Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия


Были и успехи, но многие конфликты длились десятилетиями
и вели к гибели миллионов людей. Цикл насилия порождается
культурой, восславляющей насилие и воинские доблести, и может
проявляться в виде насилия в быту.
Несмотря на предпринимавшиеся на протяжении более 50алет
усилия, не удалось добиться решающего прогресса в деле ликвидации
ядерного оружия, оно по-прежнему способно уничтожить всQ
живое на этой планете, и круг его обладателей ширится. По
причинам в основном коммерческого характера нет адекватного
контроля за соблюдением договоров о запрещении биологического
оружия, в то время как знания о его производстве продолжают
распространяться. Изнасилования остаются одним из методов
ведения войны. Космическое пространство подвергается милитаризации,
и активно ведется разработка космического оружия. Пока эта
проблема вращается вокруг небольшой группы из восьми государств,
претендующих на право обладания оружием, которое может уничтожить
все человечество.
Одно лишь разоружение не принесет мир; оно должно сопровождаться
реальным обеспечением безопасности человека. Настоятельно
необходимо, чтобы неправительственные организации участвовали
в обсуждении вопросов мира. Мировое сообществоа гражданское
общество, включая молодежь и пожилых людей, и правительстваа
обладает ресурсами и знаниями для того, чтобы перейти от
культуры насилия к культуре мира.
Настала пора выполнить главную задачу, определенную в Уставе
Организации Объединенных Наций,а "избавить грядущие поколения
от бедствий войны" и претворить в жизнь принцип неприменения
силы, который является краеугольным камнем Устава Организации
Объединенных Наций. Взаимодействуя друг с другом, гражданское
общество и правительства могут добиться того, чтобы вооруженные
конфликты происходили все реже, и могут шаг за шагом приблизиться
к отказу от войн.
Форум настоятельно призывает
Организацию Объединенных Наций:
1) для того чтобы на практике решить задачу поэтапного отказа
от войн, Секретариат Организации Объединенных Наций и правительства
заинтересованных стран, или же правительства отдельной группы
стран, должны выработать проект предложения о глобальном
разоружении, который будет обсуждаться на четвертой специальной
сессии Генеральной Ассамблеи по разоружению. Это предложение
будет направлено именно на сокращение масштабов вооруженного
насилия во всем мире путем постоянного повышения эффективности
усилий по предотвращению конфликтов, поддержанию мира, осуществлению
разоружения в области обычных видов вооружений и ликвидации
ядерного оружия в рамках программы, разработанной с таким
расчетом, что ее будет осуществлять широкая коалиция организаций
гражданского общества, особенно молодежных организаций, а
также правительства заинтересованных стран;
2) создать резерв в составе не менее 50апрофессионально
подготовленных посредников для более эффективного предотвращения
конфликтов в целях оказания содействия в предупреждении о
возможности конфликтов, в посреднической деятельности и разрешении
конфликтов;
3) санкционировать, через Генеральную Ассамблею, создание
международных ненасильственных, всеохватывающих, постоянных
миротворческих сил, включающих добровольцев из числа как
женщин, так и мужчин, которые предназначены для развертывания
в районах конфликтов в целях обеспечения раннего предупреждения,
содействия разрешению конфликтов, защиты прав человека и
предотвращения гибели людей и разрушений;
4) использовать для предотвращения и урегулирования конфликтов
такие правовые системы, как, например, механизмы разрешения
конфликтов, существующие у коренных народов;
5) добиться, чтобы никакие вооруженные силы, в том числе
войска или коалиции, действующие по решению Организации Объединенных
Наций, не использовали оружие "неизбирательного" действия,
такое, как наземные мины и суббоеприпасы;
6) для того чтобы более гибко содействовать Совету Безопасности
в предотвращении конфликтов, Генеральной Ассамблее следует
учредить комитет открытого состава по предотвращению конфликтов
для решения задач по быстрому предотвращению конфликтов и
раннему предупреждению. Он должен предоставлять мировой общественности,
институтам гражданского общества, Организации Объединенных
Наций и правительствам государств взвешенную и своевременную
информацию о потенциальных конфликтах и должен содействовать
поиску возможных решений;
7) уважать национальный суверенитет и запрет на применение
силы, чему в Уставе Организации Объединенных Наций придается
основополагающее значение. Этот принцип нельзя подрывать.
При разрешении конфликтов до применения мер, предполагающих
использование силы в соответствии с главойаVII Устава, необходимо
испробовать все мирные методы в соответствии с его главойаVI.
Генеральной Ассамблее следует учредить комиссию широкого
состава для анализа норм, регулирующих применение насильственных
мер в тех случаях, когда совершаются преступления против
человечности, военные преступления или геноцид;
8) расширить Регистр вооружений Организации Объединенных
Наций, для того чтобы отразить в нем производство и поставки
стрелкового оружия и легких вооружений. Он должен включать
в себя названия конкретных производителей и торговцев;
9) воссоздать Группу по вопросам воспитания в духе мира
в Департаменте по политическим вопросам, предусмотрев налаживание
постоянных связей с неправительственными организациями;
10) создать гуманитарную комиссию из независимых экспертов
для взаимодействия с Советом Безопасности, Генеральным секретарем
и различными учреждениями Организации Объединенных Наций.
Мандат этой комиссии мог бы заключаться в оценке гуманитарных
потребностей и выработке рекомендаций по защите гражданского
населения во время вооруженных конфликтов;
11) создать находящиеся в постоянной готовности полицейские
и миротворческие силы. При подготовке всех миротворцев необходимо
учитывать вопросы, связанные с проявлением деликатности и
уважения к гражданскому населению, особенно к женщинам и
детям;
12) учредить ежегодную молодежную премию за выдающиеся достижения
в борьбе за мир;
правительства:
1) безотлагательно выполнить свои обязательства по Договору
о нераспространении ядерного оружия в отношении ликвидации
всего ядерного оружия и его запрета. С этой целью правительствам
следует созвать к началу 2001агода конференцию по устранению
ядерной опасности, как было предложено Генеральным секретарем
Кофи Аннаном. Правительствам следует незамедлительно взять
на себя обязательство закрыть лаборатории, которые занимаются
исследованием и разработкой новых видов ядерного оружия,
снять ядерные боеприпасы с боевого дежурства и вывести ядерное
оружие из иностранных государств;
2) вместе практически со всеми правительствами, которые
приняли участие в проводившейся недавно Конференции по рассмотрению
действия Договора о нераспространении ядерного оружия, участники
Форума считают, что одностороннее развертывание национальной
противоракетной обороны любой страной могло бы иметь опасные
дестабилизирующие последствия и подтолкнуть к сохранению
больших запасов ядерного оружия или даже к увеличению существующих
запасов. Развертывание тактических систем противоракетной
обороны в Азии или других регионах могло бы иметь серьезные
региональные дестабилизирующие последствия. От таких планов
следует отказаться в пользу создания всемирной системы предупреждения
о ракетных пусках и проведения конференции по рассмотрению
методов прекращения производства ракет большой дальности
класса "поверхность-поверхность" и дальних бомбардировщиков;
3) расширить сеть зон, свободных от ядерного оружия, с тем
чтобы они охватывали все районы, за исключением территории
государств, обладающих таким оружием, и дополнить эту сеть
мерами на морском пространстве, благодаря которым порты будут
закрыты для военно-морских судов до тех пор, пока они не
удостоверят, что на их борту нет ядерного оружия. Гражданскому
обществу следует активно содействовать принятию всех этих
мер контроля над ядерным оружием;
4) выступить с инициативой всемирного замораживания уровня
вооруженных сил и 25процентного сокращения производства
и экспорта основных видов вооружений и стрелкового оружия
и с этой целью принять международный кодекс поведения в отношении
экспорта оружия в качестве начала всемирного снижения уровня
обычных сил;
5) обеспечить осуществление Международной конвенции по противопехотным
наземным минам 1997агода, известной также как Оттавский договор,
чтобы добиться запрета противопехотных наземных мин;
6) учредить в Организации Объединенных Наций комиссию для
поиска путей прекращения технологической разработки новых,
более современных видов оружия, которые создают новые диспропорции
в глобальных силовых отношениях. Конференции по разоружению
также следует учредить рабочую группу по этому вопросу;
7) Организовать процесс воспитания в духе мира, включая
разрешение конфликтов на бытовой почве, охватывающий людей
всех возрастова от несовершеннолетних детей до престарелых,
на всех уровнях обученияа от дошкольных учреждений до университетов
и заведений системы неформального общественного образования.
Воспитание в духе мира и недопущения конфликтов имеет огромное
значение для продвижения к устойчивому миру. Выполнение этого
обязательства правительством каждой страны следует гарантировать
соответствующим договором;
8) активизировать свои усилия по пропаганде и соблюдению
положений международного гуманитарного права, ограничивая
использование методов и средств ведения войны и защищая некомбатантов,
гражданское население и персонал, занимающийся оказанием
гуманитарной помощи;
9) международное сообществоа гражданское общество, правительства
и Организация Объединенных Нацийанесет ответственность за
быстрое прекращение любого геноцида, военных преступлений
или любых массовых нарушений прав человека. Все те, кто участвует
в этом, должны стремиться к тому, чтобы не допускать какого-либо
смешения гуманитарной помощи и военной интервенции;
10) немедленно принять меры для осуществления Факультативного
протокола к Конвенции о правах ребенка, с тем чтобы детям
в возрасте до 18алет было запрещено участвовать в вооруженных
конфликтах;
гражданское общество:
1) уделять особое внимание и оказывать поддержку тем, кто
стал инвалидом и получил ранения в результате конфликтов
с применением насилия, детям и пожилым людям, а также в вопросах
реинтеграции бывших комбатантов в жизнь общества. Защита
затронутых войной детей в зонах конфликтов должна стать темой
всемирной кампании;
2) сохранять беспристрастность и независимость всех неправительственных
организаций, действующих в интересах мира, безопасности,
разоружения и решения гуманитарных вопросов, от политических,
военных и экономических сил и институтов. В то же время
неправительственным организациям следует наладить тесные
связи с общественными движениями, борющимися за обеспечение
равноправия, справедливости и многообразия (например, с профсоюзным
движением, женскими движениями и движениями за гражданские
права);
3) отстаивать гуманитарные принципы, связанные с правами
человека, и отвергать любые попытки превратить сферу гуманитарной
помощи в новый рынок, открытый для частных компаний.

С. Лицом к лицу с вызовом глобализации: равноправие, справедливость
и многообразие

Термин "глобализация" нуждается в определении. Для некоторых
глобализацияа это неизбежный процесс, движимый новыми технологиями
в области электронной коммуникации и транспорта, который
дает возможность информации, людям, капиталам и товарам пересекать
границы и достигать самых отдаленных уголков планеты с небывалой
быстротой. Глобализация превращает наш мир в глобальную деревню
и несет с собой политические и экономические перемены, которые
открывают беспрецедентные возможности для процветания всех
ее жителей.
Для большинства людей глобализацияа это процесс установления
экономического, политического и культурного господства более
сильных в экономическом и военном отношении над более слабыми.
Так, совокупные активы 200акрупнейших корпораций в 60х
годах составляли 16 процентов от общемирового валового внутреннего
продукта. Эта доля возросла к началу 80х годов до 24апроцентов,
а в 1995агоду достигла 34 процентов. В рамках этого процесса
не только расширяется разрыв между имущими и неимущими, но
и увеличивается число бедняков, возникает угроза для гражданского
общества, все большее число людей оказывается за чертой крайней
нищеты, а правительства попадают в зависимость. Нынешний
процесс глобализации не является неизбежным; он представляет
собой результат решений, принимаемых людьми. Он может и должен
быть перенаправлен таким образом, чтобы превратиться в демократический
процесс, центральное место в котором в качестве участников
и бенефициаров занимали бы люди. Мы, люди всех возрастов,
а особенно молодежь, представляющая будущее поколение,а
требуем поддержать это транснациональное гражданское общество,
которое уже сейчас формируется на мировой арене в виде беспрецедентных
контактов, связей, обменов и взаимодействия между народами,
группами, общинами и организациями. Перед намиа развивающееся
во всем мире новое общественное сознание, в котором всеобщую
ценность обретают мир, равноправие, социальная справедливость,
демократия и права человека.
Коренные народы глубоко обеспокоены тем, что текущий процесс
глобализации и либерализации торговли во многих случаях ведет
к отрицанию прав коренных народов на землю их предков и к
нарушению их прав на гарантированное землепользование, включая
свойственное им духовное восприятие категорий земли и развития,
их традиционные знания, их культуру и их политические и
социально-экономические системы.
Форум настоятельно призывает
Организацию Объединенных Наций:
1) реформировать и демократизировать все уровни принятия
решений в рамках бреттон-вудских учреждений и ВТО и полностью
интегрировать их в систему Организации Объединенных Наций,
сделав эти учреждения подотчетными Экономическому и Социальному
Совету;
2) разработать имеющие обязательную юридическую силу механизмы
регулирования деятельности транснациональных корпораций (ТНК)
, обеспечив уважение международных стандартов в области труда,
прав человека и устойчивого природопользования, установленных
Организацией Объединенных Наций и ее соответствующими специализированными
учреждениями. Этот механизм регулирования должен предусматривать
активное участие трудящихся и общин, непосредственно затрагиваемых
деятельностью ТНК, с тем чтобы предупредить злоупотребления
и подчинить ТНК демократической гражданской власти, и моделирование
социально-экономических систем на низовом уровне;
3) освободить развивающиеся страны от соблюдения соглашений
ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности
и не допускать вынесения этих вопросов на обсуждение в рамках
любых новых раундов переговоров, обеспечив, чтобы больше
такие новые вопросы не поднимались;
4) контролировать и регулировать транснациональные корпорации
и растущее негативное влияние их деятельности на окружающую
среду. Попытка со стороны компаний запатентовать саму жизнь
является нравственно неприемлемой;
5) продвигаться в направлении обеспечения демократического
политического контроля за глобальной экономикой, с тем чтобы
она соответствовала нашим устремлениям;
6) признать и законодательно закрепить право на самоопределение
коренных народов и признать их суверенное право на свой язык,
знания, системы образования, местожительство, интеллектуальную
собственность и биологическую безопасность;
правительства:
1) признать, что аспекты глобализации серьезно угрожают
устойчивому природопользованию и культурному многообразию
и наследию, а также общему благу;
2) исключить пресную воду, продукты питания, образование,
медицинское обслуживание и другие базовые предметы общего
пользования из сферы частной монополизации и регулировать
их в целях защиты и распространения общечеловеческих ценностей;
3) разъяснять всем людям, особенно молодежи, динамику глобализации
и то, как их поведение, например структура потребления и
покупательская активность, может сказаться на них самих и
на экономике их страны и увековечить отрицательные последствия
глобализации; содействовать такой разъяснительной работе
с помощью мер, направленных на обуздание рыночных тенденций,
ведущих к стимулированию ресурсоемкого потребления;
4) защищать права коренных народов с помощью законодательства,
вопреки посягательствам на эти права со стороны корпораций;
5) разрабатывать миграционную политику, связанную как с
эмиграцией, так и с иммиграцией, в соответствии со стандартами
в области прав человека, в частности, соблюдать в глобальных
масштабах принцип свободы передвижения для всех;
6) взять на себя серьезные обязательства по перестройке
глобальной финансовой архитектуры на основе принципов равноправия,
транспарентности, подотчетности и демократии и сбалансировать
при участии организаций гражданского общества кредитно-денежные
средства в интересах человека и природы, например с помощью
альтернативной валюты, обеспечивающей учет фактора времени;
уделить особое внимание ликвидации неравноправного налогообложения,
налоговых убежищ и "отмывания" денег и ввести новые формы
налогообложения, такие, как налог Тобина, а также региональный
и национальный контроль за капиталами; предписать международным
финансовым учреждениям отказаться от увязки программ структурной
перестройки с имеющими негативные последствия условиями;
7) реформировать международные финансовые учреждения (МФУ)
и Всемирную торговую организацию в целях обеспечения большей
транспарентности и демократии и поддержать формирование механизма
консультаций с гражданским обществом; обеспечить, чтобы международные
финансовые учреждения предоставляли капитал в целях устойчивого
развития уязвимым группам населения. Устойчивое финансирование
может быть обеспечено с помощью налога на продажу валюты,
который может также способствовать ограничению спекулятивных
валютных операций, а также с помощью налога на земельную
ренту, включая разработку недр;
1 2 3 4 5