Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия

- Без Автора

Соборное Уложение 1649 года


Тут выложена бесплатная электронная книга Соборное Уложение 1649 года автора, которого зовут - Без Автора. В электронной библиотеке vsled.ru можно скачать бесплатно книгу Соборное Уложение 1649 года в форматах RTF, TXT и FB2 или же прочитать онлайн книгу - Без Автора - Соборное Уложение 1649 года.

Размер архива с книгой Соборное Уложение 1649 года = 154.81 KB

Соборное Уложение 1649 года - - Без Автора => скачать бесплатно электронную книгу по философии



В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и
великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в
двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя
своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим
Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и
со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и
говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными
людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и
Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те
статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи
выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих
князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти
великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея
Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на
земские дела собрать, и те государьские указы и боярские
приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в
прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено,
и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по
тому же написати и изложити по его государеву указу общим
советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от
болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех
всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей
Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром,
князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю
Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому,
да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.
А для того своего государева и земского великого
царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и
богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея
Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и
из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также
всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших
городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с
пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей
трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека,
а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по
человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево
царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми
утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по
нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были
ни чем нерушимы.
И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича
всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с
товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из
градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних
великих государей, и из указов блаженные памяти великаго
государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и
из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и
во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано,
и те статьи написав вновь к государю приносили.
И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа,
государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии
самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом,
патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со
архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры,
и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и
выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и
из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и
неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список
и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и
всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и
архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим
государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным
дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким
людем Московского государьства и всех городов Росийского царства.
А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и
закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору
Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы
и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по тому
Уложению.
И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича
всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший
Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и
архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь
освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и
выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие
люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того
Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги
напечатана сия книга.
А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя
Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в
то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин
князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.
ГЛАВА I
А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ
1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской
человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и
Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его
угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет
сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,
зжечь.
2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время
святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии
совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он
так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.
3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное
церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити
непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и
епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и
тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то
ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту
его вину учинити торговая казнь.
4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого ни
буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити
смертью же.
5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити
торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрму на месяц, да на нем
же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.
6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии
ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на
нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.
7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за
бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и
тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви
Божии никакова бесчинъства не было.
8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и
великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому
господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и
митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих
делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному
пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити
на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии
стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.
9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское
повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в
церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити
челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько
государь укажет.
ГЛАВА II
О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ
а в ней 22 статьи
1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское
здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и
по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он
на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова
по сыску казнить смертию.
2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя
Московским государьством завладеть и государем быть и для того
своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского
величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами
ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым
недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или
какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому
извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по
тому же казнити смертию.
3. А будет кто царьского величества недругу город здаст
изменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ных
государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то
допряма, и таких изменников казнити смертию же.
4. А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, или
дворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, и
сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безо
всякого милосердия.
5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на
государя.
6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену
ведали, и их по тому же казнити смертию.
7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про
измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что
они тоя измены не ведали, и их за то не казнити, и никакова
наказания им не чинити, а на прожиток из вотчин и ис поместей им,
что государь пожалует.
8. А будет после которого изменника останутся дети, а жили
те его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, и
про измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчины
были свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин не
отъимати.
9. А будет кто изменит, а после его в Московском
государьстве останутся отец, или мати, или братья родные, или
неродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с ними
вместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про такова
изменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род его
про ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что они
про измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, и
вотчины и поместья их и животы взяти на государя.
10. А будет про них сыщетъся допряма, что они про измену
того изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья и
вотчины и животов у них не отъимати.
11. А будет которой изменник быв в котором государьстве,
выедет в Московъское государство, и государь пожалует его, велит
ему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а в
вотчинах его государь волен, а прежних его поместей ему не
отдавать.
12. А будет кто на кого учнет извещати великое государево
дело, а свидетелей на тот свой извет никого не поставит, и ни чим
не уличит, и сыскать про такое государево великое дело будет
нечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, как
государь укажет.
13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или
какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или
крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их
не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое
наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и
крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким
изветчиком не верить.
14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать
государево дело или слово, а после того они же учнут говорить,
что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за
собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или
пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать
тому, чей он человек.
15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет, или поимав
приведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому,
кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из его
животов, что государь укажет.
16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело,
или измену, а того, на кого он то дело извещает в то время в
лицах не будет, и того, на кого тот извет будет сыскати и
поставить с и(ы)зветчиком с очей на очи, и против извету, про
государево дело и про измену сыскивати всякими сыски накрепко, и
по сыску указ учинить, как о том писано выше сего.
17. А будет кто на кого доводил государево великое дело, или
измену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое дело
затеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы
довелся тот, на кого он доводил.
18. А кто Московского государьства всяких чинов люди
сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и
заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю
царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его
государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и
приказным людем.
19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество в
каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государю
и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам и
приказным людем, про то не известит, а государю про то будет
ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про
то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.
20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царьскому
величеству, и на его государевых бояр и околничих и на думных и
на ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на
приказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого не
грабити и не побивати.
21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его
государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в
городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого
ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или
побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити
смертию безо всякия пощады.
22. А будет ис которого города, или ис полков воеводы и
приказные люди отпишут к государю на кого на служилых, или иных
чинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и заговором,
и хотели их убити; а те люди, на кого они отпишут, учнут бити
челом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что они
скопом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к ним
немногие люди для челобитья, и по тому челобитью про них в
городех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми.
Да будет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках к
воеводам приходили для челобитья, а не для воровства, и их по
сыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которые
на них отпишут к государю ложно, за то чинити жестокое наказание,
что государь укажет.
ГЛАВА III
О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА
БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО
1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе
и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского
величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит,
учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то
допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по
сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе
кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то
смотря иным неповадно было впередь так делати. А кого он
обесчестит, и тому указати на нем бесчестье.
2. А будет кто в государеве дворе кого задерет, из дерзости
ударит рукою, и такова тут же изымати, и неотпускаючи его про тот
его бой сыскати, и сыскав допряма за честь государева двора
посадити его в тюрму на месец. А кого он ударит, и тому на нем
доправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на нем
тому, кого он окрававит, бесчестье доправити вдвое, да его же за
честь государева двора посадити в тюрму на шесть недель.
3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю,
или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны
тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти
убьет, и того убойца, за то убойство самого казнити смертию же. А
хотя будет тот кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойца
по тому же казнити смертию, да из животов его взяти убитого
кабалныя долги.
4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди
оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука.
5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, на
кого оружие вымет, а не ранит, и того посадити на три месяцы в
тюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестие и
увечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, что
ему без указу ис того города, где он кого ранит, не съежжати до
тех мест, покаместа раненой обможется или умрет. А будет раненой
обможется, и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тот
раненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию.
6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где
изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из
луков и из и(ы)ного ни ис какова оружья никому без государева
указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не
ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде
кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.
7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде,
учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и ис
того оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити
наказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму.
8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех, и
тем в государевых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити. А
будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнет в
государевых прудех и в озерах рыбу ловити, и на том взяти на
государя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет.
9. А будет кто царьского величества во дворе украдет что ни
буди впервые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом. А
будет того же татя с краденым в государеве дворе поймают в
другие, и того бити кнутом же, да вкинути на полгода в тюрму. А
будет тот же тать поиман будет с краденым в государеве дворе в
третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря иным
неповадно было воровати, в государеве дворе красти.
ГЛАВА IV
О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ
1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски
или в подлинной государеве грамоте и в и(ы)ных в каких приказных
писмах что переправит своим вымыслом, мимо государева указу и
боярскаго приговору, или думных и приказных людей и подъяческия
руки подпишет, или зделает у себя печать такову, какова
государева печать, и такова за такия вины по сыску казнити
смертию.

Соборное Уложение 1649 года - - Без Автора => читать онлайн книгу по философии дальше


Полагаем, что книга Соборное Уложение 1649 года автора - Без Автора придется вам по вкусу!
Если так окажется, то можете рекомендовать книгу Соборное Уложение 1649 года своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с произведением - Без Автора - Соборное Уложение 1649 года.
Ключевые слова страницы: Соборное Уложение 1649 года; - Без Автора, скачать, читать, книга, филоосфия, электронная, онлайн и бесплатно