Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



Передачу развивающимся странам экологически безопасной технологии
затрудняют требования о соблюдении прав интеллектуальной
собственности. Несмотря на необходимость сбалансированного
подхода к решению проблем окружающей среды и развития правительства
развитых стран уделяют большее внимание вопросам экологии.
Преобладающие структуры производства и потребления приобретают
глобальный характер, что наносит еще больший экологический
ущерб экосистемам жизнеобеспечения и существенный урон биологическому
разнообразию. Комиссия Брундтланд рекомендовала рассматривать
вопросы устойчивого развития наравне с вопросами экономического,
экологического и социального развития. В настоящее время
в процессе глобализации первоочередное внимание уделяется
экономическому развитию в ущерб социальному развитию и охране
окружающей среды. В результате такого неустойчивого развития
многие оказались за чертой бедности, в том числе носители
традиционных знаний и хранители биологического разнообразия,
коренные народы, пожилые люди, фермеры и женщины. В процессе
глобализации устойчивый характер развития необходимо обеспечивать
и на местном уровне. Благодаря усилиям ряда организаций гражданского
общества, а также некоторых стран Севера и Юга вопрос о биологической
безопасности занимает центральное место в Конвенции о биологическом
разнообразии. Принятие в 1999агоду Протокола о биобезопасности
стало важным шагом в направлении регламентации трансграничной
передачи генетически измененных организмов.
Форум настоятельно призывает
Организацию Объединенных Наций:
1) укреплять ее потенциал, позволяющий наблюдать за деятельностью
правительств и добиваться выполнения ими задач, поставленных
в Повестке дня на XXIавек, обязательств, принятых ими в Рио
и на сессиях Комиссии по устойчивому развитию, а также осуществления
Копенгагенской декларации, Конвенции о биологическом разнообразии
и Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении
климата;
2) провести глобальную оценку неустойчивого развития и его
воздействия на окружающую среду, населенные пункты и социальное
развитие, основываясь на результатах исследований, проведенных
Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)
, Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле
и развитию и другими учреждениями системы Организации Объединенных
Наций и организациями гражданского общества. Используя результаты
этих исследований и учитывая предложения в отношении политики,
Организации следует играть активную роль в укреплении всемирного
фонда солидарности и в регламентации деятельности международных
финансовых учреждений, органов и корпораций, занимающихся
вопросами торговли, добиваясь того, чтобы они соблюдали принципы
и выполняли программы, принятые в Рио и Копенгагене;
3) налаживать более тесные партнерские связи и более широкое
сотрудничество с основными группами, включая местные органы
управления и те сектора, которые принимают активное участие
в деятельности по обеспечению устойчивого развития, особенно
на местном уровне, а также координировать политику и обеспечивать
согласованность программ различных органов и учреждений системы
Организации Объединенных Наций, с тем чтобы не допускать
дублирование усилий и добиваться их взаимодействия;
4) побуждать ее органы, особенно Программу Организации Объединенных
Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и ПРООН, активно поддерживать
создание центров по вопросам обеспечения устойчивого развития,
которые должны консультировать местные органы управления
по вопросам осуществления Повестки дня на XXIавек непосредственно
на местах на основе всеобъемлющей политики и комплексных
стратегий развития и должны стать составной частью международных
сетей по обмену знаниями и опытом;
5) оказывать поддержку действиям в защиту интересов коренных
народов и других групп, которые подвергаются дискриминации,
препятствующей их прогрессу, и к которым относятся женщины,
молодежь, дети, пожилые люди, инвалиды, население оккупированных
территорий, беженцы, меньшинства, перемещенные лица и мигранты;
6) учредить Глобальный фонд охраны мест обитания для финансирования
мер по обеспечению комплексной защиты находящихся под угрозой
важных с экологической точки зрения мест обитания в различных
регионах мира. Фонд должен пополняться за счет номинальных
отчислений (0,5апроцентаа 1,0апроцента) за право производства
энергии во всех регионах мира с помощью ископаемых видов
топливаа нефти, природного газа и угля,а что позволит ежегодно
получать не менее 510амлрд. долл. США;
7) изучить вопрос о том, как ей следует изменить свою структуру,
с тем чтобы осуществить преобразования, необходимые для
того, чтобы устойчивому развитию человеческого потенциала
уделялось первоочередное внимание;
8) рекомендовать ЮНЕП и Всемирному союзу охраны природы
создать соответствующую правовую основу для защиты морской
фауны и флоры;
правительства:
1) соблюдать и осуществлять подписанные ими декларации,
конвенции и международные договоры и выполнять принятые ими
обязательства, в том числе содержащиеся в Повестке дня на
XXIавек. Им следует ратифицировать важные протоколы многосторонних
природоохранных соглашений, включая:
a) соглашения, в которых определена основа для деятельности
по замедлению темпов глобального потепления (эти соглашения
должны быть ратифицированы к 2002агоду);
b) Протокол по биобезопасности;
c) соглашение, в соответствии с которым правительства стран-доноров
обязуются выделять 0,7апроцента их ВНП на официальную помощь
в целях развития;
2) проанализировать свои экономические модели развития на
предмет их устойчивости и принять меры по осуществлению структурной
перестройки, с тем чтобы избавиться от тех моделей, которые
ориентированы на экспорт, полностью зависят от импорта или
определяются внешней задолженностью, если такие модели не
носят устойчивый характер; перейти к устойчивым структурам
производства и потребления, в которых важнейшее место занимает
здоровье и благополучие населения и окружающей среды;
3) провести анализ негативного экологического и социального
воздействия неустойчивого развития и определить пути исправления
такого положения. Осуществляемые правительствами программы
развития должны оказывать содействие устойчивому развитию,
в частности сохранению водных ресурсов, устойчивому ведению
сельского хозяйства и созданию возобновляемых источников
энергии, а также оказывать поддержку сохранению знаний и
навыков коренных народов, женщин и фермеров в области устойчивого
развития, при этом следует свертывать проекты военного характера
и проекты создания неустойчивой инфраструктуры;
4) оказывать поддержку созданию учебных центров по вопросам
устойчивого развития непосредственно для молодежи, которая
будет распоряжаться ими, обеспечить их функционирование и
управлять их деятельностью; оказывать поддержку участию молодежи,
особенно из стран Юга, во всех форумах на всех уровнях в
качестве полноправных партнеров и лидеров в этих процессах,
предоставляя ей соответствующие права; оказывать содействие
созданию глобального фонда молодежи, который будет финансироваться
правительствами стран-доноров и/или учреждениями и осуществлять
свою деятельность под управлением Руководящего комитета Комиссии
по устойчивому развитию/НПО;
5) одобрить на Генеральной Ассамблее Хартию Земли;
6) создать и укрепить многосторонние механизмы такие, как
национальные советы по устойчивому развитию, для содействия
осуществлению соглашений, подписанных на Встрече на высшем
уровне "Планета Земля";
7) оказывать содействие созданию фондов по предоставлению
микрокредитов, особенно для фермеров и женщин, и поощрять
такие формы землепользования, которые облегчают доступ к
земле и владение ею на правах собственности;
8) активизировать взаимодействие между центральными и местными
органами управления для достижения общей цели улучшения условий
жизни в городских и сельских населенных пунктах;
9) принять всеобъемлющую комплексную политику развития и
содействовать тому, чтобы местные общины добивались самообеспеченности
и самостоятельно управляли местными природными ресурсами,
достигая устойчивости посредством контроля за использованием
земельных ресурсов и мер по борьбе с вынужденным интенсивным
потреблением других ресурсов;
10) признать и закрепить в законодательстве право коренных
народов на самоопределение и их право руководствоваться их
собственными принципами и убеждениями, о чем говорится в
подготовленном ими проекте декларации о правах коренных народов,
который был представлен на рассмотрение Организации Объединенных
Наций;
гражданское общество:
1) продолжать побуждать правительства и международные учреждения
соблюдать требования повестки дня устойчивого и социального
развития. Оно должно также следить за тем, как правительства
осуществляют Повестку дня на XXIавек и Копенгагенскую декларацию;
2) расширять и активизировать деятельность различных секторов
гражданского общества, участвующих в формировании устойчивых
структур производства и потребления, а также распространять
информацию о передовой практике, наработанной гражданским
обществом в области устойчивого и социального развития;
3) укреплять связь и взаимодействие между организациями
и движениями гражданского общества. Различные мнения и опыт
разных секторова женщин, коренных народов, фермеров и другиха
следует широко распространять и учитывать при разработке
моделей развития на местном, национальном и международном
уровнях;
4) активно добиваться осознания того факта, что после удовлетворения
основных потребностей смысл развития человеческого потенциала
заключается не в накоплении материальных ценностей, а в укреплении
духовных. Наиболее эффективным средством избавления от культуры
потребительства являются радикальные изменения в системе
человеческих ценностей;
5) принять и распространить Хартию Земли в качестве инструмента
поощрения ценностей и действий, призванных обеспечить устойчивое
развитие;
6) принять меры по обеспечению надлежащего взаимодействия
между Руководящим комитетом Комиссии по устойчивому развитию/НПО
и Комиссией по спорту и окружающей среде Международного Олимпийского
комитета (МОК) для обеспечения согласованности в деле осуществления
в рамках системы Организации Объединенных Наций принятой
МОК Повестки дня на XXIавек по спорту и окружающей среде;
7) приветствовать идею и оказать поддержку созданию глобального
экологического фонда сети Интернет по предложению организации
"Глобальные действия по охране окружающей среды", благодаря
которому граждане всех стран мира смогут участвовать в финансировании
проектов устойчивого развития, осуществляемых организациями
гражданского общества.

F. Укрепление и демократизация Организации Объединенных
Наций и международных организаций

Одна из основных задач международного сообщества в XXIавеке
заключается в укреплении Организации Объединенных Наций и
существенном усилении ее роли в глобальном масштабе. Правительства
должны вновь заявить о своей приверженности делу осуществления
целей и задач, сформулированных в Уставе Организации Объединенных
Наций. Перед международным сообществом стоит весьма сложная
задача надежно защитить репутацию Организации Объединенных
Наций, предотвратить ослабление ее роли и добиться дальнейшего
укрепления и увеличения числа международных организаций,
способных осуществлять международные нормы, стандарты и правила
и добиваться их соблюдения от других, что будет способствовать
формированию нового политического и экономического порядка.
Особую тревогу у международного сообщества должна вызывать
сохраняющаяся тенденция к ослаблению влияния развивающихся
стран на управление деятельностью международных учреждений,
что лишь подрывает их репутацию и их эффективность.
Укрепление и демократизация Организации Объединенных Наций
и других международных организаций потребует всесторонней
поддержки и широкого участия государств-членов, региональных
органов, гражданского общества и граждан всех стран мира,
включая молодежь и пожилых людей.
Форум настоятельно призывает
Организацию Объединенных Наций:
1) укреплять координирующую роль Генеральной Ассамблеи,
с тем чтобы она могла выполнять задачи, возложенные на нее
в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций;
2) принять меры к тому, чтобы Совет Безопасности в большей
степени представлял все международное сообщество. Постоянное
членство в Совете Безопасности создает определенные проблемы,
поскольку оно препятствует преобразованиям и не позволяет
учитывать изменения, происходящие в сегодняшнем мире. Таким
образом Организации Объединенных Наций следует приступить
к постепенному переходу от существующей системы постоянного
членства к более гибкой системе, предполагающей большую степень
ответственности ее членов. Совет следует немедленно расширить
за счет избрания в него новых членов, из числа государств-членов
различных регионов мира, в отношении которых будет применяться
принцип ротации;
3) ограничить, а затем перейти к ликвидации практики использования
вето. Организация Объединенных Наций должна стремиться к
ограничению этого права. Сначала можно было бы расширить
рамки использования "голосования по процедурным вопросам",
в отношении которых в Уставе не предусмотрено применение
вето. Его использование должно быть ограничено лишь вопросами
мира, о которых идет речь в главеаVII Устава. Совершено недопустимо,
чтобы право вето применялось в отношении таких вопросов,
как выборы Генерального секретаря. Следует добиваться полной
отмены вето в качестве необходимого шага в направлении ликвидации
постоянного членства;
4) разработать более эффективные механизмы, не требующие
применения силы для предотвращения развязывания войны и других
угроз миру и безопасности народов. Это потребует гораздо
более институционального и аналитического подхода к изучению
причин войны и путей предотвращения конфликтов. Наряду с
другими мерами Совет Безопасности должен предпринимать более
активные усилия по предотвращению конфликтов изза сырьевых
и других основных ресурсов. Для этого в Секретариате необходимо
создать гораздо более крупный отдел по предотвращению и урегулированию
конфликтов, а также фонд, способный оперативно выделять средства
для смягчения социальных и экономических кризисов, которые
влекут за собой конфликты;
5) превратить Международный Суд в более эффективную и комплексную
систему отправления международного правосудия. Обязательная
юрисдикция этого Суда должна признаваться всеми государствами.
В случае неподчинения Совет Безопасности должен принимать
меры для приведения решений Международного Суда и других
международных юридических обязательств в исполнение в соответствии
со статьейа94 Устава Организации Объединенных Наций;
6) рассмотреть вопрос о создании парламентского органа Организации
Объединенных Наций, связанного с Генеральной Ассамблеей.
В связи с этим следует рассмотреть предложение о создании
консультативной парламентской ассамблеи. Членский состав
любого парламентского органа, учреждаемого в Организации
Объединенных Наций, должен формироваться на выборной основе,
а деятельность такого органа должна носить открытый, демократический
характер;
7) принять меры по осуществлению резолюции Комиссии по правам
человека, в которой содержится призыв к созданию постоянного
Форума коренных народов;
8) играть ключевую роль в согласовании интересов стран-кредиторов
и стран-должников, а также в наблюдении за тем, как используются
средства, высвобождающиеся в результате списания задолженности;
9) признать и поддержать молодежь и молодежные организации
в качестве активных участников и равноправных партнеров во
всех процессах, происходящих в рамках деятельности Организации
Объединенных Наций. Необходимо обеспечить защиту независимого
характера их работы и ее репутации. Организации Объединенных
Наций и правительствам следует поддерживать инициативы и
усилия, предпринимаемые самими молодежными организациями;
10) укреплять информационный обмен и координацию усилий
между международными организациями и специализированными
учреждениями, с тем чтобы деятельность, осуществляемая такими
органами, как Управление Верховного комиссара Организации
Объединенных Наций по правам человека, учитывалась другими
органами и организациями при осуществлении ее собственной
политики;
11) обеспечить гарантии того, чтобы международные совещания
с участием представителей гражданского общества и информационные
документы обеспечивались переводом на основные языки международного
сообщества: английский, испанский, французский, арабский,
русский и китайский;
12) принять меры к тому, чтобы гарантировать и облегчить
участие представителей неправительственных организаций из
развивающихся стран и стран Восточной Европы, а также представителей
коренных народов;
13) укреплять контакты Организации Объединенных Наций с
гражданами посредством предоставления большего объема ресурсов
отделениям по связям с неправительственными организациями
в рамках всей системы Организации Объединенных Наций, а также
посредством укрепления сети информационных центров Организации
Объединенных Наций в качестве необходимого механизма мобилизации
поддержки деятельности Организации среди народов мира;
правительства:
1) существенно увеличить регулярный бюджет Организации Объединенных
Наций и бюджет ее миротворческих операций. Организация Объединенных
Наций не в состоянии выполнять свои многочисленные безотлагательные
задачи без существенного увеличения объема ресурсов и числа
сотрудников. Этот бюджет можно было бы удвоить практически
незамедлительно, что принесло бы очень значительную пользу.
Проблемы бюджета Организации Объединенных Наций самым серьезным
образом сказываются на ее миротворческой деятельности. Кроме
того, следует увеличить бюджеты учреждений системы Организации
Объединенных Наций, с тем чтобы оказать бульшую поддержку
их работе;
1 2 3 4 5