Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия



12. Собственник или уполномоченный им орган - это вто-
рой субъект трудового отношения на стороне работодателя. В
качестве собственника или уполномоченного ими органа мо-
гут выступать разные лица. Термин "собственник или уполнб-\
моченный им орган" в трудовом праве отнюдь не тождестве-
нен понятию собственника в гражданском праве. В понимании
этого термина в трудовом праве возможны такие варианты.
12.1. На небольшом частном предприятии собственник в
соответствии со ст. 14 Закона "О предприятиях в Украине" может
полностью взять на себя функции управления предприятием
(разумеется, кроме тех функций, которые предоставлены тру-
довому коллективу и профессиональному союзу). В этом случае
собственник четко персонифицирован. Закон не препятствует
тому, чтобы собственник осуществлял управление предприя-
тием не как таковой, а путем назначения себя на должность
руководителя предприятия. Принципиальной (содержательной)
разницы между собственником, непосредственно управляю-
щим предприятием, и собственником-директором (руково-
? дителем) нет. Но формальная разница между ними существен-
, на. Классификатор профессий не знает профессии собствен-
ника. Следовательно, в штате, предприятия не может быть дол-
жности под названием "собственник" <или ^владелец", как
любят выражаться некоторые предприниматели). Только на-
значив себя на должность руководителя, название которой дол-
жно соответствовать Классификатору профессий, собственник
[Получает юридически безупречное право получать заработную
плату за выполнение функций руководителя.
|^ 12.2. Уже на несколько более крупном частном предприятии
^собственник вынужден не только учреждать специальные дол-
Ц-жности, необходимые для осуществления функций организа-
ции и управления, но и назначать на эти должности наемных
11
Глава I
работников. Руководитель (директор или др.) .предприятия в
этом случай и будет выполнять.роль уполномоченного соб-
ственником органа, В отношении работников предприятия он
буде-р выполнять функции собственника. А в отношении руко-
водителя {директора илм да.) частного предприятия функции
собственника >будет выполнять сам гражданско-правовой соб-
ственник, который, правда, не лишается права поручить осу-
ществление своих полномочий другому лицу путем вьщачи до-
веренности в соответствии с нормами гражданского права.
Именно руководитель Предприятия чаще всего является тем
яйцом, которое Кодекс законов о труде и другие законода-
тельные акты о труде стали- называть собственником или упол"
' помоченным т?м органом. Правда, есть отличие между руково-
дителем, с одной стороны> и собственником (уполномочен-
нымим органом) - с другой. Руководитель -.это всегда фи-
зическое лйдо, а собственник (уполномоченное им лицо), как
он понимается в Кодексе законов о труде, может быть не толь-
ко физическим лицом, де и лицом юридическим (таковым,
например> является мимиргерство в силу ст. 1 Декрета Кдбине-
та-Министров Украины "Об управяении имуществом^ нахо-
дящимся в общегосударственной собственности"); /х
12.3> С учетом величины предприятия, его организационной
структуры, чиоденности работников одно лицо обычно ока-
зывается объективно неспособным выполнять все функции
собственника, возложенные на него законодательством о тру-
де. Поэтомуруководитель с учетом прав,предоставленных; ему
гражданско-правовым собственником предприятия, распре-
деляет .функции собственника или уполномоченного им орга-
ва одежду должностными лицами предприятия. Так, когда в ст.
Ш-Д-ЗеТ речь идет об обязанности собственника ил> уполно-
моченного им органа обеспечить условия, необходимые для
сохранности вверенного работнику имущества, то такие обя-
занности может нести не только гражданско-правовой соб-
ственвик предприятия?не только его руководитель илируко-
.водитаяь структурвого подразделе>и> предприятия, но и вся-
кий работник, на которого^ возлагаются функции управления
: на соответствующем участке, и которому подчинен хотя'бы
один работник, в отношении которого ставится или может
быть поставлен: вопрос о привлечении к материальной ответ-
ственности, ^г';'- ''' /' -:'' ' "' \' ':. " - '",- :  ' ' ' '":
статья ^
? 2.4., В отношении руководителя предйрияткя> основанного
на коллективной собственности, фуакции собственника вы-
полняет его высший орган--собрание (акционеров, учаетйи-
ков, членов). В акционерном обществе такие функций может
осуществлять совет (наблюдательный совет), если ему такие
полномочия делегированы в соответствий со ст. 46 Закона "О
хозяйственных обществах". Такое Делегирование является в
высшей^ степени целесообразным, поскольку проведение со-
брания предполагает процедуру, протяженную во времени, а
решение, например, вопроса (^увольнений руководителя ис-
полнительного органа или приеме его йа работу (хотя бы для
временного исполнения обязаяйостей) требует оператйвнос-
^яи.^- ."-;1^.:.^";1,.- -з:::?1- ..:: , .   ^ ' ^.  :' :' '1/:'1
єй- На гое.ударствениых и коммунальных предприятиях
функции собственника в основном выполняют руководители
, предприятий, ^гд вытекает из <одержанюг многих сєатей'Ко-
^ декса законов отруде. ^- -.; ^,1,.'/-'^--.-- ;-:, ^;?: -. ^
13. Собственник^ши. уполномоченный им^ орган является,
стороной в той" части'трудового йтнощения, которая выходит
за пределы имуэдес^пйнной части этого отношения. Кодексом
| эвкоиов о труде пйДУсмотрен лйщь один случай, когда в ио
Ййяючение из -общего вравила. о недопустимости тезложеийя
|<угветаггвенноетинасобственнйка по долгам <єзданиь?х?ййюри-
?дических лиц (п. 3 ст. 7 Закона "О собственности") на граждан-
Нжо+правового собственника предприятия (орган, уполномо-
ченный управлять имуществом государственного .предприятия)
югается материальная отв^ствённость перед работником.
гиеклаочеаий установлетво ст: 240' КЗоТ. -Напомним,что зтот
ственник даяеко не. всегда^/тождественен сйбстйейнику^ или
лномоченному им"органу,^ как^ зют вуб^кт понимастея 'в ^
удовом яраве. cтветственнбсть собственника<в ^єєкойєанскб-
авовом смьюле) по долгам юридического яйаа, в тем числе
зникшиж из трудовых отношений, возможна также в силу
1|&б5,,'М, 82 Закона " Оз^зйяйствённыхобадеетвах^^ст. 43 Зйг
жа "О кооперации в СССР", ст. 2 Декрета "О доверительных
"йествах". . -
И. Действие Кодекса законов о труде распространяется на
ех работников. Это указание ст. 1 КЗоТ Является чрезвычайно
1ым в практическом отношении. Только при наличии со-
гаующего правового основания можно исключить рас-
 13
пространение на работника тех или иных норм трудового пра-
ва. При отсутствии такого, основания законодательство о труде
распространяется на всех лиц, имеющих статус работников.
15. В частности, действие/законодательства о труде распрос-
траняется:
15-1. На государственных служащих, в том числе на Прези-
дента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его
заместителей, председателей комитетов Верховной Рады Ук-
раины и их заместителей, народных депутатов Украины, Пре-
мьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Укра-
ины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, Пред-
седателя и судей Высшего арбитражного суда Украины, Гене-
рального прокурора Украины и его заместителей. Правда, в
соответствии со ст. 3 Закона "О государственной службе" пра-
;вовой статус перечисленных должностных лиц регулируется
Конституцией и специальными законами Украины. Однако
Конституция и специальные законы не исключают распрост-
ранение на перечисленных должностных лиц законодательства
о труде с учетом особенностей, установленных Конституцией
Украины, Законом "О государственной службе", другими спе-
циальными законами. Классификатор профессий, утвержден-
ный приказом Госстандарта Украины от 27 июля 1995 года №
257, содержит все перечисленные профессии (Председатель Вер-
ховной Рады, Президент и т.д.).
15.2. На судей, прокуроров и других должностных лиц про-
куратуры. ?
15.3. На лиц, работающих по трудовому договору, заклю-
ченному с нанимателями - физическими -лицами. Физические
лица, зарегистрированные как предприниматели без создания
юридического лица с правом .найма рабочей силы,- практичес-
ки не рфаничены в праве вступать в трудовые правоотноше-
ния с работниками. Физические лица, не зарегистрированные
как предприниматели, имеют право заключать трудовые дого-
,воры с работниками в целях обищуживания личных потребно-
стей (с домработницей, поваром, секретарем, шофером и т.
д). . . , '   . .,
15.4. На лиц, заключивших трудовые договоры с объедине-
ниями граждан, имеющими статус юридического лица.'
15.5. На лиц, заключивших трудовые договоры с учрежде-
ниями Вооруженных сил Украины, Погранячных войск, На-
статья 1^
вдюнадьной гвардитй, ^Управления охраны высших доджност-
над лиц Украины, Службы ^безопасности, Внутренних войск
Министерства внутренних дел Украины, войск Гражданской 
обороны, других военных формирований> созданных в соот-
ветствии с законодательством Украины, Министерства внут-
ренних д&л Украины. , ,
15.6. На членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Є5.7, На лиц, отбывающих наказание в виде исправительных
работ без лишения свободы. Определенные особенности пра-
вового регулирования труда этих лиц установленыИсправи-
тельно-трудовым кодексом Украины. Но в основном труд этих
лиц регулируется Кодексом законов о труде. Это касается лиц,
отбывающих наказание в виде исправительных работ без ли-
шения свободы и по месту прежней работы и но адесту> опре-
деляемому ори-анами, исполняющими этот вид наказания.
15.8,;На лиц, направдЯемь?х для прохождения альтернатив^
ной (невеенйой) службы (ст. 17 Закона ^Об альтернативной
(невоенной) службе"). Верховный суд Украины признает, что
трудовые отношения работников проводящих альтернативную
Службу, регулируются законодательствами о труде, за исклю-
,чеяиями предусматриваемыми названием Законом (л. 41 Пра-
; вовых позиций относительнорассмотрения судами отдельных
категорий гражданских дея. Раздел XIV.Трудовое право).
16. В то же Цремя действие КЗоТ не расйроетраняется на
: военнослужащих Вооруженных Сил Украины, Пограничных
"войск, Найиональной гвардии. Управления охраны высших
^Должностных лиєє Украины, Службы безопасности, внутрен-
||них войск СМнййстерства внутренних зцел Украины, вой&к
ЙДражданской обсфвйы, других военных формирований^ со-
^^анных в соетветётвии е закородательетвомг Украины, лиц
|||||?ачальствуюш|ето и рядового состава^органо^ ^нутрёнмих дел,
"всаяогевбй милиции. Правда, в последнее время предпринима-
ются попытки нескольй) приблизить правовб^ Статус ненотб-
^ых из названных категорий лиц^правовомустатусу работни-
|єов по трудовому договору. В частности. Законом "СЄ мили-
|рйи" предусмотрено право работников милиции создавать
Профсоюзные организации, предусмотрены также правила,
дающиеся регулирования времени труда и времени отдыха,
?йзкие к нормам трудового права.
Однако, в целом, следует сказать, что, по общему правилу,
- : . '-15
Глава 1
трудовой договор с указанными категбриями лиц, не Заклю-
чается, а трудовое законодательство на них не распростроаня-
ется. \ '' ; '" "" '   ' ' ^ " ' ,
17. Ст. 1 КЗоТ указывает на трудовые отношения как на от-
ношения, регулируемые этим Кодексом. Известно, однако,
что в науке предмет трудового права определяется как трудо-
вые и связанные с ними^ отношения (отношения, предшеству-
ющие трудовым, сопутствующие им или вытекающие из них).
Содержание Кодекса законов о труде также убеждает в том,
что он регулирует все названные виды отношений. Притом,
если отношений, предшествующих трудовым (отношений по
трудоустройству), он касается лишь вскользь, то отношения,
сопутствующие труд9вым (отношения 1^о заключению коллек-
тивного договора, по контролю и надзору за охраной труда и
др.), и отношения, вытекающие из трудовых {отношения по
привлечению к ответственности, по разрешению трудовых спо-
ров и др.), Кодекс законов о труде регулирует довольно под-
робно. "
Противоречие между сформулированным в ст. Т КЗоТ кру-
гом отношений, регулируемых Кодексом законов о труде, и
реальным содержание Кодекса устраняется только методом
широкого толкования, понятия "трудовых отношений работ-
ников", понимания их не только как собственно трудовых
отношений, но и предшествующих им, сопутствующих им или
вытекающих из них.
В то же время в Кодексе законов о труде употребляются и
термины "особенности регулирования труда" (ст. 7), "особен-
ности труда" (ст. 3). На наш взгляд, определение предмета яра-.
вового регулирования в одних случаях как трудовых отноше-
ний, а в других - как труда вызвано отнюдь не стремлением
законодателя разнообразить терминологию, улучшить стиль и
придать тексту изящно-словесный вид. Вложив в понятие "тру-
довые отношения" широкий смысл, понимая их как все отно-
шения, регулируемые Кодексом законов о труде, законода-
тель стал употреблять слова "регулирование труда" ("особен-
ности труда") в тех случаях, когда речь в Кодексе законов о
труде идет о регулировании трудовых отношений в узком смысле
как отношений между работником и собственником (пред-
приятием), содержание которых составляет труд работника.
,, 18, Ст., I КЗоТ как регулятор общественных отношений мо-
статья. 1 -.2
рассматриваться и как рамка для самого законодателя, за
еделы которой он выйти не вправе в силу нормативно зак-
пленного в Конституции Украины определения нашего го-
ударства как правового. Ст. 1 КЗоТ может рассматриваться как
фограмма деятельности законодательного органа по совер-
шенствованию Кодекса законов о труде.
' Положение ст. 1 КЗоТ (в особенности ее части второй) могут
ять также основой для Конституционного Суда Украины при
ринятии им решения о соответствии подзаконных актов за-
энам Украины.
С та т ь я 2. Основные трудовые права работников
Право граждан Украины на труд, -то есть на получение ра-
боты с оплатой труда не ниже установленного государством мини-
мального размера, - включая право на свободный выбор профес-
сии, рода занятий и работы, обеспечивается государством. Госу-
дарство создает условия для эффективной занятости населения,
содействует трудоустройству, подготовке и повышению трудовой
Квалификации, а при необходимости обеспечивает переподготов-
ку лиц, высвобождаемых в результате перехода на рыночную эко-
номику.
 Работники реализуют право на труд путем заключения трудо-
вого договора о работе на предприятии, в учреждении, организа-
ции или с физическим лицом. Работники имеют право на отдых в
соответствии с законами об ограничении рабочего дня и рабочей
недели и о ежегодных оплачиваемых отпусках, право на здоровые
и безопасные условия труда, на объединение в профессиональные
союзы и на разрешение коллективных трудовых конфликтов (спо-
ров) в установленном законом порядке, на участие в управлении
Предприятием, учреждением, организацией, на материальное обес-
печение в порядке социального страхования в старости, а также в
?^яучае болезни, полной или частичной потери трудоспособности,
на материальную помощь в случае безработицы, на право обраще-
ния в суд для разрешения трудовых споров независимо от харак-
тера выполняемой работы или занимаемой должности, кроме слу-
чаев, предусмотренных законодательством, и другие права, уста-
новленные законодательством. _-_,
Главає-У'.
независимости "У крайни,йна сохранила в основном своедек-
ларативное содержание. ":"1^ , "\'^\.,":/?1/.'. /1.'-^ ".,,',;-" ^ ^
2. В т6 же время в современных условиях, положения ст. 2
КйоТ сегодня нельзя рассматривать как чистодекларативные.
Йраво на труд - это право, которое в силу ст. 55 Конституции
Украины должно защищаться судом. С<учетом этого формули-
ровка права на труд, данная в ст. 43 Конституции Украины,
гораздо менее обременяет государство перед гражданином, ко-
торому предоставлено право на труд, чем ст. 2 КЗоТ иди поло-
жения на этот счет, содержавшиеся в Конституции Украинс-
кой ССР 1978 года.
3. Если ст. 2 КЗоТ устанавливает, что право на труд обеспе-
чивается государством, то ст. 43 Конституции обязанность го-
сударства обеслечивать право на труд не закрепляет. 'Это от-
нюдь не является бснованиец для угвержрения о том, что ст. Є
ХЗоТ не действует в той мирна, в коей она выходит за лущены
ст. 43 Конституции У?фавдзд. Права> предретавденные гражда-
нам Конституцией, не мрєує ограничиваться, законами и под-
законными ^Кйади^ но; ^^^^ . ? -
4. В трактовке содержания права на труд-ст. 43 Конституции
также суєцесттезД?о отходит от ст 2 КЗоТ. ^^ст,^ 2
правом на труд понимает прежде всего право на получение
работы, то ст. 43 Конституции правр на трж; понимает как
возможность зарабатыватьсебеяажйзньтрудоМяКотойНЕЙграж,-
данин свободно избирает или на который свободир соглаша-
ется. Гара^
батывать себе ща жизнь)А действитвд1ыюсръ^^^
^^|ныде<)ДйР^ит,. СЙедрватоан^^^
?єечивает прэдй на, ярдуя?евие работы, а дидц> пррврзрлашйет
право.йалрудкак воз^южноста зарабатда
^возможности в сг.ЧЗ Крнсти^уции'нр мйжет.бьп^рснрванием
для єфедь^вленвд работником цж^ в^УДР предоставлении
работы ?сли только госу^1рс^венным ррщном иди собствей-
никрм не нарушенй каки^-либо более конкретные обязанно-
сти.' ' .;,'"'"^ ,' .'..:'....[ -,',.,. ^^,..-^ -.:..- .  .... 1 .,. -
,5: В содержание права на труд'сзЕ, "2 КЗрТ включает право на
свободный выбор профессии, рода- занятии и работы. Это со-
ответствует указф?ию в ст. 43 Конституции на право граждани-
на на труд как на такой труд, который он,свободно избирает
или на которыйсвободно соглашается. Ст. 43 Конституции до-
18
статья .2
полняет указанную трактовку права на труд запрещением ис-
пользования принудительного труда. При этом указывается,
что не является принудительным трудом военная и альтерна-
тивная (невоенная) служба, а также работа или служба, вы-
полняемая лицом по приговору или иному решению суда либо
в соответствии с законами о военном или о чрезвычайном
положении. П, 2 ст. 1 Закона "О занятости населения" также
содержит формулировку, запрещающую применение прину-
дительного труда, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96