Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия


н.
еврейского алфавита. Числовое значение этой буквы = 5.
Иероглифическое соответствие - дыхание.
Дыхание для нас в приемах обыденной жизни характеризует наличие жизненных
процессов в организме. Отсюда истолкование жизнь, согласное с
астрологическим соответствием аркана - знак Овна (O)
в Зодиаке. Пребывание Солнца в знаке Овна определяет первый весенний
месяц, а весна есть элемент Iod годового Солнечного Цикла, то, что
подготовляет жизнь, первое дыхание жизни.
Нам поставят немедленно 2 вопроса:
1-й: В схеме hvhi динамического процесса
h соответствовало женскому началу. Что общего между
женским началом и жизнью?
2-й: Почему 2-й аркан (Beth) истолковывается как женское начало, и то же
толкование прилагается к пятому Аркану? Какая разница в оттенках того и
другого аркана?
На первый вопрос мы ответим небольшою экскурсией в область христианской
теософии, как новейшей (XVI, XVII и XVIII ст.), так и прежней (XIV, XV
ст.). Если каждому динамическому циклу типа hvhi
может служить продолжением такой же цикл, Iod которого есть проявление
второго He первого цикла, то и обратно - Iod нашего первого цикла
позволительно считать проявлением второго He некоторого предшествующего
цикла. Разыскание элементов этого цикла будет восхождением в цепи
причинностей, приведет нас к познанию нового Iod старшего порядка и к
заданию такого же вопроса о предпредыдущем цикле.
Самый начальный цикл в ряду причинностей, или, выражаясь образно, Первое
Семейство типа кватернера, конечно, не может считаться абсолютно
самостоятельным, т.е. не имеющим предшественников в ряду элементов
динамических процессов. Ведь Начало всех Начал не может иметь
наименования Iod, ибо активный элемент оживлен желанием, потребностью
оплодотворять, а Начало всех Начал должно обладать атрибутом
Вседовольства. Это Начало должно быть нейтральным, андрогинным,
заключающим в себе все элементы тех динамических процессов, которые оно
способно породить.
Чтобы символизировать это начало, поставим точку над Iod, написав схему
Первого Кватернера трансцендентальной области в виде
hvhi.
Эта точка будет напоминать нам о Великом, Непостижимом, Бесконечно
Однородном, Идеально Светлом, Лучезарном Начале Ain Soph (евр.), о
Великой Нирване (инд.).
Это Непостижимое Начало, не могущее составлять объекта логической
спекуляции, проявилось мужским элементом Iod, элементом оплодотворяющим,
экспансивным, лучезарным, которому можно дать имя Универсальной Любви.
Эта Универсальная Любовь ограничила себе Пассивность, Аттрактивность,
Женское Начало теневого характера, т. наз.
Restrictio, которому имя - Универсальная Жизнь, и оплодотворила его.
От Союза этих Начал, Высшего Iod и Высшего He, рождается элемент Vau
Первого Семейства. Имя ему - Логос. Первичные Эманации этого Элемента
будут Вторым He Первого Семейства и переведут нас уже в трансцендентный
мир Olam ha Aziluth Второго Семейства.
Вот почему Жизнь оказалась женским элементом.
У аббата Тритемия (1462-1516) в передаче им современных ему
Розенкрейцеровских теорий элемент Iod Первого Семейства назван
Сверх-Эссенциальным Огнем, Элемент He - Сверх-Эссенциальным Воздухом, а
Логос - Сверх-Эссенциальным Светом.
Как видим - Воздух, Дыхание, отождествился с женским элементом.
Легко заметить, что эту терминологию Розенкрейцеры считали для себя
интерпретацией Догмата Христианской Троицы, причем Огонь был Ее Первым
Лицом, Воздух - Третьим, а Свет - Вторым.
Каббалистический Мир Aziluth у Тритемия появляется под названием Spiritus
Mundi (Дух Вселенной).
Нам кажется, что приведенная справка дает ответ на первый вопрос, и мы
переходим ко второму.
Аркан Beth указывает на женское начало, как на нечто существующее в форме
соответствия мужскому началу, нечто, подлежащее изучению (Gnosis -
познание), нечто принципиально необходимое в прогрессии арканов.
Аркан He есть уже форма, в которую облекается аркан Beth.
Не конкретнее, нежели Beth.
Beth очерчивает сферу женского начала. He наполняет эту сферу чем-то
формально существующим.
Вообще, чем выше номер, тем конкретнее его значения.
Beth имело иероглиф рот. He - дыхание, исходящее из этого рта.
Дав эти пояснения, переходим к арифмологическому анализу аркана.
5 = 1 + 4 или 5 = 4 + 1 5 = 3 + 2 или 5 = 2 + 3
Первые два разложения пятерки дадут нам заголовки содержания аркана в
трех областях Теософического Тернера.
Для Архетипа 1 означала Эссенцию Божества, 4 - принципиальную
необходимость формы.
Элемент Лучезарности в Божественной Эссенции указывает на выбор
положительного полюса в вопросе оценки форм ментальных проявлений.
Формы, не искаженные неправильным отражением и преломлением, станут
синонимами Добра; формы искаженные - синонимом области зла.
Аркан в плане Архетипа будет интерпретировать Древо Познания Добра и Зла,
с сознательным предпочтением Добра злу.
Получится заголовок - Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali).
В плане Человека 1 интерпретируется как Vir - активный, оплодотворяющий
элемент, а 4 - как элементы, синтез которых образует человеческое тело,
или как Auctoritas - тайна этического доминирования в центре Креста
(Кватернера).
И в том, и в другом случае к четырем началам, имеющимся во внешнем мире,
таинственно прибавляется пятое, управляющее их трансмутацией, дающее
возможность реализовать Великое Делание.
В алхимии это пятое начало именуется Quintessentia. Это слово и будет
вторым заголовком.
Заголовок аркана в мире Природы мы найдем, если сквозь внешние
манифестации четырех элементов четвертого аркана сумеем узреть элемент
Natura Naturans первого аркана, суммируемого с четвертым.
Тот, кто созерцательной деятельностью и глубокой медитацией усмотрит эту
единицу за завесою внешней четверки, тот постигнет натуральную Религию,
плод Созерцания и Вдумчивости.
А потому заголовком для пятого аркана в плане Природы возьмем термин
Religio.
Если в разложении 5 на 1 и 4 понимать под 4 мир элементов, а под 1 Высшее
Сознательное начало, то, как мы сказали, сумма 1 + 4 будет
символизировать Человека как покорителя элементов, как доминатора
импульсов своей элементарной натуры.
Поставив 4 первым слагаемым, а 1 - вторым, мы получим обратное, т.е.
формулу импульсивного человека, манифестации которого стоят в зависимости
от внешних влияний на его физическую природу.
Перейдем теперь ко второй схеме разложения 5 на слагаемые.
5 = 3 + 2, т.е. пятый аркан является составным из высшего и среднего
начал Великого Аркана Магии - метафизического тернера (3) и астрального
бинера (2). С этой точки зрения аркан символизирует проявление некоторой
сущности в двух высших планах, при преобладании метафизического понимания
над астральным механизмом.
Оперировать таким образом в двух планах могут сущности следующих типов:
1) Белый маг, в то время, как он занят работой в астральном плане (хотя
бы он притом и опирался на физический).
2) Элементарий положительного типа (например, совокупность mens'a и души
человека, в промежутке между двумя инкарнациями стремящаяся к
эволютивному созерцанию клише).
3) Эгрегоры положительного типа (эволютивные).
4) Spiritus Directores, составляющие высшую полицию астрала и т.п.
Обратному разложению 5 = 2 + 3, символизирующему затемнение абсолютной
истины тройственного закона миражами ложных астральных клише, движимых
инволютивными tourbillons, будут соответствовать проявления темных
сущностей, каковы:
1) Занятый астральной деятельностью черный маг.
2) Разыскивающий ложные клише отрицательного типа элементарий (например,
совокупность mens'a и души человека, в промежутке между двумя
инкарнациями занятого разыскиванием случаев очередного воплощения не для
исправления кармы, а для наслаждения утраченными физическими благами и
довольного всяким поводом проявления в плане этих благ, хотя бы за счет
медиумических ресурсов).
3) Эгрегоры отрицательного типа (инволютивные).
4) Лярвы и т. п.
Разложениям 3 + 2 и 2 + 3 соответствует геометрический символ огромного
теоретического и реализационного значения - т.
наз. пентаграмма в прямом или обратном положении.<17-18>
В прямую пентаграмму 3 + 2 принято вписывать фигуру человека, голова,
руки и ноги которого размещаются по углам пентаграммы; в обратную
пентаграмму 2 + 3 удобно вписывается козлиная голова, размещающая по
углам пентаграммы свои рога, уши и бороду. Козел этот символизирует
дьявола, отца лжи, олицетворение искаженных до неузнаваемости клише
истинных проявлений.
Мы вскоре вернемся к пентаграмме, но прежде дадим себе труд изучения
картинки пятого аркана.
Научное ее наименование - Magister Arcanorum (Учитель арканов = Великий
Иерофант); вульгарное название - le Pape.
Картинка изображает сидящего мужчину. Голова его увенчана рогами Изиды с
полною Луною между таковыми. Над бинером этих рогов доминирует тернер
Креста Великого Иерофанта (см. аркан 4), укрепленный на конце жезла. Жезл
у Иерофанта в левой руке, и достаточно высок, так что крест на его
верхушке находится значительно выше наклоненной головы Иерофанта.
Правая рука Иерофанта распростерта над головами двух склонившихся перед
ним фигур, на одних картинках - жестом имяславного благословения, на
других - знаком молчания, т.е., во всяком случае, жестом выражения воли.
Из двух фигур, поклоняющихся Иерофанту, одна - светлая (например,
красная), другая темная.
Сидит Иерофант, как и женщина 2-го аркана, между колоннами Jakin и Bohas,
снабженными традиционною завесою.
И там и тут бинер колонн нейтрализован личностью, но в пятом аркане
фигура мужчины: он сидит (пассивность - восприятие науки бинеров), но он
мужчина (активный - применяющий эту науку к жизни), и жест его выражает
волю.
Этот элемент просвещенной воли, активной (т.е. не бездействующей) власти
и будет основной характеристикой пятого аркана и его графического символа
- пентаграммы.
Тернер Креста Иерофанта над бинером рогов дает указание на прямое
положение этой пентаграммы.
Вся обстановка намекает на Посвящение. Коленопреклоненные фигуры дают
понять, что "пентаграмма-маг торжествует вместе со Светлыми Силами и
заставляет служить своим добрым целям и темные силы", умело эксплуатируя
их временное невежество и вытекающие из него слабости, и благоразумным
применением оных облегчая им в дальнейшем столь трудное для них
искупление.
Но в каком состоянии должен быть человек, чтобы его астросом, оживленный
mens'ом, мог исполнять функции пентаграммы, и как из пригодного материала
создать эту пентаграмму?
На первый вопрос нам дает ответ краткий перечень испытаний, коим
подвергаются ищущие Посвящения.
На второй можно ответить указанием общего плана физической, астральной и
ментальной тренировки мага (предмет следующих двух лекций).
Посвящение бывает двух основных типов - бело-магическое и
черно-магическое, смотря по тому, что требуется создать: человека,
стремящегося к добру ради добра с пренебрежением собственными выгодами и
невыгодами, или человека, любящего зло ради зла, даже в ущерб себе, во
имя голого принципа лжи и тьмы ради тьмы.
Первая стадия испытаний одинакова в обоих Посвящениях. Она имеет целью
испытать в неофите состав 1 + 4, т.е. умение не смущаться опасностями и
неожиданностями, исходящими из элементов, не быть трусом в физической
области, не терять голову. Сюда войдут традиционные испытания огнем,
сквозь который надо храбро пройти, не боясь ожогов; водой, переплывать
которую не надо затрудняться, хотя бы она представлялась в форме бурного
потока; воздухом, в котором надлежит висеть бесстрашно, не испытывая
головокружения; и землею, в недра которой приличествует проникать, не
страшась быть раздавленным мрачными сводами подземелья.
Вторая стадия испытаний опять-таки одинакова по их заголовкам в обоих
типах Посвящения. Это - астральные испытания на страх, страсть и
совесть.
Неофит испытывается страхом астральных клише, пугающих его уродливостью
или даже агрессивностью, и восприятие которых ему облегчается
искусственно созданною на время сенситивностью.
Второе испытание - на страсть - имеет целью определить, может ли неофит
обуздывать в себе сексуальное чувство даже при условиях весьма
благоприятных для его проявления, и обыкновенно распадается на 2 части:
1) - умение противостоять надвигающемуся соблазну, и 2) - умение не
использовать победы, одержанной собственными усилиями над холодностью
представительницы другого пола.
Третье испытание - на совесть - заключается в определении умения
выполнить какой-либо данный завет, исполнить какое-либо поручение,
сохранить какую-либо тайну или просто не изменить принятому решению,
вопреки грандиозным соблазнам и полной гарантии безопасности.
Если эти испытания одинаковы по форме в обеих школах - бело-магической и
черно-магической, то они не одинаковы по освещению. Белому магу не надо
бояться страшных клише, так как сквозь их мир ему придется пробиваться к
более Светлым Началам, черному - потому, что придется быть запанибрата с
этими темными и уродливыми проявлениями.
Белому магу надо постичь стойкость своего целомудрия, чтобы быть
уверенным в возможности не пасть; черному надо понять, что умение
воздержаться в определенный момент дает его обладателю житейский перевес
над неумеющими воздержаться.
Белому нужно совестливо относиться к своим обязанностям и принятым на
себя обязательствам, ради самоусовершенствования и стойкости в служении
добру.
Черному надо просто понять, что по определенному плану, при твердом
следовании ему, наделаешь больше идейного зла, нежели случайно, при
представляющихся удобных обстоятельствах.
У черных магов бывает иногда еще дополнительное испытание на
приверженность злу, которое мы описывать не будем.
Поговорим теперь об искусственной пентаграмме, или Великом Знаке
Микрокосма (Микрокосм значит буквально - мир в миниатюре; это название
прилагается к Человеку, в котором, по закону аналогий, можно указать
полный синтез соответствий составным элементам внешнего мира -
протяженного мира или, по-гречески,- Макрокосма).
Пентаграмма относится к т. наз. магическим символам. Мы о них вскользь
упомянули в начале курса.
Если мы установим два аналогичных ряда A, B, C, D,... и M, N, P, R..., то
M может являться символом A и, наоборот, A символом M; N символом B и
наоборот, и т.д.
Как мы уже намекали, в ментальном плане символы имеют реализационную
власть, так как операции этого плана сводятся к порождению идей, причем
аналогия является мощным инвентивным методом на равных правах с индукцией
и дедукцией. Примером может служить алгебра, где манипуляции над
символами значительно облегчают выводы идей. Чтобы дать ясное понятие о
действии символов на астральные сущности, припомним, что наш
эмоциональный, субъективный мир часто перерождается под влиянием форм,
так или иначе ассоциируемых с определенными эмоциональными началами.
Возглас, картина, предмет, ассоциированные с эмоцией страха, часто
самостоятельно вызывают таковой; грозный оклик абсолютно бессильного и
безоружного существа может устрашить его врага, слышавшего такой же
возглас из уст другого, отразившего его нападение, и т.п.
Ведь эмоциональный мир целиком относится к астральной области; оттого-то
в ней так важны символы, продолжительно употреблявшиеся магическими
школами или, вообще, представителями определенных эгрегоров.
Кто знает могущество символа Креста в сношениях с христианами на земле,
тот не удивится, если ему скажут, что этот знак оказывает действие на
элементалей. Он для них ассоциирован с другими эмоциональными
представлениями, нежели для христиан;
элементалям он напоминает о синтетичности строения Человека и проявлении
его внешней деятельности - он напоминает им, что Человек - Царь в
элементах, и этим их укрощает.
Как на земле, по мере хода цивилизации и культуры, те или другие
ассоциации теряют свою обычность и применимость, так сказать - выдыхаясь
или видоизменяясь, так и в астрале мир символов, как форм,
ассоциированных с определенными эмоциями, подвержен медленной, но
непрерывной эволюции.
Было бы наивно думать, что все символы древних египтян сохранили свою
магическую силу до нашего времени и вызывают неизменно одни и те же
явления.
Они не выдохлись окончательно, но без видоизменения и дополнения их вы не
сумеете достичь эффектов, в старину ими обусловливавшихся.
Ведь и фаланга Филиппа Македонского не испугала бы нынешнего стрелкового
батальона, но, конечно, обратила бы в бегство толпу уличных хулиганов,
вооруженных ножами и кастетами.
Символы иногда квалифицируются как простые, т.е. как такие, которые не
принято разлагать на составные части. Таковы - точка, как символ
Единства; круг, как символ Законченности или Объединения; пожалуй, даже
треугольник, как символ тернера определенного типа, и др.
В противоположность этому, соединение нескольких простых символов
именуется сложным символом.
Слог будет простым звуковым символом. Несколько слогов, произнесенных
подряд, будут сложным символом.
Если сложный графический символ является синтезом простых символов, из
которых он составлен, т.е., если последние стройно сливаются в ассоциацию
объединенных эмоциональных представлений, связанных аналогично с
синтетическою же метафизической формулировкой, то такой сложный символ
именуется пантаклем.
В звуковом символизме пантаклю соответствует совокупность слогов,
сливающихся в слово, или даже в целую фразу.
Примером пантакля нам послужит пентаграмма (это, конечно, синтез, ведь мы
ее разлагали на 2 + 3 или 1 + 4).
Этому пантаклю в ментальном плане соответствует идея Свободной Воли.
В физическом плане из носителей этой Воли нам ярче всех кидается в глаза
реализованное тело Человека, астросом которого - носитель пентаграммы, и
mens которого характерно проявляет волю.
У нас был еще хороший пример трех пантаклей, соединенных в один. Это
рисунок, графически дававший схему Великого Аркана в конце прошлой
лекции.
Встречавшееся нам начертание Имени hvhi тоже должно
считаться пантаклем схемы цикла динамического процесса.
В области звуковых проявлений как простые, так и синтетические формулы
делятся на два класса: класс mantram и класс setram.
Мантрические формулы суть те, которые предназначены для действия на
астросом сущности, отличной от самого оператора (хотя бы даже эта
сущность входила в оператора как составная часть его коллективного Я).
Так, например, формула, предназначенная человеком для действия на другого
человека, или на элементария, или на элементаля и т.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50