Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия


Содруж
твенные движения наблюдаются и у здоровых людей, например
ри ходьбе к дви- жениям ног и туловища присоединяются дви
ния рук. При по- ражении пирамидных путей появляютс
некоторые патологичес- кие синкинезии, которые меш
больному осуществлять целе- направленные движения и нере
о представляют большую помеху для выполнения больным двигате
ного задания.Если учесть, что у больных с нарушениями м
гового крово- обращения и перенесших мозговой инс
не остается без неко- торых нарушений и психика, то ста
т ясным вся сложность и ответственность задач лечебной фи
ческой культуры.Для результатов восстановления движений
больного, пере- несшего инсульт, имеют громадное значение е
в остром пе- риоде ряд мероприятий, направленных на
офилактику ослож- нений, особенно таких, как повыше
е мышечного тонуса, разви- тие контрактур. С самого нач
а заболевания необходимо следить за правильным, спо
йным и
одным, положе- нием больного в кровати. Парализованны
конечности укла- дываются в положении, противополож
м позе Вернике - Манна.При лежании больного на спине
од колено его вытянутой ноги подкладывают валик, сделанный
з ваты и обшитый марлей. Для стопы используют небольшой ящик
обшитый сте- ганым ватником. Стопа устанавливается под угл
90Ї, вс
ствие упора в ящик она не отвисает. Под бедро сна
жи подкла- дывается мешочек с песком, чтобы вся нога не пово
чивалась кнаружи.Для предупреждения развития повышенн
о тонуса мышц руки и растяжения суставной сумки плечево
уст
необходи- мо ей придать при лежании больного на спине о
бо выгодное положение. Всю руку кладут на подушку так,
обы вместе с297ч.лечеьым суставом она находилась в
й горизонтальной плоскости. В таком положении выпрямлен
ю руку отводят в сторону, между ней и грудной клеткой пом
ают ватный валик;при этой укладке рука больного должна
жать в положении супинации с повернутой вверх ладонью, вып
мленными и раз- веденными пальцами. Чтобы удержать в тако
положении кисть и пальцы, следует на них наложить лонге
у, а для удержания руки в приданной супинации - положить
а предплечье мешоч-
и с песком. Описанные положения необходимо менять чер
каждые 1,5-2 часа и следить, чтобы они не вызывали явного
утомления больного.Пассивные гимнастические упражнения и
ассаж следует применять как можно раньше, с того дня, когд
больной пришел в сознание (первый период). В этот ранний
сстановительный период лечение положением надо продолжать,
массаж следует производить поверхностный, легко поглажи
я пораженные от- делы конечностей, сгибатели и пронатор
руки, разгибатели и приводящие мышцы ноги (в которых обычно
озникает повыше- ние тонуса). Для остальных мышц конечност
массаж можно делать более глубоким, применяя кроме погл
ивания, растира- ния и не сильные разминания. Массаж комб
ируется с медлен- ными, осторожно производимыми пассивными
ижениями. Если у больного еще не проявился повышенный мышеч
й тонус, нет намека на контрактуры, то пассивные и
тивные движения мож- но начинать с дистальных отделов коне
остей. В тех случаях, когда уже налицо повышенный мышечны
тонус, начинают появляться контрактуры и синкинезии, реком
дуется движения начинать с крупных суставов конечностей
Такая методика до некоторой с
ни предохраняет больного от усиления синкене-зий и еще
ольшего повышения тонуса мышц пораженной руки во время выполне
я упражнений.У больных, перенесших инсульт и страдающих г
ипарезами с давностью болезни до 1 года, с раннего восста
вительного пе- риода, когда еще отсутствуют активные произ
льные движения, пассивную лечебную гимнастику следу
начинать со здоровой стороны тела и затем приступать к вы
лнению ее на больной. Проводить упражнения надо медленно, в
аждом суставе отдельно от 3 до 10 повторений в зависимос
т состояния и реакции больного. У больных с давностью б
езни более 1 года гимнастика на здоровой стороне не имеет у
такого смысла.И. П. Павлов высоко ценил использование пас
вных упраж- нений, особенно в восстановительном периоде бо
зни, так как при этом их воспроизведении посылаются импульсы
те кинесте- тические участки коры мозга, которым соотве
твуют произво- димые движения Он указывал на то, что дви
льн
бласть ко- ры мозга является таким же анализатором, каким
кожная, зрительная и слуховая области мозга; во время гимн
тики к298
игательному анализатору устремляются нервные импульсы от
мышц, сухожилий и суставов, где и происходит анализ и синте
этих импульсов.Учение И. П. Павлова о физиологически
механизмах произ- вольных движений лежит в основе переобуч
ания постинсульт-ных больных при помощи физических упражн
ий. И П. Павлов пришел к заключению, что произвольные движени
создаются на основе рефлекторных связей, которые вырабатыв
тся у чело- века в течение всей его жизни. В них осно
ую роль играют вре- менные связи, которые устанавливаются
жду кинестетическим анализатором коры, зрительным, осязат
ьным и другими. Таким образом, движения, по И. П. Павлов
являются условно-рефлекторным актом, и для выполнения
х необходима целост- ность этих связей. При мозговом инс
ьте они нарушаются и вместе с тем проявляются ме
змы, мешающие выполнению приобретенных ранее сложных и тонки
движений
вышенный мышечный тонус, мышечные конт
ктуры, синкинезии).Специальные упражнения при на
шении движений после мозгового инсультаУпражнения д
рук в раннем восстанови- тельном периоде. Восстановлен
движений в руке при гемипарезах происходит медленнее, чем в
ге и не всегда все функции руки восстанавливаются полностью
ражнения для руки более сложные, чем для ноги, и их при
дится система- тически применять еще в период нахождения бол
ого в кровати.Плечевой сустав имеет слабый связочный аппара
он укрьп сильной дельтовидной мышцей и за счет ее укрепле
в достаточ- ной степени в суставной впадине. При парезе мышц
сей половины тела поражается значительно и функция дельтовид
й мышцы, а вместе с этим ослабляется ее укрепляющая сус
в роль, появля- ется опасность при начале сидения и встава
я больного растя- жения сумки сустава под тяжестью от
ющей конечности и выхождения головки плечевой кости. Эт
может сопровождаться развитием болей в области сустава, что
ешает занятиям.Для укрепления плечевого сустава выработан
рием пассив- ной гимнастики (рис. 4). Он заключается в сл
ующем: больной укладывается на здоровый бок, он складывает
вои ладони, пе- реплетая пальцы таким образом, чтобы бо
шой палец больной руки находился сверху здорового. Методист,
тоя перед лицом больного, накладывает свою правую кисть вок
г плечевого сустава, фиксирует плечевой сустав вместе с голо
ой плечевой кости. Локоть больной руки при согнутом предпл
ье он держит левой кистью с тем, чтобы осторожно, без бол
ижа
оловку плечевой кости к суставной впадине. Эта исходн
позиция, с установкой которой методист левой рукой произв
ит осторож-299ные медленные 5-20 движений небольшой
мплитуды. После серии этих движений больного укладыва
а спину по описан- ному выше способу. Когда же больной
е садится или стано- вится на ноги - рука подвязывается по
локоть косынкой.Такое же упражнение для руки делает
и в поздних перио- дах восстановления, когда нередко имеются
онтрактуры и по- вышенный мышечный тонус-поза Вернике-Манна
т. е. рука согнута и приведена к туловищу. В этих случа
плечо постепен- но отво
я от туловища до уровня с плечевым поясом и мето- дис
оделывает описанные упражнения, удерживая головку плеча в

но
адине.Упражнение в отвед
ии плеча вперед, вверх
сторону:больной лежит на здоро
м боку, одной рукой методист Удер
-0/Рис 4 Упражнение дл
укреп- ления плечевого сустава
вает локоть с согнутым предплечь-
ем в положении пронации, ладонью
другой руки он удерживает кисть бо
ного в разогнутом положении, а
редним пальцем отводит большой па
ц в сторону. Приб
я голов- ку плеча к суставн
впадине, как в предыдущем упраж
и, поднима- ет руку больного вверх, отводит ее в сторону
назадУпражнение в разгибании руки в локтевом суставе с
тведением еев сторону, больной укладывается на спину, мет
ист одной ру- кой держит локоть с наружной стороны, в го
й держит кисть, но таким образом, что большой палец
адывается на ее тыл, остальные же-на ладонную поверх
сть; большой палец боль- ной руки нажатием кисти методист
отводится в сторону.Супинацию и п
цию предплечья методист производит с одновременным расп
млением пальцев и кисти одной рукой, а второй он поддерживае
руку за локотьОблегченное поднимание и опускание рук
с помощью здоро- вой руки, шнура и блока используется с по
лением в парализо- ванной руке начальных, даже едва заметн
, произвольных движений. Упражнения п
дятся вначале один раз в день под наблюдением методист
в дальнейшем 2 раза, при этом второй раз больной проводи
их самостоятельно.Если при проведении упражнений для руки
сякий раз ука- зывалось на то, что кисть больной руки метод
т удерживает одной рукой в положении разгибания, а больш
палец отведен- ным, то при упражнениях для ноги методис
придает нормальное положение стопе или удерживает ее в поло
нии разгибания. Эти меры необходимы для профи
ики
кинезий в кисти и стопе. В некоторых же
пражнениях для ноги больной удержива- ет больную кисть з
ровой, смыкая их в <замок>.300специальные упражнения
я ног. Наиболее типичными упражнениями для восстановления движ
ий нижней конечности будут: вращение в тазобедренном суставе
приведе- ние и отведение бедра; пассивное сгибание коленного
устава при разогнутом бедре, лежа на боку; пассивное сгиба
е и разгиба- ние ноги в коленном суставе; пассивные движе
я в голеностоп- ном суставе; поднимание и опускание н
с помощью здоровой руки, шнура и блока (последнее целесо
разно начинать, как только в ноге появятся заметные произв
ьные движения).Когда состояние больного позволяет, сле
ет разрешить ему сидеть, даже становиться на ноги, начинать о
чение ходьбе. Эта задача очень сложная, требующая большо
опыта и уме- ния от методиста. Надо иметь в виду, что к
ому
ени могут развиться повышение тонуса пораженных м
ц, контрактуры и нередко уже появляются содружественные д
жения - синкине- зий.Предупреждение контрактур пут
снижения мышечного тонуса, а также борьба с синкинезиями, т
часто мешающими
лнять движения больным,-эти две задачи должны нахо- ди
ся в центре внимания методиста, особенно в ранний восста-
вительный период.Обучение сидению больного, перенесше
инсульт, требует особого внимания. Сперва больной сидит
кровати, ноги его упираются в скамеечку, на больную
упню надевается спе- циальная туфля, удерживающая ступню
пальцы ее в нормаль- ном положении, а на больную руку прикре
ена лонгетка, расправляющая кисть и пальцы. Время сидения бо
ного день ото дня увеличивается. Когда сидение не утомляет б
ьного, ему разрешают сидеть на стуле возле стола. Больная
ка опирается о стол, кисть ее распрямлена и служит опор
для головы, здо- ровая нога укладывается на больную, чтобы
ем самым тяжесть тела во время сидения была перенесена на яг
ицу больной стороны. Больная нога вс
асправленной ступней должна опи- раться о пол. Такой сп
об посадки больного способствует нор- мализации статики вс
о тела больного.Подготовка больного к ходьбе должна начин
ься еще в пе- риод пребывания его в постели; по сущест
все упражнения, описанные выше, уже являются такой подгото
ой. Рекомендует- ся применять в кровати следующее специальн
упражнение:больной лежит на спине, кисти рук с переплет
ными пальцами в <замок> подложены под голову, методист,
ержа руками голе- ни за голеностопные суставы, прижимая под
вы к поверхности кровати, производит попеременные сгибания
ог в коленных суставах. В этом упражнении не только посыл
тся к централь- ной нервной системе проприорецептивные а
ент
импульсы с мышц, суставов и связок, но к ней идут импуль
с кожной поверхности подошв, трущихся
оверхность кровати. Кожные301ощущения при ходьое и
ают несомненную роль в ее правиль- ности, в правильности ст
ики всего телаПрежде чем начать ходить, больной должен нау
ться стоять на обеих ногах, при этом необходимо наблюда
, чтобы он при- учался распределять тяжесть своего тела ра
омерно на обе но- ги. Вследствие того что при стоянии неред
больная нога подгибается, методист помогает удерживать
выпрямленной и
устойчивой. Обуча
ь стоять, бол
держится здоро
й рукой за спи
у стула или кроват
После
о как он достаточноРис 5 Обучение больного стоянию на
ной ногеРис 6 Оказание помощи больному во время обу
ния ходьбеустойчиво научился держаться на обеих ногах,
чинают обучать его стоянию на одной ноге, сначала на здо
вой, а позже на больной с п
ржкой методиста. Вслед за укреплением в стоя- нии на одн
ноге, следуют упражнения в ходьбе, начиная с <шага на ме
е> (рис. 5 и 6).В процессе обучения ходьбе необходимо с
ть, чтобы бочь-ной приучался держать правильно средн
линию своего тела, чтобы он равномерно распределял тяжесть
го на обе стороны.Одна из главных следующих задач во врем
ходьбы - это научить больного сгибать больную ногу во вс
трех суставах, чтобы ступня не цеплялась за пол носком. Для э
го методист, поддерживая за пояс больного, подает ему коман
<поднять ногу выше, согнуть ее во всех трех суставах>
до, чт
боль- ной научился ходить <петушиной походкой>, т. е.
днимать во время шага больную ногу выше, чем делает это он з
ровойногой.Для облегчения координации движения ног во
емя ходьбы полезно пользоваться какой-либо подстилкой (
бы
бумаж- ных обоев), на которой размечены следы, по ним боль
й должен ступать, а чтобы он не забывал выше поднимать но
, между302отпечатками следов укладывают дощатые брус
ки, через кото- рые необходимо перешагивать. Можно вн
але обучения ходьбе надевать на ногу чулок или тутор с ре
новыми тягами, заме- няющими пораженные разгибатели голени.
я уверенности больного при передвижении, после исчезновения
добности в постоянной поддержке, методист все-таки должен ид
с ним ря- дом. В случае если больной, наступая, не може
правильно уста навливать стопу (она может подворачиваться
методист настой- чиво, шаг за шагом, должен исправлять
положение. Чтобы предупредить отвисание парализованной
ки и выход головки плечевой кости из суставной впадины во
ремя передвижения больного, его пораженную руку надо подвязыва
на косынке или делать для нее спе
ьные застежки. Во время обучения ходьбе следует следит
за состоянием сердечно-сосудистой систе- мы и строго регулиров
ь отдых сидя.Для обучения ходьбе применяются ходули с
вердой опорой для рук или две привязанные к стене туго натя
тые веревки; да- лее начинается обучение хождению по сту
нькам лестницы. Лестница должна иметь большую, чем длина с
пни, ширину сту- пенек небольшой высоты и два перила; хожден
по лестнице начинают здоровой ногой, вслед за которой ста
тся больная, здоровой рукой больной удержи
ся за одно из перил, больная рука на повязке или заложен
за матерчатые планки, пришигые к его пижаме на уровне локтя
борт пижамы.Как только больной будет в состоянии самост
тельно пере- двигаться, очень полезно дать ему в больную рук
четырех- или трехопорный костыль, который надежно удерживае
опору боль- ного, и с ним он смелее начинает ходить, чем с
ычным косты- лем. В этот период перехода к более самос
ятельным упражне- ниям полезно приспособить больному специа
но сшитый из бре- зента или кожи обшлажок для больной рук
Этот обшлажок пришнуровывается на уровне лучеза
ного сустава, а в кисти укрепляется двумя шнурками р
оятки костыля. Обшлажок при- меняется и при разнообразных
ражнениях для руки.Выбор упражнений и составление ин
видуальных комплек сов предопределяют ряд обстоятельс
: тяжесть и распростра- ненность нарушения движений, налич
сопровождающих эти нарушения симптомов-состояние мышечного
нуса, сила и обширность проявления синкинезий, характер по
дения самого больного, его общее развитие, привычки к
нятиям гимнастикой в повседневной жизни. Ряд уже опис
ных упражнений в после- дующие периоды усложняется, и прод
жительность занятий увелич
тся. Как специальные упражнения, так и общие укрепляющие
дыхательные начинают с более легких и про

реходят к более сложным.Во втором периоде (по
ний восстановительный период) при- меняются следующие спец
льные упражнения:303Для верхней конечности: больной,
идя за столом, кладет кисть больной руки на стол перед
удью, распрямляет ее ладонь и пальцы здоровой рукой, удержив
т их в распрям- ленном состоянии и производит активные к
говые
жения локтя, оставляя кисть на поверхности стола. Во
ремя движений локтя разгибание лучезапястного сустава дост
ает прямого угла.Сидя, больная рука лежит на столе: отв
ение большого пальца в сторону, разведение пальцев поод
очке, разгибание пальцев, постукивание пальцами о поверхн
ть стола, разгиба- ние ногтевых фаланг с разведением и приве
нием пальцев. Упражнения выполняются с помощью здоровой рук
под контро- лем зрения. Для разгибания и сгибания ногтевых
аланг пальцев руки и выполнения мелких движений следуе
использовать куби- ки, мячи, пирамиды колец. Рекоменду
ся также лепка из плас-телина, работа на счетах, пишущей
нке, арифмометре, набирание диском номера телефона, за
егивание пуговиц, упражнение в писании с облегченным удер
нием ручки и т. д.Разминание кисти пораженной руки на ката
е выполняется следующим образом: правой рукой методист ра
рямляет паль- цы кисти, левой нажимает на ее тыльную повер
ость, придавли- вая ладонь к каталке, производит равномерн
медленное про-катывание и тем самым разминает кисть. При эт
контрактура резко уменьшается, исчезает или значительно у
ньшается бо- лезненность, которая нередко наблюдается в то
ах у основания пальцев, на мякишах конце
фаланг. Это упражнение больной может выполнять и самост
тельно. Такое же разминание кисти можно сделать и на мяче
з твердой резины.Для привыкания больного выравнивать по пр
ой вертикаль- ной линии плечо и предплечье применяются та
е упражнения. В положении стоя у стола больной опирается на
го поверхность ладонью больной руки, здоровой кистью он р
ямляет кисть пораженную, отводит большой пал
и мизинец в сторону, само- стоятельно или с помощью разгиба
руку в локтевом суставе.Для нижней конечности. Исходно
положение ле- жа на спине: вращение бедра в тазобедренном
ставе; активное сгибание ноги в коленном и тазобедренном сус
вах (больной обхватывает бедро двумя руками и помогает вып
нению движе- ния);
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47