Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



По-нашему выходит, что дается просто указание на важность для психометра
умения пассивно сосредоточиваться.
Самый процесс обставляется следующим образом: психометр перед сеансом
активно сосредоточивается на желании общения своего астросома с
астросомами целого ряда предметов. Затем он берет по очереди эти
предметы, прикладывает ко лбу (деятельность центральных одических мест
головного мозга), или к сердцу, или солнечному сплетению (plexus
solaris); выбор места зависит от темперамента субъекта и эмпирических
данных. При этом он каждый раз погружается в пассивную концентрацию, в
течение которой может получить оптические (неокрашенные или окрашенные),
реже - акустические, еще реже - осязательные иллюзии, относящиеся к
истории формации предмета, к истории его существования, к истории лиц и
предметов, находящихся с данным предметом в астральном общении, и т.п.
Таким образом, психометру представляется мастерская, в которой был
изготовлен конверт, прижимаемый им ко лбу, или содержание письма, в нем
заключенного, или черты характера лица, написавшего письмо, или события
из жизни этого лица;
часто - черты автора письма; иногда, в виде курьеза, обстановка конторы,
в которой письмо штемпелевали, и т.д., и т.д.
Если предмет был древней монетой, то часто получаются интересные
исторические клише; обломок руды, раковина, окаменелость могут дать даже
геологические клише.
Продолжительность пассивной концентрации над каждым предметом, вообще
говоря, должна быть около 5 минут; но если предмет начнет давать более
одного клише, то ее можно продолжать до 20 или даже до 30 минут ради
крупного научного интереса, связанного с созерцанием целого ряда клише,
часто располагающихся в обратном хронологическом порядке.
Вопрос о выборе первоначальных упражнений лицом не сенситивным от
природы, но желающим развить в себе психометрические способности,
решается каждым по своему усмотрению, хотя, вообще говоря, рекомендуется
начинать с упражнений, в которых предмет должен дать ответ в одной из
нескольких, наперед задуманных форм. Например, у вас 7 закрытых писем,
заведомо принадлежащих перу определенных 7 лиц. Определите
психометрически - какое от какого.
У вас 4 мешочка с 4 сортами непахучих минералов; различите
психометрически эти минералы.
Примерные схемы таких упражнений, вместе с рассказами о типичных
исторических случаях особенно удачных психометрических опытов, можно
найти в 12-й главе сочинения Брандлер-Прахта, озаглавленного "Оккультизм"
(русск. пер. Максимова), а также в статье Е. К. Лосской (журн. "Изида",
июль 1910 г.).
К психометрическим опытам следует отнести и т.н. сенситивный диагноз
внутренних болезней, практикуемый очень сенситивными лицами, обладающими
притом достаточно широким наружным слуховым проходом. Обыкновенно эти
лица предлагают пациенту погрузить мизинец в их ухо и через несколько
минут дают подробные указания о состоянии его внутренних органов.
Так называемое смотрение аур, т.е. астральных эманаций лиц и предметов, с
определением их цветов, размеров цветных слоев и т.п., тоже представляет
собою приложение схемы короткого активного сосредоточения на желании
видеть ауру, и более продолжительного пассивного, в течение которого эта
аура воспринимается.
Ауру многие видят не закрывая глаз, причем уменье распознавать грубейший
ее слой, пожалуй, следует отнести к простому усовершенствованию
физического зрения - уменью сосредоточиться на рассматривании
определенной области. Все же чаще все части ауры рассматривают закрывая
глаза, т.е. просто воспринимают шестым чувством.
Но, с точки зрения оккультизма, важнейшим применением концентрации в
упомянутой схеме будет сознательная молитва.
В процессе молитвы активное сосредоточение простирается на объекты
различных планов и подпланов, в зависимости от развития молящегося и
содержания молитвы.
За ним следует пассивное сосредоточение, определяющее степень
удовлетворенности молящегося собственной молитвой и характер и степень
Высших Инфлуксов (влияний, токов), им приобретенных.
Мне остается дать короткие указания на процессы т.н.
самовнушения и т.н. созидания идей-сил (creation de pensees-forces или
creation d'idees-forces).
Я опишу процесс самовнушения в простейшей его схеме, принятой многими
немецкими школами, с тем, чтобы в 10-м аркане подробнее развить теорию
самовнушения и внести в схему соответственные дополнения.
Для самовнушения выбирают моменты т.н. recueillement; они естественно
имеют место, когда мы в постели сознаем себя, не считая себя, однако,
бодрствующими, или, еще лучше, когда, при засыпании, уже утратили
способность ясно сознавать окружающую обстановку, еще владея мыслями и
жестами.
В этих условиях надлежит построить самовнушение по схеме тернера - mens,
астрал, физический план.
Вы, положим, хотите себе внушить апломб и отсутствие рассеянности на
завтрашнем экзамене. Самое возникновение этой идеи и обусловит mens
самовнушения. Теперь этот mens облечется астралем по следующей схеме - вы
планируете фразу: "Я бодр, непринужден, свободно обдумываю вопросы
экзаменатора и отвечаю на них без всякой застенчивости и суетливости".
Продумав ее один раз, вы раза два повторяете ее шепотом, не открывая
глаз, потом раза четыре, в четверть голоса, еще раза два вполголоса и при
этих операциях ясно представляете себе геометрическую картину внушения,
т.е. непринужденность вашей позы перед экзаменатором и всю обстановку
(реальную или вымышленную) экзаменационного зала, экзаменаторов и т.п.
Помимо геометрической картины вы должны пережить и эмоциональную картину
желаемого состояния. Вы должны настроить себя на ту радость и довольство
собой, которые естественно обуслов<->ливаются сознанием апломба, ведущего
к удаче, и удовлетворенности самолюбия, вытекающего из таковой. Теперь у
вас имеются все астральные элементы, даже с небольшим захватом
физического плана (звуковые колебания вашего полушепота). Тем не менее вы
постараетесь представить физический план более интенсивно громким
произношением вашей фразы (раза 2), открыв при этом глаза и сопровождая
все жестами, привычными для вас в состоянии апломба и непринужденной, но
сдержанной радости. Тогда цикл внушений закончен.
Обратите внимание на два обстоятельства: 1) все фразы, картины и т.п.
должны быть отнесены к настоящему времени (см. 3-й арк.); 2) самовнушение
менее всякого другого типа внушения требует веры оператора в удачный
результат его. Когда вы внушаете что-либо другому, очень важно не
сомневаться в удаче. При процессе самовнушения можно добросовестно
проделать все мною указанное без всякого доверия к методу и тем не менее
достичь хороших результатов.
Это объясняется тем, что наша воля удобнее прилагается к владению
собственным астралом, чем чужим.
Самовнушение по этому методу удобно прилагается к устранению тех или
других болезненных симптомов, к уничтожению дурных привычек, общему
укреплению организма, совершенствованию памяти и т.п.
Порождение идей-сил совершается по следующей схеме: вы задумываете
создать сущность (астральную), имеющую воздействовать на вас самих или на
другого в определенном смысле. Ну, например, в смысле такого желания:
"хочу, чтобы дядя NN сделался менее раздражителен". Эта идея (даже не
формулированная словами) будет mens сущности. Чтобы создать ей астрал, вы
сокращаете судорожно все мускулы конечностей, не сдвигаясь с места и
пребывая в стоячем положении; потом вы сосредоточиваетесь на мысли о
предоставлении в распоряжение упомянутой сущности всей энергии ваших
мускулов; одновременно с этим вы ослабляете мускулы до состояния
дряблости.
Запасенная, но неиспользованная на механическую работу энергия
значительной частью поступит в распоряжение волютивной сущности, т.е.
сформирует ее астросом. Можете облегчить формацию тонкой физической
оболочки этой сущности, поставив вблизи стакан парного молока, меду или
свежевыпущенной крови; жизненная сила (джива) этих продуктов сыграет роль
медиумического начала.
От вопроса о медитации естественно перейти к области, также относящейся к
верхней вершине пентаграммы, а именно, к энергетическим (флюидическим,
одическим, магнетическим) эманациям взгляда. Я коснусь этого предмета
лишь бегло, ввиду необходимости вторичной переработки в десятом аркане
всего, что я скажу здесь о глазах, руках и ногах.
Элементарная форма астрального применения взгляда - т.н.
центральный взгляд, т.е. фиксация обоим глазами средней части лба над
переносицей у того субъекта, над которым мы экспериментируем.
Такая фиксация, соединенная с активным сосредоточением на определенном
желании в определенной форме, при полном представлении тех движений,
которые пациент должен проделать, или тех эмоций, которые он должен
испытать, или, наконец, при полном сознании тех мыслей, которые должны
ему придти в голову, может побудить последнего к реализации ваших
желаний, если только он сам в это время не сосредоточился активно на
небольшом числе объектов.
Кроме центрального взгляда в лоб, употребляется еще центральный взгляд в
затылок, а также в промежуток между лопатками (места, на которые
направляется центральный взгляд, не должны быть прикрыты изоляторами -
шелком, шерстью, мехом и т.п.).
Расстояние, на котором успешно действует центральный взгляд на не
особенно сенситивного человека, будет - для лба - до 50 шагов; для спины
и затылка - до 4-5 шагов.
Кроме центрального взгляда, необходимо владеть взглядом в глаза другому,
на тот случай, если бы понадобилось противодействовать пентаграмме,
фиксирующей нас центральным взглядом.
В борьбе двух пентаграмм, фиксирующих друг друга в глаза, факторами,
определяющими победу, будут следующие атрибуты, расположенные в порядке
их значения: мистическая власть, астральная власть, нервная сила,
жизненная сила крови, функциональное и органическое здоровье тела.
Если есть надобность не бороться с чужим центральным взглядом, а
поддаваться ему, то следует опустить глаза и сосредоточиться пассивно.
Лучше всего центральный взгляд действует на спящего или
загипнотизированного человека.
В технике центрального взгляда следует прежде всего заботиться о
правильности сведения оптических осей на точку, а затем о выносливости
взгляда (отсутствие моргания, слезливости, воспаления век и т.п.). Для
устранения слабости век и вообще наружных оболочек органов зрения
рекомендуются окулистами глазные ванны, души, примачивание водными
настоями различных трав и т.п. Что же касается самого процесса фиксации,
то людям, не владеющим от природы устойчивым центральным взглядом,
рекомендуется упражняться в таковом сначала на черной точке, величиною с
гривенник, помещенный на стене на высоте глаз наблюдателя в трех-четырех
метрах от такового.

Сначала надо взирать на эту точку в направлении, перпендикулярном к
стене. По укреплении в этом упражнении отходить и смотреть на нее под
углом к стене, а в следующей стадии - упражняться в передвижении по
комнате, не спуская глаз с точки, а также учиться быстро переводить
центральный взгляд с одной точки на другую, не ослабляя его
интенсивности.
После этих упражнений учебники рекомендуют практику центрального взгляда
на собственном изображении в зеркале с присоединением точно такого же
упражнения на глядение в глаза тому же изображению.
Продолжительность упражнения в центральном взгляде не подлежит
ограничению и зависит от природных или выработанных способностей
субъекта.
Центральный взгляд на лицо должен держать в поле зрения наблюдателя все
подробности физиономии пациента без перемещения зрительных осей.
Сосредоточение при центральном взгляде по возможности должно быть
сопряжено с уверенностью в выполнении желания и с отсутствием аффектов
беспокойства, боязни и т.п.
Перехожу к магнетизму рук.
Классические авторы по магнетизму, а также показания сенситивов, видящих
флюидические эманации конечностей в виде цветовых пучков (в темноте),
утверждают, что правая рука мужчины в состоянии нормальной поляризации
флюидов эманирует положительный магнетизм, т.е. энергию, могущую, при
небольшом расстоянии между рукой и буссолью склонения, оказать
отталкивающее воздействие на тот полюс магнитной стрелки, который мы
называем северным, т.е. обращенный приблизительно к северу.
Следовательно, если считать северный магнетизм положительным, то можно
утверждать, что правая рука эманирует "+" магнетизма (при вышеупомянутых
ограничениях). Подобно этому левая рука мужчины, вообще говоря, должна
эманировать "-".
У женщины нормальная поляризация флюидов должна быть противоположной
мужской.
Для проверки этих законов и для суждений о степени интенсивности и
правильности поляризаций у отдельных лиц существуют приборы, именуемые
магнитометрами. Астатическая стрелка подвешивается как гальваноскоп;
конец указной стрелки ходит по лимбу для отсчета градусов в
отклонении.<20-21>
Мы в этом аркане не будем говорить о лечебных и иных применениях
магнетизма конечностей и только укажем, что нормальная поляризация левой
ноги однородна с поляризацией правой руки (и обратно), а также, что
ножными запасами магнетизма пользуются иначе, чем ручными. Прекращая
усилием воли отрицательные эманации, скажем, правой ноги, я могу
экономический запас таковых поставить в распоряжение ну хоть левой руки,
и этим усилить показание магнитометра об этой руке.
Из вышесказанного вытекает, что нормальная схема мужской пентаграммы,
представленной нормально на чертеже (я нормальному изображению
противопоставляю зеркальное, часто употребляемое в оккультизме), будет
определяться чертежом 21, а женской пентаграммы - чертежом 20.
Отступления от нормальной поляризации бывают постоянные (есть женщины с
мужской поляризацией и обратно), или временные, определяемые душевным
состоянием, физическим самочувствием и, наконец, даже сознательным
усилием воли. При этом не мешает заметить, что слабая пентаграмма
перемагничивается под влиянием близости или прикосновения (пассы,
наложение рук и т.п.) сильной, подобно тому, как слабый магнит
перемагничивается, попадая в поле индукции сильного.
Заканчивая сегодняшнюю лекцию о тренировке сознательного человека, обращу
ваше внимание на то, что помимо медитации, играющей для него роль приема
духовной пищи, в его распоряжении еще имеется и приправа к этой пище в
форме сильного возбуждающего средства.
Возбуждающим средством для сознательного человека служит Любовь во всех
формах ее проявления.
Как физическая любовь расширяет круг эгоизма полудикаря, преобразуя
личный эгоизм в семейный, так и соседские чувства семей, переводящие
семейный эгоизм в племенной, а потом и в национальный, именуемый
патриотизмом; как ментальное сродство и притяжение метафизических натур
или астральное сродство артистических, соединяющее их в кружки и школы,-
так и Высокая Универсальная Любовь ко всему живому, ко всему
проявляющемуся в Архетипе, Человечестве и Природе, служат мощным
побудителем или укротителем процесса плодотворной, эволютивной,
искупительной медитации, представляющейся главным орудием наших
Герметических Реализаций.
Лекция VIII
Продолжение Пятого Аркана
Воплощенный человек может условно быть рассматриваем как совокупность 3
элементов. Первым элементом будет сознательный, волевой человек,
способный к медитации и вообще к тому, что мы называем творчеством.
Вторым элементом окажется импульсивный человек, способный на рефлексы и в
необработанном состоянии неизменно шаблонно проявляющий таковые. Третьим
элементом представится та машина (человеческое тело), которая
предоставлена в распоряжение двух первых элементов.
Задача изучения этой машины относится к области анатомии и физиологии с
их многочисленными подотделами. Из этой области я вам напомню лишь об
аналогичном тернере: голова - грудь - живот, и о том факте, что качество
и количество нервных флюидов зависит от качества и количества жизненной
силы крови, а эта сила в прямой зависимости от питательных соков,
выработанных процессом пищеварения.
Займемся поскорее импульсивным человеком и его отношениями к
сознательному.
Импульсивный человек по существу его определения пассивен - он реагирует
на внешние впечатления по определенным неизменным законам. В силу
основных арканов он тройственен: в нем есть чувствующий человек, живущий
инстинктами, имеющий потребности; в нем есть чувственный человек,
обладающий страстями, живущий смутно выраженными желаниями (не смешивать
с сознательными хотениями); наконец, в импульсивном человеке найдется и
интеллектуальный, живущий рассудком, проявляющий себя автоматическим
расчетом.
Роль сознательного человека - умерять, погашать рефлексы импульсивного, и
даже иногда обращать их в сторону, противоположную первоначальной.
Низший импульсивный человек рефлекторно отдернет с преувеличенной
быстротой руку от горячего предмета.
Сознательный человек может удержать это проявление и даже, при
надобности, сыграть роль Муция Сцеволы.
Средний импульсивный человек ответит улыбкой на лесть, но сознательный
человек может ожидаемую улыбку сдержать или даже переродить в гримасу.
Интеллектуальный импульсивный человек в ответ на юридический вопрос
шаблонно применит недавно отмененную статью закона или неполно
анализированное, часто встречающееся применение;
сознательный человек напомнит ему вовремя замену статьи новою, или
неуместность известного применения в той частной исключительной
формулировке, которая имела место.
Импульсивно-интеллектуальный человек - преопасная фаза человеческих
проявлений,- он апостол рутины, он враг новых гипотез, он патрон тех
школьников, которые автоматически применяют привычные методы и
формулировки к объектам, на которые таковые не распространяются.
Все три фазы импульсивного человека могут породить в нем эксцессы -
пороки в соответственных областях, если этому вовремя не воспротивится
сознательный человек.
Низшая фаза порождает ряд пороков материального характера, из которых
типичнейшим является пьянство.
Средняя фаза - другой ряд пороков, представителем которых служит разврат
- мы разумеем астральный разврат, размножающий путем воображения формы
страстных проявлений.
Наконец - интеллектуальный импульсивный человек порождает пороки,
основанные на автоматическом расчете. Прототипом этих пороков является
игра.
Теперь ряд разрозненных вопросов, которые уместно затронуть здесь во
избежание остановок при изложении дальнейших арканов.
Вопрос 1-й: может ли сознательный человек на время или перманентно
утратить власть над человеческим телом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50