Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



Указаны и опасности, возникающие для общества в силу нравственного
несовершенства многих его деятелей (заговор трех товарищей, обусловленный
эгоистическими их побуждениями), а равно и средства для борьбы с таковыми
(непоколебимая самоотверженная стойкость и твердость Хирама).
Имеется явное указание архитектора на путь, спасительный для лиц,
терзаемых жаждой благ или почестей (Хирам говорит товарищу Jubelas у
Южных врат, что эти блага достигаются лишь трудом и знанием).
Наконец, легенда повествует, что возмутившийся эгоизм может лишь временно
восторжествовать над глубокой идеей, что добродетель в конце концов
торжествует, а порок всегда бывает наказан, и часто самолично приводит в
исполнение свое наказание.
Астрономическое толкование легенды также не представляет особых
трудностей. Легко догадаться, что речь идет о годовом цикле Cолнца,
которому уже в летнее солнцестояние (южные ворота) грозит опасность: дни
(линейка в 24 дюйма символизирует сутки) начнут убывать, но солнечная
тропа еще может быть использована разумно (вышеприведенные слова Хирама
первому убийце). Осеннее равноденствие (Западные врата) уже влечет за
собой онемение природы (Хирам молчит), приводящее сначала к осени, а
потом и к зиме. Лишь весною (Восточные врата) умершее солнце (пораженный
Хирам) возрождается для новой жизни.
В моральном толковании следует обратить особое внимание на борьбу
духовного света (Хирам) с тремя его убийцами (жажда власти, ложь и
невежество), на 9 мастеров, символизирующих основные масонские
добродетели, и на зеленую ветвь Акации, служащую символом надежды, как
связи видимого мира с невидимым (шестой Аркан Тарота, соответствующий
знаку Vau (Вау) еврейского алфавита).
Нельзя не упомянуть и о более высоком герметическом толковании легенды.
Здесь, конечно, понимание ее смысла всецело зависит от степени посвящения
познающего ее лица.
Во всяком случае, при попытках построения такого толкования не следует
упускать из виду, что легенда Хирама резюмирует для посвященного Великую
Тайну Rota, иллюстрируемую обращением окружности в кватернере двойного
противопоставления.
VI
Переходим к ритуалу посвящения в символические степени. Об ученической и
товарищеской степени много говорить не приходится. Общий характер их
символизма уже выяснен в самом начале этой статьи и притом с упоминанием
некоторых деталей.
Отметим преобладание числа 3 (состав человеческой сущности) в ритуале
ученической ложи и числа 5 (астральные операции) - в товарищеской (число
ступеней перед колоннами, число светильников в ложе, число ударов
молотком при выстукивании, число шагов в условной походке,
соответственных степени, число лет в символическом возрасте масона).
Упомянем о запонах (у ученика верхняя часть запона прикрывает грудь; у
товарища она опущена; оба запона белые).
Традиционные проходные слова первых двух ступеней были Tubalcain и
Schibboleth, а традиционные священные слова - Jakin и Bohas.
Условными знаками служили: для ученика - провести по горлу ребром правой
ладони, держа большой палец под прямым углом к остальным; горизонтально
отвести руку на уровень правого плеча и затем уронить ее вдоль туловища;
для товарища - пальцами правой руки сделать жест, как бы исторгающий
сердце из груди, и потом отвести и уронить руку как указано выше; в
некоторых ложах при этом еще подымалась открытая ладонь левой руки
вровень с головой, а затем левая рука ниспадала вдоль туловища.
Масонские прикосновения совершались так: ученик, протягивая руку брату,
прикасался ногтем большого пальца к первому суставу его указательного
пальца, а товарищ к первому суставу среднего (смотри легенду Хирама -
поднятие тела).
Истолкование условных знаков вряд ли кого затруднит.
Еще раз напомним о наличности в товарищеской ложе т.н.
Пламенеющей звезды (символ астрального света), которой не имеется в
обстановке ученической ложи, и этим завершим наш краткий сравнительный
очерк первых двух степеней.
VII
Переходя к ритуалу мастерской степени, начнем с убранства ложи.
Вся ложа обита черным сукном; помост или пол покрыт черным покрывалом
(ковром), усыпанным золотыми слезами. Посреди ковра поставлен черный гроб
(нога на восток, изголовье на запад). В ногах на крышке гроба мертвая
голова (череп с 2-мя перекрещивающимися костями); в головах - ветка
акации и серебряная бляха, о которой упоминалось в Легенде Хирама.
Остальное убранство мастерской ложи претерпевает различные изменения: во
всяком случае, преобладает черный цвет с золотыми вышивками (слезы,
мертвые головы). Три тройных подсвечника у гроба поддерживаются
скелетами, сидящими на кубических камнях.
Жертвенник (в вост. части ложи) покрыт черным с вышитыми золотом слезами
и мертвой головой, с серебряными фестонами.
На жертвеннике - три тройных подсвечника в виде мертвых голов.
Посредине южной и северной стен ложи висят черные картины (изображения
мертвой головы с надписью Momento mori - помни о смерти).
Между гробом и западной стеной (т.е. в головах у гроба) полагается
открытый циркуль.
В ногах гроба (на вост.) - наугольник (иногда скрещенные циркуль и
наугольник полагаются на крышку гроба в его ногах).
Приготовление Товарища к принятию в Мастера совершается в темной храмине.
Брат Ритор дважды посещает уединившегося в ней Товарища. При первом
посещении он, вопросив последнего о предмете его помышлений и получив в
ответ "помышляю о смерти", одобряет выбор сей темы, а затем подвергает
Товарища экзамену по первым двум степеням масонства, сопровождая ответы
его распространительными и пояснительными толкованиями.
Ритор заканчивает первое посещение напоминанием Товарищу, что никто не
знает часа своей смерти и что он, быть может, тут же покончит свое земное
существование. Вторичное посещение Ритора опять влечет за собой
приглашение углубить мысль в мрачное, но спасительное представление о
смерти. Затем ставится вопрос о том, для того ли только человек явился
на свет, чтобы потом бесследно исчезнуть, или он должен оставить по себе
след. Отсюда переход к напоминанию об обещании следовать добродетели и
убегать пороков и к приглашению искренне раскаяться.
После продолжительной паузы - требование сердечного признания в убийстве
Хирама и опять приглашение раскаяться, после чего Ритор удаляется.
Через несколько времени появляется брат-вводитель, посланный из Ложи,
предварительно открытой тремя степенями (в третьей степени ложа
открывается 9 ударами).
Вернувшись в Ложу, вводитель докладывает, что товарищ выслужил свое
время, что Мастера довольны его работой и что по нем есть поручители. На
вопрос Великого Мастера - о согласии Ложи на принятие нового члена -
мастера отвечают простертием рук над знаком Мастерским.
Тогда брат-вводитель вводит новичка спиной (Хирам, входя в храм, не мог
предвидеть грозящей ему опасности;
так и с нами бывает в жизни).
С этого момента для кандидата в Мастера начинается полное переживание
Легенды Хирама, для вящего ее усвоения.
После выстукивания и вторичного опроса о готовности Товарища к принятию в
Мастера Великий Мастер предлагает ему путешествовать по Мастерской Ложе.
Во время путешествия братья стоят окрест и близ самого гроба, а в гробе
под окровавленной плащаницей лежит один из младших мастеров. Второй
надзиратель повелевает приемлемому взять левой рукой конец его шпаги, а
сам, взяв его за правую, начинает с ним путешествовать, (Мастера
путешествуют с Востока к Западу, для распространения лучей света), и
когда подводит его к написанной на Юге мертвой голове, то останавливается
и просит помнить о смерти.
То же на Севере.
Великий Мастер при каждом прохождении мимо него посвящаемого говорит:
помни смерть.
По окончании трех путешествий, ищущего ставят лицом к востоку и (по
обмене условными знаками, поклонами и опросе братьев) подводят к
жертвеннику тремя шагами через гроб (три направления, по которым Хирам
хотел уйти из Храма).
При этом неофит получает три удара от братьев свернутой в трубку бумагой.
После этого младший мастер, лежавший под плащаницей, тихо и по
возможности незаметно встает из гроба и удаляется. Тем временем Великий
Мастер, сделав посвященному еще раз напоминание о скорбях жизни и
значении смерти, приводит его к присяге (правая рука коленопреклоненного
посвящаемого при этом прикасается к Евангелию и к мечу Великого Мастера,
а левая приставляет к груди циркуль). Присяга касается хранения тайн
Масонства и обещания помогать Мастерам против бунтующих Товарищей.
Посвящаемого поднимают и отводят. Великий Мастер становится между ним и
жертвенником и тремя ударами молотка в чело принимает его в Мастера,
произнося: при первом ударе - "Силой данной мне власти и могущества через
моих начальников, от владычествующих над жизнью и смертью"; при втором -
"силой соизволения всех здесь присутствующих братий Мастеров"; при
третьем - "приемлю тебя в Мастера сего почтеннейшего собрания".
Надзиратели повергают нового Мастера спиной в гроб и покрывают
плащаницей.
Наступает великая тишина.
Великий Мастер ударяет рукой по эфесу шпаги.
Надзиратели отвечают тем же.
Братья схватываются руками крестообразно и говорят друг другу Мастерское
Слово (Mak Benach) в каждое ухо пополам, а надзиратели в заключение
принимают его и пускают от себя назад Старое Мастерское слово.
Следует чтение Легенды Хирама Братом Секретарем. При упоминании в повести
о прикосновении к указательному пальцу Хирама 2-й надзиратель берет
лежащего в гробу за указательный палец и говорит: Jakin. При упоминании о
прикосновении к среднему пальцу 1-й надзиратель поступает так же и
говорит: Bohas. При упоминании о подъеме Хирама за кисти рук Великий
Мастер берет кандидата за кисти, принимает Мастерским прикосновением и
говорит "Mak Benach"; по окончании чтения Брат Церемониймейстер подводит
нового Мастера к жертвеннику (с Южной стороны), где Великий Мастер
вручает ему знаки достоинства:
1. Запон из белой кожи - воздаяние заслуг, почтенному Ордену оказанных.
2. Голубую ленту с ключом слоновой кости (свободный вход в ложи).
3. Золотую лопатку на голубой ленте.
4. Белые мужские рукавицы (чистота совести и невиновность в убийстве
Xирама).
5. Белые женские рукавицы - предназначены той женщине, к которой Масон
имеет превосходнейшее почтение.
Символизм женских рукавиц - прямота, честность и бескорыстие во всех
актах воздействия активным (мужским) началом на пассивное
(притягательное, женское) в каких бы то ни было планах.
Затем Церемониймейстер подводит новопринятого к Алтарю и научает знакам,
прикосновениям и словам его степени. Ритор читает объяснение символизма
ковра и ложи, после чего заседание закрывается порядком, обратным
открытию. Проходным словом в Мастерской ложе служит Giblim; священным
словом, как известно,- Mak Benach.
Из знаков следует отметить следующие.
1. Обыкновенный (при встрече) - правая рука с вытянутыми пальцами
(большой палец на уровне желудочной впадины) как бы пилит живот.
Потом обе руки заносятся за голову с вывернутыми ладонями, затем
ниспадают на запон, как бы в знак изумления.
2. Так называемый Signe de detresse, играющий роль мольбы о помощи,
обращенной к Братьям в минуту опасности:
Обе руки заносятся за голову, как в предыдущем случае, ноги поставляются
под прямым углом (левая за правую) и издается возглас: A moi, les enfants
de la veuve de Nаphtalie!
3. Осязание по обычаю свободных каменщиков (attouchement maconnique), не
составляющее исключительной принадлежности Мастерской степени, а общее
всем символическим степеням. О нем уже было упомянуто по поводу
Ученической и Товарищеской степени.
Мастера осязают друг друга так, как будто собираются пальцами руки
выцарапать ладонь собеседника.
Этот знак в катехизисе М. степени упоминается и в числе 5-ти особых
мастерских знаков, о которых упомянем лишь коротко, отмечая в скобках
низшую ступень из символизма, производимую упомянутым катехизисом:
а) Нога против ноги (готовность помогать братьям).
б) Колено против колена (обязанность коленопреклоненно просить за брата
Божьего Милосердия).
в) Грудь против груди (искренность и верность сердца, коими все братья
друг другу обязаны).
г) Правая рука в правую руку (дружба и единение в масонстве).
д) Левая рука на плечо (или за спину) собеседника (обязанность истинного
масона предупреждать падение брата).
Отметим еще возраст Мастера (семь прошедших лет - sept ans et plus),
мастерское выстукивание (трижды по три удара - всего девять ударов),
мастерскую походку (правой ногой как бы переступая через гроб, левой -
таким же образом, и еще раз правой ногой для сближения ступней).
Масон, достигший степени Мастера, как бы считается уже полноправным
членом Ордена и именуется Гибаон, в память о городе, в котором
продолжительное время стоял Ковчег Завета.
Сыновья Мастеров носят имя Луфтон (название прибора, служившего для
подъема камней на высоту при построении Храма) и пользуются особыми
привилегиями при поступлении в Масонские Ложи.
Французские термины Louveton или даже Louveteau (буквально - волчонок)
суть искажения этого имени и применяются к детям Масонов и Иллюминаторов,
пользующихся правом быть посвященными в 17-летнем возрасте, тогда как
обычно посвящают лишь лиц совершеннолетних.

Приложение II
ОПИСАНИЕ КАРТ ТАРО
Приложение II
PRIL-2 = Фон - лиловато-голубые турбильоны, конденсирующиеся книзу. На
первом плане ослепительно-белый куб квадратом вперед. На нем спереди
денежка, за ней, справа налево, меч с крестообразной рукоятью и лезвием с
прорезью посредине; за ними расположена хрустальная чаша на прямой
ножке-стержне.
За кубом стоит мужская фигура, материализованная из турбильонов фона,
причем вокруг нее переходом к фону служит светлая аура. Ноги скрыты кубом
до трех четвертей бедер. Над головой мужчины золотисто-белое сияние в
виде знака бесконечности.
Лоб охвачен золотой перевязью, к которой сзади прикреплен белый плат,
закрывающий затылок. Уши видны, тело обнажено, только вокруг талии
золотой пояс с ниспадающей белой бахромой. Лицо и фигура носят отпечаток
всех семи планет, без резкого выражения какой-либо; глаза смотрят вперед.
Правая (зеркально) рука поднята кверху, и в ней ореховая дубинка, на
которой видны следы четырех срезанных сучков; левая рука свободно и
непринужденно протянута вниз, причем пальцы не касаются поверхности куба.
Вся фигура должна производить глубоко реальное, но не материальное, или
реалистическое впечатление.
PRIL-2 = Фон составлен темно-лиловой бархатной завесой, спускающейся с
золотой перекладины до самого пола. Перекладина помещена между двумя
колоннами египетского стиля, сложенными из больших камней и утвержденными
на прочных фундаментальных базах. Правая колонна красноватая, левая -
синеватая. От возвышения, на котором стоят колонны, спускаются три
ступени из буровато-серого песчаника. Между колоннами, на третьей
ступени, куб, на котором сидит женщина. Лоб ее скрыт повязкой, с которой
до подбородка спускается густая вуаль. С плеч спускается лиловая шелковая
мантия-хитон, наброшенная так, что грудь ее и тело до середины остаются
обнаженными, причем между грудями лунного типа висит солнечный золотой
крест. Ниже мантия плотно облегает фигуру, скрывая от глаз даже контуры
тела; в руках женщины свиток, развернутый так, что написанного на нем не
видно. На голове женщины египетский убор в виде полумесяца, составленный
из рогов дважды телившейся коровы; между ними матовый диск серебряного
полнолуния. Воздуха во всей картине много, света мало.
Освещение спереди.
PRIL-2 = Фон - небесное голубое пространство рассветного неба. Низ
картины - выпуклая поверхность земного шара, на котором утвержден
серовато-прозрачный коагулят куба. На этом кубе, поворот в три четверти,
полулежит женская фигура.
Справа она освещается ослепительными золотисто-оранжевыми лучами Солнца,
заливающими всю правую сторону картины настолько, что они даже скрадывают
определенность контуров правой стороны тела и как бы служат ему опорой.
Голова женщины - чистого типа Венеры, с распущенными каштановыми
волосами.
Лицо ее выражает радостную муку, как это бывает у рожениц;
одета она в ниспадающий от плеч нежно-зеленый хитон, прикрывающий часть
куба и кончающийся на земле. Правая ее рука держит треугольный, обернутый
вершиной книзу щит с закругленными концами с изображением летящего орла,
держащего в клюве знак Анк. Щит прикрывает нижнюю часть тела женщины до
колен, почти совсем скрывая ее беременность. Левая рука поднята кверху, и
в ней золотой жезл со знаком Венеры на конце.
Ноги женщины опираются на обернутый концами вверх серп Луны,
нежно-серебристыми лучами заливающий нижний левый угол картины. Над
головой женщины 12 звезд, расположенных венцом.
Часть их еле выделяется из солнечных лучей, другая, более отдаленная от
освещенного пространства, ярко горит на синеве неба. Вся картина должна
быть более красочна, светоносна, чем графична, но все краски нежны и ясны
без резких мазков.
PRIL-2 = Фон - две белые стены, составляющие угол комнаты и уходящие
ввысь. Они сплошь украшены синей свастикой. Пол - серые каменные
квадратные плиты. На полу стоит белый куб, квадратом вперед, и на нем
нарисован летящий справа налево египетский орел с крестом Иерофанта на
шее. На левую грань куба небрежно опирается спиной мужчина, стоящий
профилем. Он подогнул одну, более отдаленную от зрителя, ногу за другую
под прямым углом, коленом вперед. Он немного наклонился и в вытянутой
правой руке держит жезл с золотым знаком Венеры, в кружочек которого
вписан маленький сербрянный знак Юпитера.
Одет мужчина в сапфирно-синий хитон от плеч до коленей. Ноги в золотых
сандалиях с крестообразной перевязью на икрах. Лицо с ассирийской бородой
и фигура ярко юпитерианского типа.
На голове тройная золотая тиара египетского типа. Во всей фигуре
властность и авторитетность. Все линии очень четки и резко выделяются.
Нигде нет незаконченности и скрадывающихся линий. Освещение слева
сверху.
PRIL-2 = Внутренность египетского храма. Между двумя (но несколько
сзади) колоннами, из которых правая освещена белыми бликами, а левая -
чуть выделяется из мрака, на площадке пятиступенного амвона сидит,
немного наклонившись вперед, мужская фигура в белом жреческом одеянии,
подпоясанном простым белым поясом. Голова увенчана тиарой, как в Аркане
Бет, только рога с пятью перемычками. В левой руке (зеркально) длинный
прямой жезл, упирающийся в пол и подымающийся концом над головой мужчины.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50