Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



Этот вид упражнений в лечебной физической культуре имеет
особое значение и по сущности действия и практике их использо-
вания они ближе всего примыкают к упражнениям гимнастиче-
ским. Сущность их выражается в активной посылке импульсов
к сокращению отдельных групп мышц без изменения положения
фрагментов конечности. Этот вид упражнений, вызывая сокраще-
ния мышц, влияет на их укрепление и повышение работоспособ-
ности. Упражнения применяются для больных, находящихся на
строгом постельном режиме, при наличии иммобилизации, при
параличах и парезах и др.
Спортивно-прикладные упражнения. К ним относятся- ходьба
75
бег, плавание, лазание и ползание, катание на лодке, лыжах,
коньках, велосипеде и др., стрельба из лука, метание гранаты,
туризм, упражнения трудовые (применяемые в трудотерапии),
упражнения в развитии навыков самообслуживания (умывание,
одевание одежды, обуви, захватывание предметов, застегивание
пуговиц и др.).
Игрь в лечебной физической культуре по степени физической
нагрузки на организм больного делятся на четыре группы: на
месте, малоподвижные, подвижные и спортивные. Из спортивных
игрУлечёбной физической культуре используются: крокет, ке-
гельбан, эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон, волей-
бол, теннис, а также элементы таких спортивных игр, как баскет-
бол, водное поло.
Естественные факторы природы (солнце, воздух, вода) в ле-
чебной физической культуре занимают относительно меньшее
удельное место, чем физические упражнения. Практически они
используются в процессе применения лечебной физической куль-
туры как средство оздоровления и закаливания организма.
При применении больными физических упражнений необходи-
мо учитывать влияние на больных естественных факторов внеш-
ней среды и создавать наиболее благоприятные условия (аэрация,
организация кабинета лечебной физической культуры, проведение
занятий на воздухе в соответствующей одежде и др.).
Общие требования к методике лечебного применения
физических упражнений
В лечебной физической культуре терапевтический успех дости-
гается в основном за счет правильного, регулярного и длительного
воздействия на больных физических упражнений. Правильное
применение их определяется состоянием больного и соответству-
ющим подбором, методикой и дозировкой средств лечебной фи-
зической культуры.
Поэтому, применяя физические упражнения, следует учиты-
вать клиническую картину заболевания, наличие функциональ-
ных отклонений и вытекающие отсюда задачи общей и частной
методики, а также физиологическую характеристику применяе-
мых средств для данного больного и методические особенности
проведения занятий.
Одним из элементов методики является дозировка физической
нагрузки. Под дозировкой в лечебной физической культуре сле-
дует понимать установление суммарной дозы (величины) физиче-
ской нагрузки при применении как одного физического упражне-
ния, так и какого-либо комплекса.
Основными критериями дозировки при проведении занятий
являются: юдбор физических упражнений, количество повторе-
ний, плотность нагрузки, продолжительность. Продолжительность
76
занятии колеолется от о минут (индивидуальные) до 4й минут при
групповом методе (чаще 25-30 минут).
Общую физическую нагрузку, кроме того, можно дозировать,
подразделяя ее на три степени: б о л ь ш а я. нагрузка-без огра-
ничения выбора физических упражнений; средня я-Дрдду-
сматривает исключение бега, прыжков и более сложных гимна-
стических упражнений; с_а_бя, - допускает применение
элементарных гимнастических упражнений преимущественно для
конечностей.
При проведении занятий используются два метода: индиви-
дуальный и групповой. Индивидуальный метод при-
меняется к тяжелобольным, у которых ограничена двигательная
способность и которые вследствие этого требуют индивидуального
обслуживания. Вариантом индивидуального метода является са-
мостоятельный, который применяется, когда больному труд-
но регулярно посещать лечебно-учреждение или когда он закон-
чил больничное лечение и выписандяядолечивания на дому.
В таких случаях больной, занимаясь дома,прйодически является
(к врачу, методисту) для повторных указаний к дальнейшим
занятиям. Групповой метод наиболее распространен. Подбор
больных в группы следует производить с ориентировкой на одно
родность заболевания. Поэтому при наименовании групп исходят
из названий заболеваний, а принцип их комплектования и метод
проведения основываются на функциональном состоянии больных.
Для правильного проведения занятий необходимо руководст-
воваться следующими методическими принципами:
учитывать характер применяемых упражнений, физиологичес-
кую нагрузку, дозировку и исходные положения, которые должны
соответствовать общему состоянию больного, его возрастные
особенности и состояние тренированности;
предусматривать воздействие на"весь организм больного;
включать в занятия упражнения как_общеук)зепляющие, так и
специальные; ~
составляя план занятий, соблюдать принцип постепенности и
последовательности повышения и снижения физической нагрузки,
выдерживая физиологическую кривую нагрузки;
соблюдать при подборе и применении упражнений принцип
чередования сокращения мышечных групп, вовлекаемых в выпол-
нение физических упражнений;
уделять внимание положительным эмоциям, способствующим
установлению и закреплению условнорефлекторных связей
При применении лечебной физической культуры основной
лечебно-восстановительный процесс, как правило, дополняется,
а вернее, органически сливается с осуществлением обучения боль-
ных (развитие движений, дыхания и др.). Поэтому при примене-
нии к больным различных частных методик важное практическое
и методическое значение имеет ряд дидактических принципов:

77
сознательность, активность, наглядность, доступность, система-
тичность и последовательность.
Принцип с о з н_а телнд г о участия больного в процессе
лечения и восстановления сил способствует усилению результатов
лечения. Осмысленное отношение к разучиваемым упражнениям
усиливает влияние коры головного мозга на соподчиненные ей
функционирующие системы. В связи с этим в более полноценной
форме мобилизуются компенсаторные механизмы, что способст-
вует развитию двигательных навыков.
Используя принцип сознательности, методист лечебной физи-
ческой культуры должен направлять внимание больного на целе-
сообразность выбора упражнений в связи с состоянием больного,
последовательность их применения, сочетание с дыханием и др,
подчеркивая значение применяемых упражнений в развитии тех
нарушенных функций, в восстановлении которых больной
особенно заинтересован.
Принцип а к т и в н ос_т и выражается в степени активности
больного и определяется~как остротой процесса и тяжестью забо-
левания, так и состоянием больного и его приспособляемостью к
физическим нагрузкам.
Исходя из принципа до с т у п н ости необходимо, чтобы
предлагаемые больным упражнения соответствовали бы силам и
возможностям больного, были бы адекватны его состоянию. Из-
вестные трудности в выполнении упражнений должны иметь ме-
сто, но быть доступны больным.
Важное значение имеет также принцип н а глядн_о_ст и. На-
глядность-это прежде всего правильный "показ упражнений.
Больному трудно правильно выполнять упражнение, если показ
не будет сопровождаться объяснениями наиболее существенного
и важного в упражнении. При сознательном отношении больных
наглядность при показе упражнений является лучшим методом
для большинства больных. От методиста лечебной физкультуры
требуется известное мастерство, чтобы дать больному ясное пред-
ставление о разучиваемом упражнении.
Принцип систематичности и последовательности
предусматривает "обязательное выполнение методическихпра-
вил: а) от простого к сложному, б) от легкого к трудному и
в) от известного к неизвестному.
Важное практическое значение имеет выбор исходн_ых
положений. Обычно используются все три основныхГисходных
положения: лежа, сидя и стоя. В зависимости от состояния боль-
ного и терапевтических задач в отдельных случаях (у слабых
больных, находящихся на постельном режиме) применяется
исходное положение только лежа, а при возможности оно допол-
няется положением сидя, а затем стоя.
Тем п вып олнения упражнений может быть медлен-
ным.трёдним, а иногда и быстрым. Ускорение темпа выполнения.
78
упражнения, как правило, увеличивает величину нагрузки.
При выполнении упражнения для крупных мышечных групп обыч-
но применяется более медленный темп, в упражнениях же для
средних и мелких мышечных групп-темп ускоряется.
Амплитуда (экскурсия) движений влияет на величину
нагрузки. Упражнения, выполняемые с большой амплитудой
увеличивают нагрузку. Необходимо обращать внимание на
ццш ость выполнения упражнений, особенно при наличии дви-
гательных расстройств. В подборе и применении упражнений
следует чередовать упражнения простые и сложные, постепенно
усложняя координацию движений. Важное значение имеет сте-
пень усилия в выполнении упражнений. С возрастанием
усилия увеличивается общая нагрузка, что обусловливается повы-
шением интенсивности деятельности нервно-мышечного аппарата.
Поэтому, изменяя степень усилия, можно изменять нагрузку в
сторону увеличения или уменьшения. При проведении занятий
важное значение имеет эмоциональный фактор. Инте-
ресное, живое и разнообразное использование физических упраж-
нений и игр, вызывая у больных положительные, радостные эмо-
ции, способствует повышению результатов лечения.
Одним из методических условий применения лечебной гимна-
стики является использование оптимального соотноше-
ния в занятиях _и_м_н_а с т и ч е с к и х и дыхательных,
упражнений. Чем тяжелее состояние больного, тем чаще при-
меняются дыхательные упражнения. Они применяются с целью
обучения больного правильному дыханию (гигиена дыхания); для
сн.ижен.иА физической нагрузки (с целью дозировки) и для спе-
циального воздействиялшшхахельный аппарат.
Единственно правильное дыхание - это полное дыхание,.
когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат. Дыха-
ние должно быть носовым, так как при прохождении через узкие
носовые пути вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очи-
щается. Выдох через рот допускается при упражнениях нагру-
зочных и выполняемых в ускоренном темпе, а также при исполь-
зовании специальных упражнений на усиление выдоха (при
эмфиземе и др.). Необходимо пояснить, что если гимнастиче-
ские упражнения повышают деятельность всего
организма, то дыхательные у пражнения п р и
наличии физической нагрузки снижают послед-
нюю, делают ее более умеренной, облегчая пе-
реносимость ее больным.
Разновидности занятий лечебной физической культурой
В лечебной физической культуре используются различные
формы ее проведения. Основными формами являются: утренняя
гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика (уроки, процеду>
у>
ры), различные виды спортивных упражнении и физкультурные
массовые выступления.
Утренняя гигиеническая гимнастика. В задачу утренней гим-
настики входит стимуляция организма больного физическими
упражнениями. Гимнастика возбуждает организм и растормажи-
вает его, повышает общий тонус больного, придает ему бодрое
настроение, переводя организм больного в деятельное состоя-
ние.
Однако утренняя гигиеническая гимнастика является не толь-
ко оздоровительным мероприятием, она преследует также и педа-
гогические цели. Приучая к четкому выполнению упражнений в
определенный утренний час после ночного сна, она организует
и мобилизует человека, переключает его на деятельное, рабочее
состояние, прививает гигиенические навыки.
Упражнения утренней гигиенической гимнастики должны быть
простыми по форме и охватывать все основные мышечные группы
и суставы, темп-соответствовать состоянию больных и характе-
ру упражнений. Упражнения выполняются с большой амплиту-
дой, широко используются упражнения на растягивание мышц.
Плотность нагрузки в утренней гигиенической гимнастике
применяется разная. Для более слабых больных она уменьшается
за счет удлинения пауз между упражнениями, включения дыха-
тельных упражнений и облегченных исходных положений. Для бо-
лее крепких больных, а также во второй половине лечебного курса
плотность нагрузки в гигиенической гимнастике повышается.
При проведении утренней гигиенической гимнастики приме-
няют три основных метода: раздельный, поточный и сме.шанныд.
В лечебно-профилактических учреждениях чаще всего исполь-
зуется раздельный метод, когда упражнения выполняются раз-
дельно одно от другого. Паузы между ними заполняются объясне-
ниями или показом упражнений. Этот метод более легок, и потому
его необходимо применять для более слабых больных, а также
в первую половину лечебного курса.
При поточном методе физическая нагрузка значительно воз-
растает, так как упражнения непрерывно следуют одно за другим,
представляя как бы одно комбинированное движение. Этот ме-
тод, как правило, в лечебной физической культуре не применяется.
Смешанный метод представляет собой сочетание первых двух:
часть упражнений проводится раздельно, а часть-поточным
методам. Общая продолжительность гигиенической гимнастики
от 5 до 20 минут.
Занятия лечебной гимнастикой. Правильное в методиче-
ском отношении проведение занятий должно предусматривать
распределение физической нагрузки с учетом физиологичес-
кой кривой нагрузки. Под этим обычно понимается гра-
фическое изображение реакции организма (по частоте пульса) на
физические упражнения в продолжение всего урока. Наиболее
40
олагоприятным следует считать постепенное повышение нагрузки
(пульсовой кривой), причем лучше, если оно идет волнообразно.
Обычно каждое занятие состоит из трех частей: вводной,
основной и заключительной.
Вводная часть, используя элементарные упражнения,
позволяет ввести организм больного в возрастающую нагрузку.
На протяжении основной части осуществляется тренирую-
щее (общее и специальное) воздействие на организм больного.
В заключительной части путем применения простейших
гимнастических упражнений и дыхательных снижается общая
физическая нагрузка на больного, состояние которого почти воз-
вращается к исходному.
Дозированная ходьба и терренкур по определенным, специаль-
но приспособленным маршрутам-одна из форм применения
упражнений в ходьбе как по горизонтальной местности, так и с
умеренным восхождением в гору. Терренкур преимущественно
применяется в санаториях и на курортах с целью тренировки и
укрепления сердечно-сосудистой системы.
Прогулки. Широко используются как в период лечения, так и
в условиях домашнего пребывания больного. Обычно они приме-
няются в дозированной форме, несут меньшую нагрузку, чем
экскурсии и ближний туризм.
Экскурсии, как правило, проводятся группами. Они могут
быть пешеходные, с использованием транспорта (автобус, катер
и др.), а также смешанные.
Ближний туризм чаще бывает пешеходный, водный, на вело-
сипедах. Его проведение предусматривает предварительную тре-
нированность больного. Ближний турузм, так же как экскурсии,
применяется преимущественно в условиях санаториев.
Игровое занятие проводится обычно в условиях санаториев,
в предвечернее время до ужина. Имеет целью активизацию режи-
ма больного, заполнение его досуга интересной игрой, повышаю-
щей общий тонус больного и вызывающей радостные эмоциональ-
ные переживания.
Спортивные упражнения в виде катания на лыжах, коньках,
плавания, гребли и др. применяют в дозированной форме, исклю-
чающей максимальные нагрузки, характерные для спорта.
Физкультурные массовые выступления являются дополнитель-
ной формой применения лечебной физической культуры в санато-
риях и на курортах и носят эпизодический характер. Они приуро-
чиваются к различным знаменательным событиям или к обще-
праздничным дням.
4.-1036
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В комплексном лечении больных лечебная физическая культу-
ра широко используется в условиях различных лечебных и лече-
бно-профилактических учреждений.
Методическое руководство, а также контроль за применением
данного метода осуществляется врачебно-физкультурными
диспансерами.
Непосредственную работу по лечебной физической культуре
в лечебных учреждениях проводит врач-специалист (при отсутст-
вии его врач-ординатор, специально выделенный для этой цели)
и методист лечебной физической культуры.
Врач-специалист руководит работой по лечебной физи-
ческой культуре в полном контакте с руководителями лечебных
учреждений. В его функции входят специальные обследования
больных, которым назначена лечебная физическая культура,
ведение соответствующей документации, консультации больных
(при необходимости), утверждение схем и примерных конспек-
тов занятий с основными группами больных, посещение занятий
и контроль за их проведением методистами и медицинскими се-
страми.
Методист лечебной физической культуры со-
ставляет схемы занятий и примерные комплексы к ним, а также
комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики и для
самостоятельных занятий на дому. Проводит индивидуальные и
групповые занятия, организует, руководит и контролирует про-
ведение с больными утренней гигиенической гимнастики средним
медицинским персоналом, ведет учет эффективности примене-
ния лечебной физической культуры, внося соответствующие запи-
си в лечебную карту. Проводит работу по повышению квалифи-
кации среднего медицинского персонала.
Большую помощь методисту лечебной физической культуры
оказывает медицинская сестра Она следит за подготовкой боль-
ных к занятиям гигиенической гимнастикой, отмечает посещение
ими занятий, ведет список находящихся на лечении больных, ко-
торым назначены занятия гигиенической гимнастикой, обеспечи-
вает своевременную явку больных на занятия вне палаты.
Материальное обеспечение
лечебной физической культуры
Материальная база для проведения различных форм лечебной
физической культуры определяется профилем лечебного учреж-
дения (больница, поликлиника, санаторий и~пр.), а следователь-
но, и составом обслуживаемых больных.
82
дечеёноГо? учреждения, кабинет лечеипиы ".
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47