дадим себе труд
вникнуть в таковое, то мы увидим на небе светила, астрологически
указующие нам те законы (у звезд восемь концов), которые продиктованы
Либрацией, условностями и Кармой и которые аналогически записаны не
только на звездном небе, не только в грандиозном организме Солнечной
системы, но и в любом организме ничтожнейших амплитуд проявления, в любом
органе этого организма, в любой его клеточке. Итак, картина гласит, что
нас не покидает Надежда, подвешенная к Высшей Точке Треугольника Fabre'а
d'Olivet, что мы можем не разобщаться с интуицией, принадлежащей правой
из низших его вершин, и что сама Карма, присущая левой нижней вершине,
ежечасно, ежеминутно, ежесекундно выдает нам свои тайны, записанные на
звездном небе (астрология), на черепе (френология), на лице
(физиогномоника), на руке (хиромантия) каждого из нас; в каждом нашем
движении, в малейших наших реализациях (графология, картомантия и т.п.),
в плане мимолетных реакций нашей нервной системы (гаданье на воде,
кофейной гуще, кристаллах и т.п.), во всем и на всем, на чем мы пожелаем
сосредоточиться.
Но что даст нам арифмологический разбор XVII-го аркана?
17 = 1 + 16.
Божественная Эссенция (1) и логическое исключение зла (16) для торжества
добра в метафизической области в совокупности своей порождают Надежду
(17).
Трехпланный человек (1) и его способность исключать ненужные формы
астрала (16), для удобнейшего рассмотрения интересных, созидают интуицию
(17).
Активная Природа (1) и разрушение форм (16) определяют следы, по которым
мы читаем (17) тайны Рока.
17 = 16 + 1.
Молитва о Благе, метафизически исключающая (16) дурное, приближает к
Благодати Единого (1), созидая Надежду (17).
Приемы астрального принуждения (16), примененные к человеку (1), могут
поставить его в необходимость не обманывать нашу интуицию (17) и сказать
правду при вызове его астросома.
Толкование второго разложения в области Природы не даст ничего нового по
сравнению с первым.
17 = 2 + 15
и 17 = 15 + 2.
Метафизическая Субстанция (2) и чистая логика (15) складываются в Надежду
(17), указывает на торжество тонкого тем, что являют нам силу
всепроникающей дедукции.
Тайна сношения полов (2), связанная с пониманием конституции Tourbillon
(15), дает Высшую Интуицию (17) Универсальной Любви, к которой мы
восходим по многим ступеням, из которых первая есть чувство единения в
супружестве.
Готовый мир реализованных объектов (2) и Fatum (15) этих объектов
определят штрихи, которые мы на них прочтем (17).
17 = 3 + 14
и 17 = 14 + 3.
Понимание гностической натуры Архетипа (3) и умение применять дедукцию
(14) твердо установят в человеке Надежду (17) на благоприятную
тональность низжих проявлений Архетипа.
Принцип размножения (3) человеческих особей в физическом плане и
стремление перевоплощающихся душ к внутренней гармонии (14) вырабатывают
в особях интуицию (17), по крайней мере равную активности.
Принцип произвождения (3) и характер изменения энтропии (14) достаточны
для обрисовки картины, на которой мы читаем (17) Карму Природы.
17 = 4 + 13
и 17 = 13 + 4.
Наличность формы (4) в проявлениях Архетипа и Его Перманентность (13)
принуждают к Надежде (17).
Стремление приобрести авторитет (4) и сознание своей смертности (13)
побуждают человека вырабатывать в себе интуицию (17).
Законы приспособляемости (4) и принцип преобразования энергии (13)
порождают видимую картину природы (17).
17 = 5 + 12
и 17 = 12 + 5.
Наука Добра и Зла (5) вместе с ожиданием Мессии (12) равносильны
приобретению Надежды (17).
Пентаграмма (5), вполне сознающая долг жертвы (12), обладает интуицией
(17).
Натуральная религия (5), примененная к Зодиакальному циклу (12),
открывает тайны Астрологии (17).
17 = 6 + 11
и 17 = 11 + 6.
Закон аналогий (6) в связи с признанием существования Высших Сил (11)
дает Надежду (17).
Свобода воли (6) и сила эгрегорических цепей (11) в совокупности приведут
к интуиции (17).
Среда (6) и силы (11), в ней оперирующие, нарисуют картину (17) Кармы
Природы.
17 = 7 + 10
и 17 = 10 + 7.
Победа духа над формой (7) и признание Завета (10) дадут Надежду (17).
Победа (7) в испытании двумя путями и понимание Каббалы (10)
свидетельствуют о полной интуиции (17) адепта.
Понимание права собственности (7) и тайн Мировой Мельницы (10) дают
возможность читать в Природе (17).
17 = 8 + 9
и 17 = 9 + 8.
Кто знает, что Коромысло Великих Метафизических Весов может качаться
вправо и влево (8), и кто притом верит в Высший Протекторат (9), тот
будет надеяться (17) на качание вправо.
Кто знает условный закон (8) и посвящен (9) в безусловный, тот владеет
интуицией (17).
Знание Кармы Природы (8) и осторожность (9) в выборе данных равносильны
умению читать в Природе (17).
Займемся теперь фактическим содержанием XVII-го аркана в смысле комплекса
научных данных, к нему относимых.
Надежде вас учит ваша собственная Совесть.
Интуицию вы можете развить личными усилиями.
Чтению природы нас учат данные эмпирического характера и традиционные
данные Великого кодекса Посвятительных Откровений.
Рассмотрим по порядку кодексы дивинации, начав с данных астрологии,
которую мы и поставим в основу изложения всего XVII-го аркана.


Астрология
Интересы трехпланной Вселенной как целого организма являются Унитарным
Синтезом интересов всех ее органов. В Карме Природы можно видеть
начертания проявлений Архетипа и следы приложения Человеческой Воли. И
обратно, в судьбе человеческой особи, взятой в полном объеме или
рассматриваемой лишь в пределах одной инкарнации, определенным образом
участвует влияние установленных Заветов с Архетипом и кармических
феноменов Природы. То, что сказано о человеке, я мог бы сказать о цепи
воплощенного Эгрегора, о жизни искусственно созданного организма и даже о
схеме протекания феноменов в течение определенной эпохи. Повторяю, все во
Вселенной тесно связано и переплетено. Когда нам хочется делать
предсказания об определенной группе проявлений, то нам важно схватить
главнейшие нити, связующие эти проявления с комплексом удобоизучаемых
феноменов. Чем больше нитей схвачено и чем эти нити существенней, тем
вернее предсказание. Но такого рода планировка его предполагает в
прорицателе синтетический ум, всегда готовый погрузиться всецело в
существо определенного вопроса, создавать особые методы для его
исследования, так сказать, настраивать свой интимный механизм мышления по
диапазону вопроса. Но наши умы, вообще говоря, ленивы; они предпочитают
то, что математики называют "аналитическим решением вопроса"; им хочется
раз и навсегда создать алфавит, которым будут записываться их
исследования; они скорее согласятся многоге упустить в вопросе, лишь бы к
решению его прилагались хорошо обдуманные и наперед известные им методы;
они говорят: пусть ответ будет неполным, лишь бы он был дан на знакомом
языке; пусть затронуты не все главнейшие струны, управляющие феноменом,
лишь бы затронутые струны принадлежали регистру нам знакомого
инструмента.
Вот мы и изучим один из этих возможных инструментов.
Сравнительно крупные органы Вселенной, т. наз. светила, своей
деятельностью определяют, конечно, многое во Вселенной. Под "светилами" я
здесь подразумеваю комплекс Вторичных Причинностей, избирающих опорными
точками для своих операций тела, законы группировки которых изучаются
астрономией, а состав - астрофизикой. Мы пытаемся свести эти Вторичные
Причинности, по крайней мере в области учета их влияния на земную жизнь,
к гамме семи планетных Эгрегоров и к обертонам, даваемым т. наз.
"неподвижными звездами", взятыми преимущественно в зодиакальной области.
Великий Закон Аналогий может служить оправданием этой тенденции. Если
освещение площадок находится в прямой зависимости от угловых координат
светил по отношению к горизонту, то почему бы не думать, что чисто
астральные влияния вообще суть до некоторой степени функции этих угловых
элементов? Если тела того, что мы условно называем семью планетами,
обладают сравнительно крупными видимыми диаметрами для наблюдения на
земной поверхности, то почему не допустить преобладания действия
астральных Эгрегоров, опирающихся на эти тела? Если, притом, орбиты этих
тел (видимые или истинные) мало удаляются от плоскости эклиптики, то
почему бы не обращать особенное внимание на те обертоны, проявители
которых опираются на тела, помещенные рядом с той же плоскостью? Ведь
вторжение всякого нового элемента в сферу астральных влияний
напрашивается на учет тем более, чем оно больше касается изменения оценки
уже хорошо учтенных влияний.
Значит, в общем астролога интересует небесная сфера в области
зодиакального пояса.
Но на какую область он хочет распространить свои прорицания?
Конечно, не на Архетип, суждения о котором так же трудно обосновать на
анализе иллюзорных фактов физического плана, как суждения о картине на
пятнадцать раз перефотографированном несовершенными аппаратами клише.
Общий унитарный характер проявлений Архетипа и их гармоническое величие
отражены, конечно, во всякой былинке. Но сефиротические детали его
ментальной эманационной деятельности слишком общи и отвлечены, чтобы
размерять их циркулем на скверной фотографии.
Воля Человеческая часто не зрит собственной Свободы; тогда она раба
Вторичных Причинностей, и тогда мы можем до некоторой степени предугадать
ее тенденции. Значит, поступки человека подчас подлежат астрологическому
учету с небольшим применением теории вероятностей.
Рок потому и называется нами слепым, что его проявления могут быть хорошо
учтены заранее и как бы не подлежать отмене сами по себе, т.е. без
участия остальных двух вершин Треугольника Fabre d'Olivet. Вот астрология
и хватается за область Рока, и смело берется за предсказания. Если эти
предсказания касаются погоды или проявлений вулканических сил, или
каких-либо космических феноменов, то они поражают нас своей верностью и
точностью, и мы раболепно преклоняемся перед всезнанием астролога. Если
они касаются человеческих поступков, то в странах, где преобладает
фатализм, предсказания окажутся очень удачными, и люди скажут: "да
свершится написанное на звездах". Но если вы попадете в круг людей,
занимающихся развитием Воли, то в ответ на ваше восхваление астрологии
они гордо поднимут голову и скажут: "Astra inclinant non necessitant
(Светила дают наклонность, но не принуждают)". Если, наконец, вы попадете
на отшельника, не ищущего учеников и, следовательно, не учитывающего
планетные темпераменты, или хотя бы и ищущего таковых, но направляющего
их не на путь Розенкрейцерства, а на путь Нищих Духом, то он вам спокойно
ответит: "Что мне за дело до вашего темного Рока? Что мне за дело до
планетных оттенков проявлений вашей веры? Я смотрю на Первую Вершину
Треугольника - там Вечным светом светит Светильник Совести, даруя
освещение достаточное, чтобы отличить правую тропу от левой; моя воля
неизменно ведет меня на правую тропу и, как бы ни были расположены ваши
планеты, я всегда знаю, что все семь Вторичных Причинностей благоволят
мне в моей эволюции. Ваш Сатурн даст всегда случай покориться ударам
судьбы; ваш Юпитер всегда поддержит мой голос в авторитете Добра; ваш
Марс дает мне храбрость и силу терпеливо перенести страдания и принять
мученичество; ваше Солнце всегда снабдит меня чем-нибудь, от чего я в
состоянии буду отречься в пользу ближнего; ваша Венера всегда притянет
меня в то место, где ближнему нужно утешение и общение с уповающим
сердцем; ваш Меркурий одарит меня Дарами Святого Духа, позволяя мне
говорить на понятном ученикам языке; ваша Луна даст мне силу
непротивления. Оставьте ваши предсказания, ибо они ничтожны в сравнении с
теми, которые мне диктуют и мое Сверх-Я и ваши светила,- мы все
реинтегрируемся".





Чтобы дать понятие об астрологии и вместе с тем не рассеивать до
крайности внимания слушателей, мы изберем частную ее область,
занимающуюся составлением гороскопов инкарнации отдельных человеческих
особей. В этом частном вопросе мы имеем дело с тремя реализациями: 1)
более или менее точное установление положения планет в Зодиаке; 2)
распределение планет по отношению к т. наз. гороскопическим домам; 3)
чтение гороскопа, т.е. интерпретация содержания гороскопа обыкновенным
языком. Займемся сначала первой частью.
Определение положения планет на эклиптике или, точнее, определение
геоцентрических долгот планет.
В большинстве вопросов гороскопии можно пренебрегать планетными широтами,
принимая их в соображение лишь в вопросе о точном угловом расстоянии
центра Солнца и центра планеты в ту пору, когда это расстояние
незначительно. Вот почему я озаглавил эту часть "определение
геоцентрических долгот".
Долгота Планет, а также "восходящего и нисходящего лунных узлов" (иначе
называемых Головой и Хвостом Дракона) определяется для данного момента с
помощью тех или других астрономических таблиц. Одинаково удобны для этой
цели Nautical Almanaсh, Connaissance des temps и Эфемериды Рафаэля
(Raphael Ephemeride). Помимо этих пособий, способы употребления которых
разъяснены в предисловиях к соответствующим таблицам, еще удобно
применяются графические методы при пользовании пособием Е.С...
Ephemerides Perpetuelles (Paris, 1906). Все эти пособия относят
соответствующие Эфемериды планет и лунных узлов к определенному моменту
среднего астрономического времени; значит, для определения долготы планет
в некоторый момент, заданный гражданским календарным временем
определенного места, придется прежде всего от среднего гражданского
времени перейти к среднему астрономическому для того же места. Наконец,
это среднее время надо перевести в Гринвичское или Парижское, смотря по
обсерватории, для которой составлен календарь. Так, если бы мы
заинтересовались долготами планет для момента времени, который в
С.-Петербурге определяется как 9 час. 30 мин. утра 25 Марта 1887 г. по
гражданскому времени, то мы прежде всего должны заметить, что это же
время по Петербургскому астрономическому календарю читается как 21 час 30
мин. среднего астрономического времени 24 Марта того же года.
Или, принимая во внимание, что восточная долгота Петербурга по отношению
к Парижу равна 1 часу 52 минутам 52 секундам времени, мы определим наш
момент как 19 час. 37 мин. 8 сек.
парижского астрономического среднего времени 24 Марта 1887 года. К
этому-то моменту 19 час. 37 мин. 8 сек. мы и должны подбирать планетные
долготы в соответствующем астрономическом календаре или в таблицах
графического определения эфемерид.

Таблицы М. С... дают графически (после соответствующих поправок):

Долгота Луны, 12<198> 02', т.е., 12<198> 02' Овна
Долгота восх. узла Луны, 145<198> 52', т.е., 25<198> 52' Льва
Долгота нисх. узла Луны, 325<198> 52', т.е., 25<198> 52' Водолея
Долгота Солнца, 3<198> 10', т.е., 3<198> 10' Овна
Долгота Меркурия, 21<198> 40', т.е., 21<198> 40' Овна
Долгота Венеры, 29<198> 40', т.е., 29<198> 40' Овна
Долгота Марса, 10<198> 40', т.е., 10<198> 40' Овна
Долгота Юпитера, 211<198> 10', т.е., 1<198> 10' Скорпиона
Долгота Сатурна, 104<198> 40', т.е., 14<198> 40' Рака

Эти значения долгот, конечно, приближенные, но степень точности их
определения, вообще говоря, удовлетворяет требованиям обычной
гороскопии.
В первом столбце показаны геоцентрические долготы планет, а во втором -
их угловые расстояния от кустодов, т.е. начальных точек тех Знаков (или
Зодиакальных Домов), в которых они находятся. Вторая схема записи у
астрологов употребительнее первой.
Расположение планет по эклиптике или, точнее, расположение ортогональных
проекций видимых мест планет на эклиптику, рассматриваемую
геоцентрически, определит отношение Планет к Знакам и взаимоотношение
самих Планет.
По астрологическим данным Знак Зодиака относится к Планете, в нем
пребывающей, как тело к душе. Иными словами, знак, в котором не находится
ни одна планета, должен проявляться астрально не более интенсивно, чем
проявляется в физическом плане тело, астросом которого экстериоризовался
более или менее далеко, или даже совсем удалился.
Вы помните то, что было сказано в XII-м аркане о планетных домах.
Планета, находящаяся в своем зодиакальном доме, ведет себя
астрологически, как душа в подходящем ей теле, как хозяин в своем доме.
Планета в чужом доме чувствует себя более или менее хорошо, в зависимости
от "дружбы" или "недружбы" ее с той планетой, которой этот знак
принадлежит как дом.
Помимо этого (а иногда в связи с этим), планета чувствует себя особенно
плохо в Зодиакальных Знаках, диаметрально противоположных ее домам. Так,
например, Марс будет себя неважно чувствовать в Весах и в Тельце, уже
только потому, что он себя хорошо чувствует в Овне и Скорпионе. Сатурн
будет ослаблен в Раке и Льве, потому что он силен в Козероге и в Водолее.
Собственный дом планеты называется в астрологии "Domicilium"; сектор,
противоположный дому, определяет для планеты "Detrimentum" (убыль силы).
Нахождение планеты в Domicilium оценивается в арифмологической астрологии
прибавкой ей пяти баллов; нахождение в Detrimentum - таким же вычетом.
Мы только что упомянули о дружбе и недружбе планет. Помимо магической
оценки дружбы, уже указанной нами в седьмом аркане, необходимо еще
запомнить традиционную таблицу т. наз. астрологической дружбы и недружбы.
Вот содержание этой таблицы. Сатурн особенно дружен с Марсом и недружен с
Солнцем; Юпитер дружен с Луной и недружен с Марсом; Марс дружен с Солнцем
и недружен с Юпитером; Солнце дружно с Марсом и недружно с Сатурном;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50