Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия


Эта доминанта подчиняет себе и
вегетативную нервную систему, регулирующую функции внут-
ренних органов. <Нет, видимо, ни одной вегетативной функции,
которая не подчинялась бы в той или иной мере рефлекторным
влияниям со стороны мышечно-суставного аппарата> (М. Р. Мо-
гендович).
Основное действие <доминанты движения>, или <упражне-
ния>, характеризуется общей стимуляцией физиологических
функций. Такая доминанта функционирующей опорно-двига-
тельной системы, стимулируя физиологические процессы, оказы-
вает общее тонизирующее влияние на организм больного, спо-
собствует лучшему проявлению трофических процессов, восста-
новлению функции пораженной системы, их перестройке или
68
компенсации, другими словами, с озд а н и ю новых, более
высоких, уровней функционирования физиоло-
гических систем организма больного.
В реакциях организма больного на физические упражнения
надо учитывать участие психической сферы больного. Под
влиянием физических упражнений снижается, а иногда и сни-
мается психогенное кортикальное торможение, которое имеет
место при ряде заболеваний. По А. Н. Крестовникову, кора в
этих случаях частично лишена влияния потоков естественных
раздражении, идущих от рецепторов работающих мышц и сус-
тавов, что отражается на ее функциональном состоянии. Само
назначение лечебной физической культуры и выполнение боль-
ным упражнений снижает или снимает психогенный тормоз,
улучшает влияние коры головного мозга в регулировании фи-
зиологических процессов.
Стремление больного к выздоровлению неразрывно связано
с активным волевым участием больного в лечебном процессе,
способствующем мобилизации резервных возможностей орга-
низма, устранению психогенных торможений и ряда физиологи-
ческих отклонений. В основе выздоровления больного лежит
регулирующее и стимулирующее влияние коры головного мозга
на нервно-мышечные и вегетативные процессы и на мобилиза-
цию всех физиологических систем организма больного.
В оценке физиологического действия физических упражнений
необходимо учитывать их влияние на эмоциональное состояние
больного. Положительные эмоции, возникающие при занятиях
лечебной физической культурой, стимулируя физиологические
процессы в организме больного, в то же время отвлекают его от
болезненных переживаний, что имеет важное значение для
успеха лечения и восстановления сил больного. Методист, прово-
дящий занятия, должен помнить сказанное академиком
С. И. Спасокукоцким: <Поднять настроение больного челове-
ка - это наполовину его вылечить>.
В основе развития и восстановления движений у больных
лежит способность физических упражнений влиять на процессы
возбуждения и торможения. Поэтому при занятиях физическими
упражнениями усиливается влияние коры мозговых полушарий
на функционирующие системы и на центральную нервную систе-
му афферентных (экстеро-, проприо- и интерорецепторы) раз-
дражении больного.
Физические упражнения усиливают функциональную пере-
стройку, оказывая стимулирующее влияние как на эфферентные,
так и на афферентные системы. К мышечным рецепторам им-
пульсы следуют по соматическим и вегетативным путям, а и
центральной нервной системе объединяются информации аффе-
рентных систем. Это объединение происходит в коре головного
мозга (К. М. Быков).
69
По этому вопросу И. П. Павлов пишет: <Вся установка и рас-
пределение в коре полушарий раздражительных и тормозных
состояний, происшедших в определенный период под влиянием
внутренних и внешних раздражении, при разнообразно повто-
ряющейся обстановке, все более фиксируется, совершаясь все
легче и автоматичнее. Таким образом получается в коре динами-
ческий стереотип (системность), поддержка которого составляет
все меньший и меньший нервный труд>1.
При оценке терапевтического действия физических упражне-
ний следует иметь в виду, что мышечная система и ее рецепция
и центральная нервная система являются важнейшими механиз-
мами регуляции функции внутренних органов. Значение физи-
ческих упражнений в регуляции функции внутренних органов
следует рассматривать как один из <механизмов выздоровления>
(М. Р. Могендович).
Необходимо также учитывать, что все внутренние органы, и
особенно мышечно-суставной аппарат, являются не только
исполнительным, но одновременно и воспринимающим рецептор-
ным прибором (В. Н. Черниговский, А. Н. Крестовников,
М. Р. Могендович и др.).
Во время выполнения физических упражнений между рецеп-
торными зонами внутренних органов и функционирующей мы-
шечной системой устанавливается тесная связь, обусловленная
замыканием очагов возбуждения в коре головного мозга.
Помимо ведущего значения нервного механизма регуляции
физиологических функций важное значение имеет гуморальный
механизм. Известно, что функция органов и тканей в организме
вызывается не только волнами нервного возбуждения, но также
и особыми химическими веществами, которые образуются в
самом организме,-гормонами и продуктами обмена веществ
(метаболитами), поступающими в кровь. Экспериментальные
исследования дали основание Л. А. Орбели утверждать, что сим-
патический отдел нервной системы, иннервирующий мышечную
ткань, регулирует в ней обмен веществ, приспособляя ее к
функциональной деятельности.
Выполнение физических упражнений существенно активизи-
рует обмен веществ в мышцах и химизм мышечного сокращения.
Принятая в настоящее время теория мышечного сокращения,
изложенная В. А. Энгельгардом, показала непосредственную
связь мышечных сокращений с расщеплением аденозинтрифос-
форной кислоты. Последняя повышает чувствительность мышцы
к ацетилхолину и холину и, влияя на возбудимость поперечнопо-
лосатой мышцы, вызывает ускорение сокращения.
В общем процессе гормональной регуляции обмена веществ
принимают участие гормоны поджелудочной железы, паращито-
И. П. Павлов. Полное собрание трудов, т. III. М., 1951, стр. 566.
70
видной, гипофиза, щитовидной, половых и др. Вместе с нервной
системой они образуют нервно-гормональную регуляцию, которая
обеспечивает согласованность реакций обмена в покое и при
физических нагрузках (А. Н. Крестовников, Н. Н. Яковлев и др.).
Таким образом, физиологическое влияние физических упраж-
нений на весь организм больного, осуществляемое в первую
очередь через нервный механизм, дополняется также гумораль-
ным действием, включающим как неспецифические вещества (про-
дукты обмена при мышечной деятельности), так и специфические
(гормоны). Такое взаимодействие нервных и гуморальных влия-
ний обеспечивает общую благоприятную реакцию организма
больного человека на различные виды физических нагрузок.
Эта реакция может проявиться в виде тонизирующего
воздействия, которое выражается в активации вяло протекаю-
щих процессов заживления, если это связано с понижением
реактивности, нередко сопровождающем ряд заболеваний. По-
нижение нормальной возбудимости центральной нервной систе-
мы, наблюдаемое при многих патологических состояниях, норма-
лизуется под влиянием физических упражнений.
Продукты деятельности мышечной системы (биологические
стимуляторы), ощущение удовольствия от мышечных движений
(мышечная радость) благоприятно влияют на психику, усили-
вают функции эндокринных желез, что также повышает тонус
всего организма.
Увеличенный приток крови к мышцам во время выполнения
физических упражнений обеспечивает большее поступление пи-
тательных веществ и кислорода, утилизация которых тканям по-
вышается. Активация крово- и лимфообращения, стимуляция всех
видов обмена (углеводного, жирового, белкового, солевого) про-
является в улучшении трофических процессов в организме
больного и, в частности, в пораженной болезнью системе. Физи-
ческие упражнения могут способствовать рассасыванию остаточ-
ных продуктов воспаления, активизировать процессы регенера-
ции тканей, ускорять формирование костной мозоли.
Лечебная физическая культура помогает формированию
в р е м енныхилипос т_о я нных компенсаций. Примером
временной компенсации будет тренировка мышц плечевого пояса
при обучении ходьбе на протезах с помощью костылей. Обучение
ходьбе на протезах, особенно при ампутациях двух нижних ко-
нечностей, эффективно только при условии сильных мышц плече-
вого пояса. В дальнейшем, когда путем длительной и настойчи-
РОЙ тренировки больной научится ходить без помощи костылей,
пользуясь только палочкой, вырабатываются постоянные ком-
пенсации - в данном случае умение владеть протезами. Эти по-
стоянные компенсации совершенствуются в течение всей даль-
нейшей жизни пострадавшего.
Формирование компенсаций как временных, так и постоянных
71
при помощи средств и методов лечебной физической культуры
можно наблюдать при самых разнообразных заболеваниях
(эмфиземе легких, параличах и парезах, после восстановитель-
ных ортопедических операций и т. д.).
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ЛЕЧЕБНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ
ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Показания к использованию лечебной физической культуры
определяются задачами лечения больного человека, а также
функциональным" и профилактическим направлением медицины.
В советской медицине стремятся не только довести больного до
так называемого клинического выздоровления,, но также и до
функционального восстановления. Кроме того, своевременное и
регулярное применение лечебной физической культуры способст-
вует укорочению пребывания больного в лечебном учреждении.
Использование физических упражнений в начальных стадиях раз-
вития заболеваний ограничивает или предупреждает развитие
функциональных расстройств, поддерживает работоспособность
тетговёКа, а при забОТГеваниях предотвращает возможность воз-
никновения различных осложнении,,.
Показания к лечебнойфизической культуре оправданы разно-
сторонним влиянием физических упражнений на организм боль-
ного. Последнее следует применять во всех случаях, когда нужно
стимулировать физиологические процессы и противодействовать
развитию застойных явлений в организме.
Показания к применению лечебной физической культуры рас-
пространяются почти на все основные заболевания, подлежащие
лечению в клинике внутренних болезней. При этом необходимо
учитывать, что лечебную физическую культуру щецелесообгшзно
использовать (как правило) в остд_ом_, периоде заболевания, в
фазе нарастания болезненных" проявлений, в фазе разгара болез-
ни, когда функциональные возможности больного наиболее огра-
ниченны.
С наибольшим успехом она применяется,в начальных стадиях
развития болезненного процесса, если он не находится в острой
фазе нарастания, или в период выздоровления больного (при
острых заболеваниях) и в наиболее широкой форме при хрони-
ческом течении заболевания. Лечебная физическая культура
показана для различных больных, длительно находящихся на
постельном режиме, ослабленных, с пониженным психическим и
физическим тонусом.
При заболеваниях с е р д е ч н о-с осуди сто и системы лечеб-
ная физическая культура, применяется как при компенсирован-
ном кровообращении, так и при недостаточности кровообращения
первой и второй степеней. Она с успехом используется при болез-
нях сердечной мышцы, а также при болезнях, связанных с нару-
72
шением нервной регуляции (неврозы сердца, гипертоническая
болезнь, коронарная болезнь, инфаркт миокарда и т. д.).
При заболеваниях дыхательной системы лечебная физи-
ческая культура применяется при туберкулезе легких, неспеци-
фических заболеваниях дыхательной системы (пневмония, пнев-
москлероз, бронхиты, эмфизема, бронхиальная астма и др.).
Применение лечебной физической культуры оправдано при
заболеваниях органов пищеварения- гастритах н язвенной
болезни в спокойные периоды их течения, а также при различных
заболеваниях аппарата пищеварения, протекающих с понижением
двигательной функции кишечника.
Активное влияние физических упражнений на процессы обме-
на определяет показания к их применению при болезнях обмена
веществ (ожирение, подагра, сахарный диабет, гипоавитаминоз).
Лечебная физическая культура имеет глубокое основание к
применению при заболеваниях и травмах нервной системы.
Она является методом восстановительной терапии при последст-
виях травм и заболеваний головного, спинного мозга и перифе-
рических нервов, так как наиболее ярким проявлением этих
заболеваний и травм являются различные нарушения двигатель-
ной функции. Лечебная физическая культура имеет широкое при-
менение при неврозах (истерия, психостения, неврастения).
При травмахизаболеванияхопорн о-д вигатель-
ной системы применение лечебной физической культуры
преимущественно показано, когда процесс протекает с понижени-
ем тонуса всего организма, уменьшением мышечной силы, разви-
тием атрофии мышц и ограничением движений. Лечебная физиче-
ская культура применяется при переломах различных костей,
вывихах, контрактурах, полиартритах различного происхождения;
с успехом дополняет хирургическое лечение и применяется как в
дооперационном, так и в послеоперационном периодах, при опе-
рациях на брюшной стенке, в грудной хирургии (на сердце, лег-
ких), при реконструктивных операциях и др. Применение лечеб-
ной физической культуры при указанных выше поражениях
оправдывается стимулирующим влиянием физических упражне-
ний на трофические и регенеративные процессы и восстановление
функций, нарушенных патологическим процессом.
Физические упражнения в акушерстве применяются во все
периоды беременности с целью общеоздоровительного, общеукре-
пляющего влияния и облегчения родового акта, а также в после-
родовом периоде с целью ускорения процесса обратного развития
матки и восстановления сил роженицы.
При гинекологических заболеваниях лечебная физиче-
ская культура применяется при функциональных расстройствах
менструаций и функциональном недержании мочи, при подострых
и хронических воспалительных процессах, при неправильном по-
ложении матки.
7>
Широко показана лечебная физическая культура при дет-
ских заболеваниях. Это оправдано не только рядом функ-
циональных нарушений, но и потребностью растущего организма
ребенка к движению. Лечебная физическая культура применяется
при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, туберкулезе, не-
специфических заболеваниях дыхательной системы, нарушениях
обмена и др. Особенно важное значение применение этого метода
лечения имеет при слабом физическом развитии, нарушениях
осанки, искривлениях позвоночника и других заболеваниях и
травмах опорно-двигательной системы.
Противопоказаниями к применению лечебной физической
культуры являются: сильные боли, опасность возникновения кро-
вотечения, общее тяжелое состояние больного, повышение темпе-
ратурЪГтела вышё"57,о~градуса (занятие при повышенной темпе-
ратуре тела любого"уровня проводятся только по назначению
врача), необратимо прогрессирующие процессы, к которым отно-
сятся некоторые формы~орТанических заболеваний, злокачествен-
ные опухоли. "_г
ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Средства лечебной физической культуры
Основными средствами лечебной физической культуры явля-
ются физические упражнения и естественные факторы природы.
В лечебной физической культуре все физические упражнения
подразделяются на упражнения гимнастические\, спортивно-при-
кладные и игры.
Гимнастические упражнения имеют наиболее широкое приме-
нение. Это связано с тем, что они позволяют с относительно боль-
шей точностью осуществлять усиление и снижение физической
нагрузки, избирательно влиять на отдельные мышечные группы
и суставы, усложнять нагрузку в качественном отношении и др
Кроме того, шмнастические упражнения с успехом могут быть
применены не только на площадке, в кабинете лечебной физиче-
ской культуры, но и в больничной палате, а также и в домашних
условиях, вне зависимости от сезона года.
Гимнастические упражнения делятся на три основные группы
а) об щеразвиваю щие, б) специальные и в) дыха-
г е л ь н ы е.
Общеразвивающие упражнения представляют собой
наиболее обширную группу. Они, в свою очередь, подразделяются
Применяемые в лечебной физической культуре самые разнообразные по
форме и содержанию гимнастические упражнения (общеразвивающие, специ-
альные, дыхательные) обычно для краткости обозначаются термином <лечеб-
ная гимнастика>
74
исходя из четырех признаков <локализации> действия, активно-
сти выполнения, характера упражнений и использования Снаря-
дов (аппаратов).
По признаку <локализации> действия гимнастические упраж-
нения делятся на упражнения для верхних конечностей и плече-
вого пояса, плеч и спины, мышц шеи, туловища, брюшного пресса
и тазового дна, мышц нижних конечностей.
По признаку активности упражнения делятся на пассивные и
активные. Пассивные упражнения выполняются с помощью дру
Того лица (методиста) обычно в тех случаях, когда больной не
может самостоятельно производить движения. Упражнения ак-
тивные выполняются больным самостоятельно.
По видовому признаку и характеру упражнений последние
разбиваются на следующие виды- дыхательные, порядковые или
дисциплинирующие, подготовительные или вводные, корригирую-
щие, упражнения в координации движений, метании, равновесии,
сопротивлении, висы и упоры, подскоки и прыжки гимнастические,
ритмо-пластические движения, лазание, ходьба, бег и др.
По использованию снарядов упражнения делятся на: упражне-
ния без_снаг)ядов и аппаратов, сосн а рядами и на снарядах или
аппаратах (сюда же относится и механотерапия).
Специальные упражнения применяются с целью непосред-
ственного воздействия на отдельные органы и системы, нарушен-
ные заболеванием или травмой. Они обычно сочетаются с обще-
развивающими упражнениями и широко используются в практике
лечебной физической культуры.
Группа дыхательных упражнений расчленяется на три
вида: статические, динамические и специальные. Статические
осуществляются без дополнительных движений туловища и рук;
динамические, когда акт вдоха и выдоха сочетается с движением
рук и туловища, и специальные, которые определяются особен-
ностью заболеваний дыхательного аппарата, например упражне-
ния в усилении одностороннего дыхания при спайках после плев-
рита или тренировка в углубленном выдохе при эмфиземе, брон-
хиальной астме и другие
Упражнения в посылке импульсов к движению.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47