Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия


д., будет mantram.
Формула, коей человек желает воздействовать на собственную печень для
регулирования ее функций, будет носить то же имя.
Сетрамы, в противоположность мантрам, предназначены для укрепления
астросома самого оператора, для регулирования функций всей системы
ганглиональных узлов этого астросома, играющих роль в процессе проведения
манифестаций Воли из ментального плана в область физическую.
Эти сетрамы, выражаясь вульгарно, снабжают оператора апломбом,
необходимым для успешного выполнения магической операции.
Извинившись перед слушателями за сделанные отступления от главной темы
сегодняшней лекции, возвращаемся к вопросу о пентаграмме.
Мы отложим до седьмого Аркана разговор о материалах, из которых должна
быть реализована пентаграмма, употребляемая при операциях, а равно и
сведения о добавочных знаках и символах, помещаемых за ней.
Зато мы упомянем об одном обстоятельстве, весьма важном и дающем
пентаграмме преимущество перед остальными Пантаклями.
Необходимо заметить, что Астральные сущности (т.е. сущности 2-х планов)
обладают лишь астральными органами, т.е. средствами познания астросомов
тех объектов, с которыми они входят в общение.
Познавать физическое тело объекта (буде последний таковым обладает)
астральная сущность может лишь временно, при помощи так называемого
медиумического займа флюидов, т.е. заимообразного присвоения жизненной
силы и тонких материальных начал лиц, называемых медиумами, или
каких-либо органических сред и выделений организмов, живущих в 3-м плане
(сок растений, слюна, кровь, семя, молоко, пот и т.п.). В частных случаях
этот заем даже может производиться при процессе испарения воды, сжигании
органических продуктов (смола, сушеные травы и т.п.).
В случае медиумического займа флюидов, астральная сущность, так сказать,
фабрикует себе на время физические органы и приобретает на время же
способность видеть, слышать, обонять и т.д. на наш лад.
Таким образом, при отсутствии медиумических начал, астральная сущность не
может видеть, например, стол, а познает лишь астросом стола, т.е.
формальное начало, положенное в основу этого сооружения; не может слышать
произнесенных слов, а познает лишь формальные начала состава фразы и т.д.
Она, так сказать, просто:
1) учитывает количество энергии, затраченное на придание столу
определенной формы, на произнесение упомянутой фразы и т.п.;
2) точно констатирует все преобразования энергии, происходящие при
упомянутых процессах, порядок и точнейшую схему этих преобразований.
Вот принципы так называемого чисто астрального зрения, которые бы лучше
было назвать астральным восприятием.
Теперь представьте себе астральную сущность, взирающую на воплощенного
человека чисто астральным зрением. Она воспримет определенную схему
энергетических проявлений.
Магия утверждает, что эта схема очень сходна со схемою астрального
восприятия энергетических проявлений пентаграммы, изготовленной из семи
металлов, а эта последняя мало отличается от схемы восприятия пентаграммы
из чистого золота.
Некоторые авторы предлагают проявлять пентаграмму при помощи
электрофорной машины в форме того, что курсы физики называют
электрической иллюминацией.
Если стать на эту точку зрения, то выйдет, что пентаграмма обладает
преимуществом не только создавать ассоциацию идеи проявления Свободной
Воли, но еще дает иллюзию присутствия активного человека.
Это не только символ, но еще как бы пугало.
Чем активнее человек, чем тверже его воля, тем ближе схема ритуального
освящения магом (т.е. надлежаще магнетизированной его флюидами)
пентаграммы подходит к схеме его проявлений.
Вследствие этого мы будем позволять себе именовать пентаграммами все
сущности, подошедшие у нас под категории 3 + 2 и 2 + 3.
Мы будем говорить про астральную борьбу двух человек, или про астральную
борьбу человека с элементарием или эгрегором, что это - борьба двух
пентаграмм. И, кстати, кратко сообщим сведения, касающиеся характера
преимуществ той или иной стороны в этой борьбе.
Если борются в астрале две сущности, то в этой борьбе надо учитывать
прежде всего их астральную силу (активность + восприимчивость).
При равных астральных способностях перевес будет иметь сторона, имеющая
более твердую точку опоры в третьем (физическом) плане. Так маг,
астральность которого на уровне астральности элементария, несомненно
победит его, благодаря обладанию физическим телом.
Если бы мага умертвили в этот момент, то он был бы лишен этого
преимущества, и силы были бы равные.
Вдали от планеты можно одолеть планетного духа, но вблизи планеты это
невозможно, ибо его астросом имеет поддержку в ее физическом теле.
Попробуйте одолеть Духа Земли в магической церемонии, происходящей на ее
поверхности!
А влияние Духа Сатурна или Духа Юпитера вы можете пересилить земной
церемонией.
Маг сильнее в церемониальных применениях воли, когда его астросом
опирается на физическое тело, чем во время т. наз.
экстериоризаций, или выходов в астросоме, когда он сохраняет с телом лишь
слабую связь.
Из двух магов одинакового астрального развития победит в борьбе тот, у
кого сильнее нервная система в физическом теле.
Если и эти условия одинаковы, то тот, у кого больше жизненной силы в
крови.
При равенстве запасов жизненной силы - тот, у кого органы в лучшем
состоянии, и т.д.
Предыдущих разъяснений достаточно, чтобы оправдать значение, придаваемое
магами пентаграмме, и не следует удивляться частым ее появлениям в
магическом и масонском символизмах.
Пламенеющая Звезда, впервые появляющаяся в Товарищеской Ложе (я
предполагаю слушателей, ознакомившимися с рекомендованными мною на
прошлых лекциях источниками), есть пентаграмма с буквой G посредине.
Для Мастера эта буква означает God (Бог; англ.).
Для средних степеней - Gnosis (познание; греч.).
Для высших, т. наз. герметических степеней - Generatio (произвождение;
лат.).
При истолковании пентаграммы в масонском символизме, где она встречается
на клейнодах различных степеней, следует быть очень осторожным и не
пугаться обратного ее положения (2 + 3). Это разложение здесь
истолковывается не черномагически, а чисто метафизически с оттенком
последовательности во времени.
Эту пентаграмму истолковывают так: "сначала у тебя будут бинеры (2);
потом поучишься, вдумаешься, и они нейтрализуются третьими терминами; у
тебя будут тернеры (3)".<19>
Даже в истолковании разложения 1 + 4 существуют разные точки зрения. Не
всегда 4 материально, а единица духовно-астральна. В Великом
Искупительном Астральном Клише hvwhi (Iehoshouha или
Ieshua) буквы hvhi символизируют Волю Божества,
Слово (Логос) как Орган этой Воли; символ w (Shin =
300 = 21-й аркан) означает механизм инволюции, материализации, т.е.
Воплощения Этого Слова. В данном случае Пентаграмма представится так:
Верхняя ее вершина будет то Материальное Оружие, которым эта Воля
оперирует в физическом плане.
Это Клише есть Наимогущественнейшая из пентаграмм всего астрального
плана. Ей в ментальном плане соответствуют догматы Воплощения и
Искупления (Розенкрейцерские Школы XVI - XVIII столетий).
Если в этом же символе вы hvhi будете истолковывать
не как Божию Волю, а как слабое Ее отражение - волю отдельной
человеческой личности, то символ hvwhi сведется к
обыкновенной человеческой пентаграмме.

Лекция VII
Продолжение Пятого Аркана
Как же создать в себе эту человеческую пентаграмму, эту астральную мощь?
Да, очевидно, неуклонной, в строгой системе проводимой, ментальной
работой, астральной и физической тренировкой.
Но тут является небольшое осложнение. В ту пору, когда кто-нибудь из нас
задается целью образовать в себе эту пентаграмму, ему приходится
считаться не только с необходимостью породить в себе новые проявления, но
и еще и с неудобствами, вытекающими из несовершенства прежнего его
восприятия другими и самовосприятия.
Таким образом, задача воссоздания личности распадается на две области: 1)
образование в себе сознательно-волевого человека, 2) правильное
перевоспитание импульсивного человека, того, который действует во всех
областях рефлекторно, отвечая на определенные восприятия шаблонно
определенными манифестациями; того человека, который кричит от боли,
бежит от опасности, отвечает ударами на удары, улыбкою на лесть и т.п.-
Импульсивный человек должен быть воспитан так, чтобы он мог быть удобным
орудием воли сознательного человека. В нем одни рефлексы надо усилить, а
другие - подавить.
Эта лекция будет целиком посвящена задачам образования волевого
человека.
Если мы в прямую пентаграмму впишем человеческую фигуру, то верхнему углу
пентаграммы будут соответствовать центры, аналогично соответствующие
области мышления и органам зрения (центральная часть лба над переносицей
и глаза).
Поведем прежде всего речь о т. наз. процессе медитации - сознательного,
произвольного мышления.
Медитация слагается из:
1) фильтрации чувственных восприятий соответственными органами; 2)
фиксации идей (памятью); 3) уменья сопоставлять идеи.
Согласно этому можно указать следующие общие приемы, ведущие к облегчению
медитации:
1) Избегать рефлекторных ответов на вопросы, диктуемых исключительно
памятью без участия остальных элементов медитации;
2) Избегать споров (диспутов), сводящихся обыкновенно лишь к
сопоставлению форм (диалектика), а не идей. Огромное большинство споров
имеют исходной точкой или различное понимание какой-либо терминологии (в
этом случае спор основан на недоразумении), или различие основных
догматов миросозерцания (в этом случае спор бесцелен).
3) Упражняться в познавании невидимого в видимом, астросома и mens в
физической оболочке объекта.
Недостаточно рассматривать контуры тела человеческого, желательно
проникнуть в астральные соответствия его форм, в динамику проявлений
астросома (аура) и даже в свойства ментальной монады личности.
Недостаточно рассматривать произведение искусства в его реализационных
деталях, необходимо вникнуть в существо его формы и даже в его идею.
4) Всюду разыскивать натуральные аналогии наподобие того, как мы это
делали при изучении 3-го аркана по отношению к человеческому телу, и эти
аналогии истолковывать самым широким образом.
5) Не пренебрегать случаями познания гармонии и законченности в формах:
посещать музеи, слушать хорошую музыку, вообще не чуждаться мира
искусства.
Предыдущие замечания характеризуют процесс медитации слишком общим
образом.
Для ясности желательно остановиться на частных проявлениях механизма
медитации. Мы изучим т. наз. сосредоточение мысли (концентрацию).
Представьте себе, что мы добровольно ограничили область медитации
определенным числом объектов - это будет называться концентрацией мысли
на этих объектах.
Примеры - человек, пишущий статью, может концентрировать мысли на 3
объектах: идея статьи, слог и четкость почерка в рукописи, твердо
решившись не допускать никаких посторонних мыслей при работе, не слышать
посторонних шумов, не обращать внимание на состояние своего организма, на
степень окружающего его комфорта, на течение времени и т.п.
Другой пример - вы концентрируете мысли на двух объектах - определенном
лице и том образе или той идее, которую это лицо желает вам передать,
устраняя, опять-таки, все остальное.
3-й пример - вы концентрируете мысль на одном объекте, скажем, хоть на
вопросе о том, сколько лет определенному лицу.
4-й пример - вы стараетесь сконцентрировать мысль на полном отсутствии
какого бы то ни было объекта - это будет т. наз.
пассивная концентрация, в противоположность предыдущим примерам, в
которых имела место концентрация активная.
Мне желательно ознакомить вас вкратце с приемами тренировки в областях
активной и пассивной концентраций.
Думайте о каком-нибудь органе, о какой-нибудь части вашего тела,
сосредоточившись на вопросе о ее гармоническом состоянии. Это будет не
только хорошим упражнением в концентрации, но еще может оказаться
полезным при устранении болезненного состояния этого органа, дисгармонии
или ослаблении его функций.
Попробуйте в вашу медитацию ввести желание или представление дисгармонии
того же органа; вы получите противоположный результат (сюда относится
образование т. наз.
стигматов у лиц, сосредоточивающихся на идее поражения той или другой
части тела, напр. у мистиков-экстатиков, посвящающих всю Страстную
Седмицу помыслам о ранениях Распятого Христа).
Лицам очень импульсивным рекомендуют сосредоточиваться на произвольном
объекте, хотя бы малой важности, задаваясь при этом задачей господства
над мускульными сокращениями рефлекторного типа (не поворачивать головы
при шуме и т.п.). Этот второй тип упражнений носит общеподготовительный
характер.
Третьим, весьма важным типом упражнения в концентрации мы склонны
поставить рекомендуемый всеми учебниками прием совершения путешествия в
воображении. Вы или вспоминаете во всех деталях действительно совершенное
путешествие, или вымышляете таковое в частях или в целом, наглядно
переживая мельчайшие детали совершаемых движений и воспринимаемых
впечатлений, абсолютно отрываясь от реальной обстановки вашего пребывания
и заканчивая упражнение в 20 - 30 минут по звонку будильника.
4-м типом упражнений поставлю концентрацию мысли на рассматривании
деталей строения реального предмета, находящегося в вашем распоряжении +
проникновение в формальные основы строения и происхождения предмета +
идею его назначения (до 30 минут).
5) Хорошо упражняться в отчетливом представлении отсутствующего предмета
и затем сравнивать детали представления с деталями реальности предмета
(30 минут).
6) Если предыдущие упражнения вам хорошо удавались, то попробуйте
породить воображением будущую форму несуществующего или не виденного вами
предмета, и от этой общей формы переходить к формам деталей, проверяя
точность и закономерность своего творчества обратным восхождением от
деталей к ансамблю и к соответствию его идее (до 40 минут).
7) После этой стадии упражняйтесь в быстром и отчетливом переходе от
активного сосредоточения на одном объекте к таковому же на другом. Уменье
делать это по произволу будет свидетельствовать о значительной силе
сосредоточения упражняющегося. Конечно, чем неудобнее и беспокойнее
обстановка упражнения, тем ценнее удача в таковом.
Перехожу к типам упражнения в пассивном сосредоточении. Таковое многими
считается труднее достижимым, нежели активное.
Благоприятной обстановкой для первых опытов считаются: темнота,
отсутствие всего, могущего отвлечь внимание, лежачее положение,
ослабление процесса дыхания, закрывание глаз, ушей и т.п. При этих
условиях пробуют сосредоточиться активно на очень симметричной форме,
напр. на круге или диске определенных размеров, неподвижном или
вращающемся на бесконечном фоне. Цвета круга и фона - по желанию. Затем
сокращают размеры круга до точки. Наконец усилием воли устраняют и точку.
Остается представление об одном фоне, и это условно уже именуется
достижением пассивного сосредоточения в области астральных восприятий.
Конечно, при дальнейших упражнениях желательно уничтожение самого фона,
т.е. полное отсутствие добровольных представлений во всех областях.
В этом состоянии пассивности внешняя причина (например, чужая воля) может
внести в эту пустоту то или другое определенное восприятие (идею,
геометрическую форму, иллюзию звукового впечатления, иллюзию осязания,
вкуса или обоняния), и вы будете уверены, что восприятие исходит из
внешних активных центров, а не должно быть отнесено к работе
собственного воображения.
Можно варьировать до бесконечности формы подготовительного упражнения, и
приведенная схема дана лишь как пример. Упражнение в пассивном
сосредоточении должно продолжаться не более 10 минут, а в самом начале
упражнений - от 3 до 5 минут.
Я уже сказал, что активное и пассивное сосредоточения суть для
оккультиста типичные формы медитации.
Дадим понятие о некоторых формах их применения.
Наиболее характерная форма сосредоточения с практическою целью - это
активное сосредоточение на каком-либо вопросе, а вслед за тем - пассивное
сосредоточение.
Это пассивное сосредоточение служит почвою для взращивания ответа на
вопрос, составлявший мотив активного сосредоточения.
Здесь следует различать 3 случая: 1) вопрос поставлен так, что ответ
охватывает лишь ментальную область: мы, например, не можем догадаться,
какая цель ассоциированных логически идей приводит к решению
философского, математического и т.п.
вопроса; нам, так сказать, не достает нескольких звеньев в логическом
выводе по недостатку памяти или по неуверенности в способе применения
выбранного метода. В этом случае активное сосредоточение сводится к
ясному представлению тех звеньев логической цепи, которыми мы обладаем,
плюс искреннее желание добыть остальные медитацией.
Пассивное сосредоточение после этого проходит как простой отдых от
активного. Но после этого отдыха нам вдруг ясно восполняются пробелы в
цепи трудно объяснимым процессом т.
наз. интеллектуального ясновидения (vision intellectuelle).
2) Пусть вопрос характера астрального. Я этим хочу сказать, что ответ на
него дается формой, геометрической или музыкальной (акустической). Тогда,
чаще всего, ответ получается в течение самого процесса пассивного
сосредоточения, в виде образа на упомянутом воображаемом темном экране
или в виде звуковой иллюзии.
3) Вопрос физического характера. Этой условной терминологией я хочу
отметить, что ответ на него должен получиться в виде иллюзии осязания,
обоняния или вкуса. Тогда, чаще всего, ответ получается или в течение
самого процесса активного сосредоточения, или на границе перехода к
пассивному, которое, таким образом, не нуждается в осуществлении.
Вы хотите вспомнить запах духов, соответствующих определенному названию,
или вкус какого-нибудь пищевого продукта, или впечатление поверхности
какой-нибудь ткани - все эти случаи я отношу к третьей категории.
Как видите, терминология - ментальный, астральный, физический - взята
здесь довольно произвольно, исключительно по привычке рождать аналогичные
тернеры.
Среди частных применений этой методы укажем на т. н.
психометрию в бодрственном состоянии (есть еще психометрия медиумическая
и сомнамбулическая).
Этот род упражнений современная оккультная наука характеризует как
проявление т.н. шестого (одического, астрального) чувства, названного
нами в предыдущем астральным восприятием, а потому все авторитеты
единогласно рекомендуют лицам, упражняющимся в психометрии, сокращать во
время сеансов до крайнего минимума восприимчивость органов пяти
физических чувств.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50