Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕС
МИ УПРАЖНЕНИЯМИЗанятия физическими упражнениями с лицам
всех возрастов должны проводиться в хорошо проветренном,
етлом и чистом помещении. Весной, летом и осенью в хоро
пог
желатель- но заниматься на открытом воздухе или в поме
нии с откры- тыми окнами, приучая организм занимающихся к
акаливанию.348Постепенное закаливание важно для начина
их заниматься физическими упражнениями впервые и особенно
жно для тех, кто, боясь простудиться, привык тепло одеватьс
С начинающи- ми вначале надо проводить занятия в хорошо п
ветренном по- мещении, затем при открытой фрамуге или фо
очке, а в после- дующем с открытыми окнами и на воздухе. Темпе
туру в каби- нетах и в залах в зимнее время необходимо п
держивать на уровне от +18 до +20Ї, т. е. несколько выше, чем
и занятиях с молодежью. Костюм для занятий должен быть своб
ным, лег- ким, не стеснять движений. Занятия с лицами пожилог
возраста и старше, особенно с занимающимися впервые, рек
ендуется про- водить по возможности изолированно, так как
исутствие посто- ронних смущает занимающихся. Большое значен
имеет музы- кальное сопровождение занятий. Музыка не тол
о успокаивает и создает хорошее настроение, но и помогает з
имающимся вос- станавливать утраченные двигательные качества.
узыкальное сопровождение урока для начинающих следует пров
ить в ввод- ной и заключительной частях, то есть там, где
именяются эле- ментарные физические упражнения, не треб
щие большого вни- мания и не вызывающие задержки дыхания.
всех лиц, имею- щих хорошую и среднюю физическую подгото
енность, музы- кальное сопровождение урока желательно пр
одить полностью.Одним из условий эффективности занятий яв
ется сознатель- ное отношение к ним самих занимающихся. Необ
димо, чтобы они понимали цели и задачи занятий, строго выпо
яли все на- значения и указания, не нарушали режима и самово
но не заме- няли бы одни упражнения другими. Не меньшее знач
ие имеет и активность их, так как без нее нельзя добиться фу
циональной перестройки организма, особенно для лиц, занимающ
ся индиви- дуально или в домашних условиях. Методист в свое
работе дол- жен находить такие приемы и методы, которые бы
особствовали проявлению активности у людей с заторможенной
еакцией, име- ющих подавленное настроение. Например, в груп
вых занятиях, играх и в парных упражнениях объединять а
ивно занимающих- ся с лицами с замедленной реакцией, пасси
ыми. Всем занима- ющимся физическими упражнениями необходим
рекомендовать вести дневник самоконтроля, который особенно
ажен для тех, кто занимается индивидуально дома. В домашней
становке мо- гут заниматься только те, кто прошел соответст
ющую подго- товку, усвоил методику физических упражнений,
помнил исход- ные положения, изучил выполнение физических упр
нений в со- четании с дыханием, ритмом, темпом исполнения и
озировкой. Кроме того, обязательным условием для них явл
тся периодичес- кий врачебный контроль. Если занимающийся
ренес какое-либо заболевание,
тил
дшение самочувствия или пропустил несколько занятий п
ряд, он немедленно должен обратиться к врачу для внеочередн
о осмотра.349В каждой группе занимающихся выбирает
староста и его заместитель, которые помогают в организации
анятий (записы- вают данные пульса в протоколы урока,
аздают предметы во время занятий и т. д.), выясняют причины
ропусков, посещают заболевших, организовывают массовые мер
риятия-лыжные прогулки, туристические походы и др. Из сост
а занимающихся избирается совет
ива, участвующий в организации секций и всех культ
но-массовых мероприятий
него входят старосты всех групп и более активные лица.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И ОБЩИЕ МЕТОДИ
СКИЕ ТРЕБОВАНИЯОсновной формой пр
ения занятий является урок основной гимнастики. Он состо
из трех частей-вводной, или подгото- вительной, основной
заключительной.В содержание урока входят: порядковые, стро
ые и общераз-вивающие упражнения, без предметов и с предмет
и, упражне- ния на гимнастических снарядах (доступных в ук
анном возра
те), танцевальные шаги и танцы, упражнения в равновесии
на координацию, малоподвижные и подвижные игры, эстафеты, и
а в волейбол.В подготовительной части урока решаются за
чи организа- ции и подготовки занимающихся к повышенной н
рузке, активи- зации работы сердечно-сосудистой системы и ды
ния, увеличе- ния подвижности суставов, исправления осанки.
этой части урока большое внимание уделяется элементам с
оевой подго
ки, различным перестроениям, разнообразной ходьбе и фигу
ой маршировке, общеразвивающим упражнениям без предметов и
предметами.Задачами основной части урока являются укре
ение мускула- туры тела (особенно мышц спины и брюшного пре
а), улучшение подвижности суставов, восстановление и разви
е координации движений, равновесия, быстроты реакции, выно
ивости.
той части урока подбираются упражнения с учетом возрас
ых осо- бенностей и имеющихся изменений со стороны разных о
анов и систем.В основной части урока используются упр
нения для мышц спины и брюшного пресса в исходном положен
сидя и лежа, на координацию движений, упражнения в равно
сии в разных ис- ходных положениях и на уменьшенной пло
ди опоры, в парном сопротивлении, бросание и ловля мяча,
знообразные упоры, упражнения на гимнастической стенке, сме
нные висы. Для лиц среднего и пожилого возраста, имеющих
рошую физичес- кую подготовленность, применяются упражне
в в
при обя- зательной страховке, а также малоподвижные и подвижн
иг- ры-эстафеты, танцевальные шаги и танцы в среднем темпе.
з350спортивных
с успехом используется игра в волейбол. Нагруз-
ка регулируется количеством игроков, дозировкой времени, ра
мером игровой площадки.Заключительная часть урока ста
т своей задачей снизить общую физичес
нагрузку и возбудимосгь сердечно- сосудистой и дыхате
ной сисюм и привести организм занимаю- щихся в состояние отн
ительного покоя.В заключительной части урока даются
ражнения на рас- слабление, дыхательные, спокойн
одьба, а для хорошо трени- рованных лиц среднего и пожило
возрастов-танцевальные шаги в среднем и медленном темпе и
дьба с пениемФизическая нагрузка в уроке распределяется с
четом физио- логической кривой нагрузки. Для начинающих вс
групп, имею- щих слабую физическую подготовленность,
грузку в уроке ре- комендуется распределять по одноверш
ной кривой; для имею- щих сре
физическую подготовленность-двух-Грехвершин-ной криво
и для имеющих хорошую физическую подготовлен- ность-по мн
овершинной кривой.Для любой группы занимающихся нагрузка р
улируется ис- ходными положениями, подбором ф
еских упражнений по си- ле и сложности выполнения, амп
тудой движения, темпом, коли- чеством повторений, отдыхом
ежду упражнениями.При проведении занятий с лицами всех в
растов методист должен ознакомиться с врачебно-контрольны
карточками за- нимающихся, составить развернутый уч
й план и конспекты, поурочный подбор упражнений по отде
ным частям урока, за
вести журнал для подсчета пульса и учета посещаемости.
Ниже приводится примерная схема конспекта урока и прото- к
динамики пульса.Урок начинается и заканчивается опр
ом занимающихся о сам
ствии и подсчетом пульса. Пульс считают сами занимаю-
еся под общую команду методиста, чему они должны быть пре
арительно обучены.В пожилом возрасте наиболее частыми в
растными измене- ниями являются склероз сосудов головного м
га и повышение кровяного давления. Поэтому всем занимающимся,
меющим эти недостатки, рекомендуется проводить уроки в исходных
оложе- ниях сидя и стоя (держась рукой за спинку стула ил
рейку гим- настической стенки). У лиц старше 55 лет, а ин
да и в более мо- лодом возрасте (чаще в климактерическом пер
де), наклоны, повороты, круговые движения вызывают голово
ужения и дру- гие неприятные явления. В таких случаях необхо
мо постепенно приучать занимающихся к этим движениям, рас
еняя упражне- ния, облегчая исходное положение, начиная с
нимальной дози- ровки и увеличивая отдых между упражне
и.
имер,

ны ил
в
ы и круговые дви
ния следует
ть в ис- ходном положении сидя, по одному разу в
ачале и
конце35)
и)
> ч-
1
Ї
= 1 с5 ШИ3.11|Ша.8 о а -Г- с1 5: о
? -:: я а: в и
т 1)
V С;1- о-и -
13|1 >>~
Ста 1И1? 1
аа) а:й
с Я Я З
5,> а = п
и
, ., ~------
о: а о
я хЩ Е
ы"1ё .
с >> а
з:5:
> в --1 1. 1 р!з 1 И?
а 2.5 "
а
га
-------- з
-
51<|
Ь
Л) ф
а ё
| II
01;=Я
<и д то
4> К
0 5
3 д 2 охЙ а тс а хс 1Я- о;
я Ь 3 | я 2 а Е я Я я 2 Я в я а
я а основной часги урока, затем постепенно увели
вать количество повторений и усложнять исходные положения.
сле того как движения головы вместе с туловищем не будут выз
ать голово- кружения, можно приступить к движениям тольк
одной головой, начиная с
имальной дозировки и постепенно переходя к боль- шому
оличеству повторений, усложняя исходные положения и хар
тер самих упражнений.Урок основной гимнастики для начина
их всех возрастов группы <А> и группы <Б> независимо от ст
ени физической подготовленности необходимо начинать в ме
енном темпе, по- степенно переходя на средний и заканч
ая медленным темпом. Имеющим среднюю и хорошую физическую подг
овленность за- нимающимся в группе <А> независимо от возрас
начинать вводную часть урока следует с медленного темпа и
концу ее пе- реходить на средний; в основной части урока нуж
чередовать средний, бы
й и медленный темп, придерживаясь физиологи- ческой кр
ой нагрузки, и в заключительной части переходить на сре
ий и медленный темп.Большое внимание в занятиях необходи
уделять обучению правильному дыханию. Вдох и выдох должны б
ь глубоким
спокойными, без напряжения. Для правильной постанов
дыха- ния при необходимости несколько уроков следует пр
ести инди- видуально.Всем начинающим заниматься физиче
ими упражнениями впервые необходимо давать отдых во время з
ятий. Продол- жительность отдыха в среднем от 1 до 3 мину
2-4 раза между отдельными частями урока, особенно в основной
о части, где преобладают сложные, нагрузочные упражнения. П
должитель- ность отдыха зависит от возраста, степени физич
кой подготов- ленности и изменений со стороны разных орг
ов и систем. Ли- цам в среднем возрасте, впервые занимающи
я уроками основ- ной гимнастики, рекомендуется давать от
х 2-3 раза по 1- 2 минуты между отдельными частями урока, в
жилом возрасте отдых рекомендуется делать чаще и продолжит
ьнее-3-5 раз по 2-3 минуты; в старшем, старческом возрастах
для долгожи- телей рекомендуется частый отдых меньшей про
лжительности- по 5-8 раз от 0,5 до 1,5 минуты. У лиц, имеющ
среднюю физи- ческую подготовленность, продолжительность о
ыха в уроках основной гимнастики зависит также от возраст
имеющихс
- менений со стороны разных органов и систем в орга
зме. Этой группе рекомендуется делать отдых в среднем 2-3
за по 1- 2 минуты.Формы отдыха могут быть различными:
ассивный отдых- занимающийся сидит расслабившись или лежи
(в это время хо- рошо, если он слушает мелодичную, у
аив
ю музыку или объяснение преподавателя, не требующее большог
напряжения и внимания); активный отдых-занимающийся стоит ра
ла-353иии мускулатуру, покачивая руками, или медленно
одит. Выбор активного или пассивного отдыха зависит от об
ановки, харак- тера нагрузки, степени физической подготовлен
сти и реакции организма занимающегося. Например, при выпол
нии упражне- нии, связанных со значительной физической на
узкой, рекомен- дуется давать пассивный отдых, а при выполн
упражнений, вызывающих значительное возбуждение, нео
одимо переходить к упражнениям на расслабление, дыхательным
спокойную ходьбу.При проведении занятий по физической ку
туре с лицами всех возрастов необходимо соблюдать принцип
степенного пе- рехода от выполнения простых упражнений к сл
ным при стро- гом учете реакции организма на повышение фи
ческой нагруз- ки. Особенно тщательно надо составлять по с
пени последова- тельности и сложности упражнения на координ
ию и равнове- сие, быстроту реакции, ориентировку в ок
жающей среде, так как неправильно подобранные упражнения мо
т вызвать голово- кружение и другие неприятные явления. Нема
важную роль играет доступность назначенных упражнений. З
ятия с указан- ным контингентом ставят своей задачей не
ортивн
овершен- ствование, а общеукрепляющее, тонизирующе
воздействие на центральную нервную систему, улучшение раб
ы всего орга- низма.Применение упражнений на быстрот
должно быть стро- го регламентировано. Всем начинающим зани
ться независимо от возраста упражнения на быстроту прот
опоказаны. Лицам среднего и пожилого возраста со средней
зической подготов- ленностью, с начальной формой нарушения жир
ого обмена, ослаблением мышечного тонуса врачом индивидуал
о назнача- ется бег от нескольких секунд до полутора мину
а также упраж- нения на быстроту-передача мяча, быстрые п
ебежки, переме- на мест и др. Лицам старческого возраста и д
гожителям со средней физической подготовленностью упражн
ия на быстроту даются строго дозированно, при постоянно
контроле субъектив- ных и объективных показателей. Им
щим хорошую физическую подготовленность тренированным сп
тсменам группы <А>, а также группы <Б> с начальной формой на
шения жирового обмена, ослаблением мышечного тонуса мышц
юшного пресса и тазового дна в среднем возрасте рекомендуе
я давать бег 2- 3 минуты (постоянно тренирующимся спортсме
м до 5 минут), в пожилом и старшем возрасте 1-2 минуты под
рогим контро- лем. Езда на велосипеде, кроссы, ходьба на
ыжах могут быть разрешены врачом индивидуально лицам с
его возраста, име- ющим хорошую физическую подготовленн
ть, с точным указа- нием продолжительности и интенсивнос
занятий в неделю.Для лиц среднего возраста из гр

средней физи- ческой подготовленностью необходимо постеп
но включать в уроки упражнения на выносливость, постепенн
увеличи-354вая нагрузку. Для лиц пожилого и старшего
озраста вначале включать упражнения на выносливость неболь
й интенсивнос- ти, очень медленно увеличивая нагрузку. Дл
имеющих хорошую физическую подготовленность люб
возраста, занимающихся в группе <А>, упражнения на
носливость умеренной интенсив- ности можно включать в урок
основной гимнастики.Занимающимся в группе <Б>, имеющим с
днюю и хорошую физическую подготовленн
, упражнения на выносливость на- значаются индив
уально, строго дозированно, при постоянном контроле за их
здействием на организм.Силовые упражнения, как правило,
очетаются с за- держкой дыхания при натужив
, вследствие чего повышается внутригрудное д
ление, нарушается кровообращение. Поэтому они противопоказаны
сем лицам старше 50 лет.Варианты упражнений на ко
нацию должны ме- няться через 2-3 урока, но усл
няться после того, как занима- ющийся полностью освоил преды
щую степень трудности.Упражнения на равновесие включаю
я в уроки всех групп с учетом возраста и физической подгото
енности занима- ю
я. По мере освоения одних упражнений необходи
пос- тепенно заменять их другими, меняя также исходные п
ожения, предметы и снаряды.Упражнения на внима
е и тренировку памяти дают быструю утомляемость и ослаб
ние внимания в дальней- шем, особенно у лиц старшего старче
ого возраста и долгожителей. Поэтому эти упражнения назнач
тся индивиду- ально, а при групповых занятиях в небольш
озировке по 2-3 упражнения в уроке с количес
ом повторений 2-4 раза, начи- ная с элементарных и постепе
о переходя к более трудным.Маховые и вращательные упр
нения для всех начинающих независимо от возраста надо прово
ть осторожно, плавно, в медленном темпе, с ограниченной ам
итудой движе- ний, переходя постепенно на полную амплитуд
и средний темп. В любом возрасте независимо от ст
и физической подготов- ленности при ограничении подвиж
сти суставов эти движения должны выполняться во вс
суставах и по всем осям.Во время занятий необходимо след
ь за правильной осан- кой и походкой занимающихся, предупреж
я и исправ- ляя их ошибки при выполнени
ражнений, уделять особое вни- мание обучению ходьбе
бегу, обеспечивать страховку, особен- но при выполнении уп
жнений на снарядах.Ежедневные занятия физическими упраж
ниями с лицами всех групп независимо от степени физическо
подготовленности предусматривают: утреннюю гигиеническую ги
астику, специ- альные физические упражнения; дозированну
дьб
рогул- ки (желательно перед сном), а также уроки основной гимна
и- ки, назначаемые врачом 2-3 раза в неделю. На каждую нед
ю315.----.. -"..и >.1ао,/1сп 1 (диик проведения м
оприятий. Лицам среднего и пожилого возраста из группы
>, имеющим среднюю и хорошую физическую подготовленность, ин
видуально можно разрешить заниматься 1-2 раза в неделю элем
тами спорта (теннис, плавание и т. д.), сняв 1-2 занятия сп
иальными фи- зическими упражнениями. Также следует включать
график тру- дотерапию, которая оказывает разносторонне
влияние на орга- низм, вызывает интерес, положительные эмоц
. Экскурсии, про- гулки и ближний туризм рекомендуется орган
овывать для работающих в выходные дни или когда нет уроков
сновной гим- настики. Если эти мероприятия занимают нескольк
часов, заня- тия специальными физическими упражнения
, элементами спор- та и дозир
ной ходьбой в эти дни необходимо отменить. Про- ведение
азанных мероприятий должно вызывать хорошее настроени
о не переутомлять.
ере восстановления здоровья после повторных врачебных
смотров занимающихся переводят в более сильные группы.ТРЕБ
АНИЯ К МЕТОДИСТУМетодист, проводящий занятия, должен
ть в спортивном костюме, всегда подтянут, в бодром настр
нии, четко командо- вать, хорошо показывать упражнения, ясно
бъяснять, быть очень деликатным в замечаниях, учитывая оби
ивость людей старших возрастов, но вместе с тем и требователь
м в отноше- нии дисциплины, аккуратности и исполнительност
занимающих- ся. В его обязанности входит: ведение ус
новленной документа- ции и учета эффективности занятий, вып
нение врачебных ре- комендаций, своевременн
аправление занимающихся на повторные врачебные ос
ы, участие в подведении итогов эф- фективности занятий
изическими упражнениями.УЧЕТ ЭФФЕКТИВНО
ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИУчет эффективности з
ятий физическими упражнениями ре- комендуется проводить по при
гаемой схеме.Лица, имеющие среднюю и хорошую физическую
дготовлен- ность, обследуются 2 раза в год, занимающиеся в ос
льных груп- пах-не менее 3 раз.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47