Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



Перечисленные семь преимуществ Мага именуются Каббалистами "Великими".
Далее следуют семь "Средних" преимуществ.
Преимущество x (Cheth). Адепт обладает Тайной
Философского Камня, т. е., по-нашему, девятнадцатым арканом в трех
областях Теософического Тернера.
Преимущество q (Teth). Адепт обладает Универсальной
Терапевтикой.
Это значит, что он владеет искусством абсолютной критики в ментале,
искусством разэнвольтования в астрале и применениями лечебного магнетизма
в физическом плане.
Преимущество i (Jod). Адепт осуществляет Perpetuum
mobile и Квадратуру круга, т. е., по-нашему, порождает двойные вихри и
осуществляет вращение Элементарной Rotae.
Преимущество k (Caph). Адепт обращает в золото не
только металлы, но и всякие отбросы.
Это значит, что в метафизике его наводят на Абсолютную Истину не только
истины относительные, но и чужие заблуждения;
что в астрале он не только доканчивает неполные формы, но и может
утилизировать и неверно преломленные; что в масонской деятельности он не
только доканчивает хорошо начатое, но утилизирует и перепутанные
начинания.
Тезис этот может быть понят и в буквальном смысле применительно к
Алхимии.
Преимущество l (Lamed). Маг укрощает животных.
Помимо буквального смысла содержит еще намек на управление элементалями,
отгон лярв и т.п.
Преимущество m (Mem). Адепт владеет искусством
Notarikon, открывающим ему все тайны, т. е.
попросту владеет Каббалой.
Преимущество n (Nun). Адепт умеет говорить учено и
уверенно на все темы без предварительной к этому подготовки; прямой намек
на то, что Lulli называет Ars Magna (см. X арк. - "Умножение арканов" и
т.п.)
Последние семь преимуществ Мага именуются "Малыми". Вот они:
s (Samech). Маг судит о человеке по первому
взгляду (интуиция; дивинация).
y (Ain). Маг владеет арканом принуждения Природы
(Церемониальная Магия и Естественные Науки).
p (Phe). Маг предвидит события, зависящие от
Рока.
c (Tzade). Маг может услышать все во всем и
давать советы во всех случаях жизни.
j (Coph). Маг справляется со всеми
препятствиями.
r (Resh). Маг может укрощать в себе любовь и
гнев.
w (Shin). Маг знает тайну богатства, умеет быть
его хозяином, никогда не бывает его рабом; он умеет наслаждаться даже
бедностью, не впадая в ничтожество.





С внешней стороны пытаются резюмировать все перечисленные преимущества
Адепта, прибавляя двадцать второе
преимущество t (Thau). Маг удивляет всех профанов
тем, что управляет элементами, излечивает больных, воскрешает мертвых и
т.п.





Наш энциклопедический курс заканчивается этой главой. Для одних из вас он
мог быть простым ознакомлением с содержанием и методологией ряда
традиционных наук, фиксировавших в течение долгого времени внимание
Человечества; другие, быть может, попытаются приложить кое-что из курса к
жизни, не имея однако ее общего строя; но, быть может, найдутся и
третьи, которые попробуют внести в характер своей работы новые элементы,
а в строй жизни - целый ряд кажущихся неудобств, имеющих послужить
добровольным испытанием своей Силы Воли и своих способностей к погружению
в область специально Посвятительного материала для медитации и
специальной же тренировки Личности.
Эта третья группа слушателей поймет, что все изложенное в курсе можно
уподобить содержанию букваря, предназначенного к ознакомлению читателя с
азбукой языка, литература которого столь обширна, что изучению ее можно
посвятить не одну, а несколько инкарнаций.
Приложение I
Статья Б.М.ПРЯМИНА-МОРОЗОВА "O символических степенях масонства" (Журнал
"Изида", Декабрь 1910 г. и Январь 1911 г.)
I
Частые недоразумения, возникающие по вопросам истории масонства, зависят
главным образом от различного понимания самого слова масонство. Одни
применяют это слово как общее наименование всех Тайных Обществ
Посвящения; другие разумеют лишь определенные Ордена, присвоившие себе
это название в силу применения ими того или другого символического
ритуала; третьи отстаивают ограничительное пользование этим словом для
наименования лишь тех ассоциаций, которые сохранили в достаточной чистоте
определенное количество традиционных символов, врученных им доминирующими
школами оккультизма того или другого столетия.
На этой-то почве и являются известные споры о том, возникло ли масонство
при Адаме, или оно ведет свое начало с первого века после Р.Х., или же с
VI-го, или XI-го, или, наконец, с XVII-го столетия нашей эры.
Статья наша вовсе не имеет целью объять все эти толкования.
Для этого понадобился бы полный обзор истории Преданий.
Мы задаемся более скромной целью обрисовать возникновение тех масонских
течений, которые обязаны своим происхождением деятельности Христианского
Иллюминизма в XVII-м столетии.
В это время знаменитое Братство Розенкрейцеров являлось главным и
центральным хранилищем догматического и практического эзотеризма в
Европе. Члены этого Братства владели многочисленными тайнами в области
Каббалы, усердно занимались как спекулятивной, так и практической
разработкой этих тайн, и вместе с тем не были чужды желания увеличить
свою власть и могущество во всех планах Вселенной за счет приобретенных
ими познаний.
Они считали себя как бы духом человечества, а свою деятельность - высшим
активным проявлением такового, и были правы с философской точки зрения.
Сознание своего духовного превосходства не могло их вполне удовлетворить.
Духу свойственно проявляться принципом энергии, создающей формы, а формы
эти, в свою очередь, должны проявляться в мире материальном, физическом.
Орден Тамплиеров в свое время жестоко пострадал за попытки самостоятельно
проявить себя в физическом мире.
Наученные его горьким опытом, Розенкрейцеры показали себя более
осторожными и для реализации своих стремлений прибегли к созданию особой
ассоциации, в которой должна была проявиться их формирующая энергия и
которая, в свою очередь, должна была влиять на мир профанов, порождая в
нем те или другие течения.
II
В начале второй половины XVII столетия Братство Розенкрейцеров поручает
нескольким своим членам (из числа которых наиболее выдаются своей
деятельностью Ashmole и Fludd) создание Ордена, имеющего выполнить
следующие задачи:
Во-первых - укрепить и по возможности широко распространить в
Человечестве доверие к Эзотерическому Учению и его представителям,
уважение к его символам и к той нравственной и духовной подготовке, без
которой невозможно усвоение основ Каббалы.
Во-вторых - обеспечить хранение и передачу элементов Символизма в должной
чистоте и неприкосновенности.
В-третьих - создать среду, развитую в моральном и духовном отношении, с
тем чтобы пользоваться ею как резервуаром энергии для воздействия на
Общество, а отчасти и для того, чтобы из нее заимствовать будущих адептов
христианского Иллюминизма.
Для создания упомянутого Ордена его основатели прибегли к преобразованию
уже прочно сформировавшейся и имевшей многовековую историю ассоциации
т.н. свободных каменщиков.
В средние века цехи строителей зданий в готическом стиле были объединены
общими уставом, узаконениями, обычаями и иерархией. Эти объединяющие
начала позднее проникли в Англию и распространились на строителей
вообще.
Во время Ashmole'а и Fludd'а ассоциации свободных каменщиков состояли
частью из действительных работников соответственных цехов, частью из
тружеников в области умственной и духовной деятельности, уподоблявшихся
каменщикам по прочности результатов и методичности характера их труда.
Эти труженики мысли играли в Ассоциации роль эволютивного элемента.
Преобладание этого элемента в ассоциациях было настолько значительно, что
основатели Нового Ордена воспользовались планом их организации, т.е.
попросту создали Ассоциацию, состоящую исключительно из каменщиков духа и
мысли, сохранив традиционную терминологию прежних товариществ, и ввели в
ритуал Ордена отражение большинства их символов и обычаев. Конечно, всему
этому было дано более высокое распространительное толкование, притом
различное на разных степенях посвящения.
Новый Орден получил название Масонского.
Рассмотрим бегло первоначально созданные его степени, разъясняя их
Символизм поскольку это возможно и позволительно.
III
В английских ассоциациях свободных каменщиков было три степени: ученик,
товарищ и товарищ-мастер.
Переход в старшую степень из младшей определялся познаниями,
работоспособностью и хорошим поведением каменщика.
Основатели масонства сохранили общий план этих подразделений, установив
первоначальные три степени масонства - Ученика, Товарища и Мастера -
получившие впоследствии название символических.
Эти степени были ими приурочены к выражению основных идей т.н.
гностического учения, сводящихся к следующей сокращенной формулировке:
Ничто не творится; все производится (во всех планах). В процессе
произвождения участвует активное (мужское, оплодотворяющее) начало
(символизм 1-й степени), пассивное (женское, оплодотворяемое) начало
(символизм 2-й степени).
Результат процесса произвождения, так сказать, идея его продукта, ляжет в
основе символизма 3-й степени Масонства, довершающей характеристику
упомянутого процесса.
Самый ритуальный символизм был подобран основателями степеней так, что
легко наводил на целый ряд толкований более частного характера, нежели
вышеприведенные.
Таким образом, люди в различных стадиях своего умственного и духовного
развития могли различно истолковывать масонские символы, постепенно
приближаясь к миросозерцанию своих Учителей.
До рассмотрения самого ритуала символических степеней, дадим несколько
примеров подобных толкований.
Можно видеть в 3 степенях идею подразделения солнечных суток на утреннее
(ученик), полуденное (товарищ) и вечернее с ночным время (мастер).
Возможно усмотреть в тех же степенях намек на периодическую смену времен
года: ученик - весна; товарищ - лето; мастер - осень и зима.
Позволительно установить соответствие между важнейшими фазами жизни
растения и теми же степенями: ученик - произрастание зерна, товарищ -
период цветения, мастер - произращение плода и падение такового с целью
создания дальнейшего процесса осеменения почвы.
Ничто не препятствует алхимическому толкованию степеней:
ученическая степень - подготовка материалов и приборов для добывания
философского камня, товарищеская степень - управление огнем, мастерская
степень - процесс добывания философского камня.
Для лиц, знакомых с языком Герметизма, скажем, что ученическую степень
можно уподобить прохождению первой четверти окружности, товарищескую -
второй четверти, а мастерскую - прохождению остальных двух четвертей и
ознакомлению с центром.
Лицам, посвящаемым в масонство, сообщались непосредственно толкования,
отличные от приведенных и клонящиеся, главным образом, к установлению
соответствия между масонскими степенями и фазами моральной жизни
человека, стремящегося к самоусовершенствованию.
Переходим к рассмотрению этих фаз в связи с символизмом степеней.
IV
Степень ученика (1646 г.) как подготовительными к ней поучениями, так и
церемонией посвящения должна была вызвать в посвящаемом настроение,
способствующее работе самоисправления. На этой степени масон должен был
почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться,
молчать.
Посвящаемого вели к ложе с закрытыми глазами (тьма); ему приходилось
осторожно ступать, уклоняясь в стороны (заблуждения).
Вступал он в ложу через удары, напоминавшие ему о неусыпном бдении,
прилежании, искании истины собственными опытами. Ему вручалась, как знак
его степени, неполированная лопатка, которую он должен полировать (в
переносном смысле) собственной работой. Его задача характеризовалась как
уготовление камня, т.е. подготовка самого себя к роли достойного и
пригодного деятеля (т.е.
активного начала в вышеприведенной гностической формулировке).
Степень товарища (1648 г.) вводит масона в область применения
приобретенных им хороших качеств. Он считается уже до некоторой степени
готовым к известному разряду упражнений, почему символом Товарищества
является равнообделанный камень.
Предметом его работы (т.е. как бы пассивным началом гностической
формулировки) служит изощрение силы разума, очищение его от
предубеждений, своемыслия, ученой гордости, приучение его к созерцанию
дел Всемогущего. С точки зрения Оккультизма вообще и Гностицизма в
частности, эта стадия развития масона своим символизмом дает намеки на
существование астрального плана<$FМасонский символ его - пламенеющая
звезда.> и на возможность оперирования в нем при условии обладания
достаточной активностью. Сама область операций (т.е. пассивное начало)
должна казаться оператору до крайности привлекательной как своей
новизной, так и результатами работы. Вот почему ритуал второй степени
носит отпечаток радости и веселья. Товарищ вступает в ложу - соединенный
с остальными членами цепью дружбы. Самое вступление происходит под звуки
веселой музыки.

V
Степень Мастера (1649 г.), во-первых, содержит в себе символические
указания на продукт оплодотворения гностического пассивного накала
активным, т.е. на идею жизни и смерти, а во-вторых, дает ключ к пониманию
взаимоотношения всех трех степеней. Ключ этот преподается посвященному в
форме знаменитой легенды о Хираме и трех его убийцах, которую мы приведем
с достаточной полнотой ввиду тесной связи ее с самим ритуалом посвящения
в степени Мастера.
Легенда о Хираме
Соломон поручает построение Храма Хираму, предводителю избранных людей в
количестве 30000, управляемых 300 мастерами.
Хирам делит работников на три категории: изготовителей металлических
предметов, каменщиков и плотников.
В каждой категории имеются ученики, товарищи и мастера, получающие
различную заработную плату.
Ученики получают мзду свою у колонны Jakin, товарищи - у колонны Bohas, а
мастера - в среднем пространстве (т.е. между колоннами).
Во избежание обманного присвоения младшими разрядами более высокой
заработной платы трем степеням сообщаются особые знаки, прикосновения и
слова. Ученическим словом служит Jakin, товарищеским - Bohas, а
мастерским - полное всеобъемлющего, глубочайшего символического и
реализационного значения третье каббалистическое имя Божие, изображаемое
4 буквами Jod-He-Vau-He.
Три товарища Jubelas, Jubelos, Jubelum (имена условные и в различных
редакциях легенды заменяются другими) задумывают овладеть мастерским
словом для присвоения себе ненадлежащей мзды. Для этого они поджидают
Хирама у трех врат Храма в час его вечернего обхода. У Южных врат
Великого Мастера встречает Jubelas и требует от него раскрытия
мастерского слова под угрозой смерти. Хирам отвечает с достоинством, что
познание этого слова возможно лишь тому, кто сумеет своим усердием и
опытностью в работе заслужить соответствующую степень. Jubelas наносит
ему удар тяжелой железной линейкой, длиной в 24 дюйма. Удар приходится
по шее, Хирам отступает к Западным вратам, но там стоит Jubelоs,
повторяющий требование товарища. Архитектор ответствует молчанием и
получает наугольником удар против сердца.
У него хватает силы дотащиться до Восточных врат, где его противником
является Jubelum, умерщвляющий его ударом молотка по лбу. Убийцы скрывают
тело в храме под каменной громадой, а позже, под покровом ночи, относят
его в ближайший лес, где и хоронят, отметив могилу зеленой ветвью
акации.
Соломон, обеспокоенный исчезновением Архитектора Храма, посылает на
розыски сначала 3 Мастеров, а затем 9 Мастеров.
Хирама ищут сначала в Храме, потом вне его. На седьмой день разыскивается
его могила, отмеченная ветвью Акации (в некоторых версиях легенды могила
узнается по особому сиянию, исходящему из нее, а ветвь Акации полагается
на нее нашедшими ее Мастерами). Для извлечения тела из могилы, царь
посылает 15 мастеров и вместе с тем поручает им переменить мастерское
слово (из опасения, что оно было исторгнуто у Хирама его убийцами). За
новое слово они должны принять первое из тех, которые будут произнесены
ими при извлечении тела из могилы.
Откопав тело, мастера пытаются прикоснуться к указательному и среднему
пальцам его руки. При этом вследствие разложения плоть отделяется от
костей, что побуждает мастеров воскликнуть Mak benach (что и дает в
переводе отмеченную курсивом фразу; иногда переводят - тело истлевает).
В большинстве версий, за этим следует описание погребения Хирама во Храме
в присутствии всех Мастеров, украшенных своими запонами и другими
атрибутами, в числе которых отмечаются белые рукавицы, свидетельствующие
о невинности мастеров в происшедшем злодеянии. На гроб, по велению
царскому, возлагается серебряная треугольная бляха с изображением старого
мастерского слова в знак благодарности покойному за оказанную твердость в
хранении тайны.
Главного убийцу находят благодаря собаке, выдающей его убежище (пещеру
близ источника), и умерщвляют.
Остальные два преступника кончают жизнь самоубийством, низвергаясь в
каменоломню, над которой они нашли было себе приют.
Головы убийц доставляются Соломону.
Для полноты прибавим, что во многих версиях легенды изменены наименования
врат храма, у которых Хираму наносят удары, причем, однако, смертельный
удар всегда наносится у Восточных врат.
Встречаются вариации и в других подробностях рассказа, что впрочем не
отзывается на существе его символических истолкований.
Скажем теперь несколько слов о самих толкованиях легенды. Их несколько, и
вопрос о восхождении от грубых истолкований к более тонким, стоит в
прямой зависимости от индивидуального развития лица, которому передана
легенда.
Простейшим толкованием является социальное.
В самом начале легенды мы видим явное указание на идеал общественного
строя, создаваемый распределением строителей Храма на категории.
Здесь доминируют две идеи: 1) Общественная роль человека должна
определяться его природными способностями (лица, обрабатывающие металлы,
каменщики, плотники). 2) Иерархическая ступень работника должна
определяться его знанием и заслугами в области его специальности
(ученики, товарищи, мастера).
Тут же проводится указание на необходимость крайней осторожности при
сообщении деятелям сведений, раскрывающих общий характер их деятельности
на соответственных ступенях (проходные слова, знаки, прикосновения).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50