Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия

- Без Автора

К вопросу об эстетике панка


Тут выложена бесплатная электронная книга К вопросу об эстетике панка автора, которого зовут - Без Автора. В электронной библиотеке vsled.ru можно скачать бесплатно книгу К вопросу об эстетике панка в форматах RTF, TXT и FB2 или же прочитать онлайн книгу - Без Автора - К вопросу об эстетике панка.

Размер архива с книгой К вопросу об эстетике панка = 12.78 KB

К вопросу об эстетике панка - - Без Автора => скачать бесплатно электронную книгу по философии



К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИКЕ ПАНКА
Автор уполномочил себя заявить, что времени
выхода в свет первой попытки исследовать
эстетику панка /май 1989/ материал принялся
жить самостоятель- ной жизнью, и автор
снимает с себя всякую за него
ответственность.
Наверное, что такое панк, знает один
человек - Малькольм Макларен. Но он, к
сожалению, далеко. Он - в Лондоне.
Мх.
Я отрицаю все, и в этом - суть моя.
Затем, что лишь та то, чтоб с громом
провалиться
Годна вся эта дрянь, что на земле
живет...
Гете
1.
О панке я не знаю ничего.
О панке практически никто ничего не знает. И вовсе не потому, что
"панк в Совке был 15 минут на концерте ГО в Новосибирске, а все
остальное - уже пост-панк" /А.Слесарев/. Дело,скорее, в том, что для
осознания явления как такового нужно по меньшей мере наблюдать это
явление живьем. А в Совке панка как явления существовать не может - как
и во всяком тоталитарном государстве. И тем не менее, слово "панк" /даже
понятие "панк"/ достаточно живо вошло в современный русский язык - и не
только применительно к загнивающей буржуазной культуре. Трудный
подросток, эпатируя учительниц и восхищая одноклассниц до писка,
запросто способен объяснить свою прическу на общешкольной линейке тем,
что он - "собственно говоря,панк". "Комсомольская правда", не говоря уже
о каком-нибудь "Взгляде", способна выдать словосочетание "панк-группа"
или, того круче , "панк-команда"... А самым модным, разумеется, стало
это словцо в наших рок-журналах различного толка.Вплоть до того, что
=ДВР= позволяет себе публиковать материалы, заканчивающиеся тирадами
вроде:"Панк - показатель того, что общество больно. Это гной,
указывающий на обострение процесса." Мало того, УРлайт - кроме того, что
припанковывает свою заднюю обложку - еще и развлекается типа "Егор Летов
и Sonic Youth".
...Так о чем, собственно, мы? Ах, о панке? Тогда объясните мне, чем
помянутый выше панк-подросток отличается от панка-Летова мл./коего и
поминать-то неприлично стало в последнее время/ - кроме возраста? Чем
ворон похож на письменный стол?
Вот несколько наиболее известных точек зрения по поводу того, что
такое панк:
В_а_р_и_а_н_т 1. Панк - это явление чисто социальное, один из путей
бунта молодежи капиталистических стран против всякого рода социальных
несправедливостей. Музыка при таком раскладе рассматривается как
надстройка, точнее - как пристройка. И не только музыка, а и весь пласт
культуры панка, который в лучшем случае низводится до сатиры. Бунт этот
неосознан, даже полусознателен, ему присущи определенные возрастные и
социальные рамки.
В_а_р_и_а_н_т 2 Панк - явление идеологическое: система неких
порядком вывернутых наизнанку ценностей, неприемлемых для нормального
человека, просто нежизнеспособное хулиганство. Те, кто сумел-таки купить
в советских магазинах венгерское издание французской книжки комиксов
"Histore du Rock", могут наблюдать между страничкой про симфрок и
страничкой про нью-уэйв именно такого стилизованного панка,
ковыряющегося в носу и параллельно громящего английский парламент.
В_а_р_и_а_н_т 3. Панк - явление культурное, точнее -
околокультурное, поскольку вряд ли полноценное. По-простому: не умел
делать музыку - пошел в панки. В реальной бытовой действительности панка
не существует. Есть лишь весьма ресурсоемкая атрибутика, с которой в лом
связываться.
Думаю, можно привести еще немало примеров подобного расчленения и
обессмысливания по частям... Вот еще, например: панк как определенная
музыкальная подкраска. Нынче не актуально говорить: грязно звучит. Нынче
скажут: звучит по-панковски. Панк, безусловно, несет в себе некие
музыкальные идеи, но не на обиходном уровне, который нам наиболее
удобен. Да сейчас и не о музыке речь. Не только о музыке . Ибо если уж
говорить о панке - так говорить о явлении культурной, интеллектуальной и
еще черт знает какой жизни, но именно как о явлении, пытаясь определить
особенности его эстетики, истоки возникновения и принципы
существования.В заголовке упомянуто лишь слово "эстетика" - значит, так
оно и будет. Без претензии на истину в последней инстанции, но и без
пресловутого запрограммированного желания найти именно то золото,
которое блестит.

2.
Первым человеком, который на моей практике пытался определить панк
как явление духовного движения человечества /а движение это, как
известно, идет отнюдь не по военно-коммунистической прямой/, обладающее
собственной эстетикой, т.е. собственными законами красоты и гармонии,
т.е. собственными представлениями о том, что есть красота и гармония
/правда, это - еще об одном аспекте рока и панка, психическом, но в
данном случае важен подход/...Так вот, этим человеком стал Егор Летов
/чур меня, чур!!!/, и чтобы не отсылать читателя к малодоступному даже
при типографском тираже московскому журналу УРлайт /N5-23/, приведу
кое-какие выдержки из летовского интервью:
-Если исходить из Достоевского, то с роком все получается так: На
каком-то этапе у Гессе появилась статья "Братья Карамазовы и закат
Европы". В ней был высказан тезис: Достоевский - первый пророк некоего
движения, четкого движения, согласно которому человечество делится на
два типа: потенциальные самоубийцы /люди, у которых во главе угла
своеволие, которые не боятся смерти - "нелюди"/ и все остальные. Рок в
настоящем виде - массовое движение "нелюдей", в нем человек - человек
только внешне, а по сути - сумасшедший... В моем понимании рок - это
движение античеловеческое, антигуманистическое, - некая форма изживания
из себя человека как психологически жизнеспособной системы.
Егор, безусловно, говорит о себе и о той музыке, которую делает
сам. И этот "внутренний" подход, "от ощущения", позволяет избежать той
расчлененности понятия, которой страдает большинство исследований. Мой
взгляд - "снаружи", но это сознательно, без желания проникнуть внутрь,
при стремлении "попасть в струю", в интонацию, естественном для
постороннего человека, который хочет понять. Не определить, но понять. К
тому же, это - попытка разобраться в эстетике панка как в одном из
упражнений духовной практики человечества в /чтоб круче звучало/ разрезе
социума. НЕ общества, а с_о_ц_и_у_м_а как такового: любого,
произвольного, возможно весьма абстрактного скопища человеческих особей,
а не какой-либо общественно-экономической формации, при относительно
небольшом их выборе.Если хотите - отчасти в пику приведенному выше
мнению о том, что панк - результат всякого рода кап- и соц-заморочек,
коих до фига и больше.
И вот еще что. Говоря о панке, мне удобнее оперировать
отечественными командами. Во-первых, оттого, что они более знакомы во
многих своих проявлениях - от пленок и живых концертов до интервью и
нормального общения. А во-вторых, оттого, что считаю важным вынести панк
за скобки конкретной страны - скажем Англии 70-х годов. Я склоняюсь к
тому, чтобы рассматривать панк как ветку или сук на едином дереве
саморазвивающейся культуры того, что называется человечеством. Но как
жанр искусства /и не только музыкального/, не как, опять-таки, метод
изображения или отражения действительности...
Думаю, уместно принципиальное сравнение по месту в едином
культурном пространстве, скажем, с таким понятием как романтизм /только
без рассуждений о приоритете, масштабности и социальных корнях/:
романтическая музыка... романтическая литература... романтический взгляд
на мир... панк-музыка... панк-литература... панк-взгляд на мир... В
данном случае, моей эрудиции, увы, не хватает на то, чтобы вспомнить тот
умный термин, которым эти явления можно обозвать /а может, если термин
не идет, когда его зовут, его и нет вовсе? хотя - должен быть.../.Но
мудрый язык все расставляет на свои места. Как известно, подобные
параллели сочетаемости не могут быть случайными. Они исходят из того,
что в сознании народа - стихийного творца языка, эти понятия расположены
на одном уровне, семантически параллельны: эта вот параллельность и
порождает параллельную сочетаемость. И пусть кто-то попробует сказать,
что аппеляция к языковым реалиям - не аргумент в данном споре. Пусть он
только попробует!Ух, как он будет не прав! Для тех, что не сталкивался с
языком как структурой, самостоятельно, вне желания индивидуального
носителя существующей и функционирующей, еще один пример,
поясняющий.Можно сказать: полное ведро, полное корыто, полный таз, но
нельзя сказать: полный унитаз - поскольку тут же возникает вопрос:"А
заткнули ли в унитазе сливное отверстие, не забыли ли?"
И еще одна языковая параллель: панк-музыка, панк-литература,
панк-взгляд на мир /см.выше/, и - советская музыка, советская
литература, советский взгляд на мир... Абсолютно очевидна неувязанность
таких сочетаний с языковым контекстом, что свидетельствует и о
неувязанности, нелогичности самих понятий. Понятий, построенных по
принципу чуть ли не территориальному. Политическому, какому угодно - но
только не эстетическому. Абсурдных и, слава Богу, вызывающих сейчас смех
не только у среднестатистического англичанина. И речь здесь - не только
о скрещивании общественно-политических терминов с собственно
эстетическими. Для наглядности позволю себе последнюю языковую игрушку,
в данном случае - по принципу "от противного": если обязаны срабатывать
сочетания типа "советская музыка", то должен работать и вот этот ряд:
единая многонациональная общность советский народ... единая
многонациональная общность романтический народ... единая
многонациональная общность панковский народ...
Так вот, речь не только о вышеупомянутом скрещивании, которое, при
достаточном к нему внимании, превращает, скажем, такое издание, как
"Литературный энциклопедический словарь" в краткое пособие для
абсурдиста-заочника... Речь, скорее, о желании разобраться в том, что
стоит ЗА словами, ЗА терминами.Возможно, от одного терминологического
бардака мы придем к другому, но тогда хоть будет из чего выбирать!
Итак, если рассматривать панк вне привязки к одной отдельно взятой
стране и к одной конкретно взятой эпохе, если рассматривать его как один
из закономерных шагов человеческого духовного опыта, тогда становится
очевидным, что корни панка есть в любой национальной культуре. Впрочем,
здесь у меня, кажется, причина уже пошла поперек следствия...

3.
Очередную часть я , пожалуй, начну с четверного отрицания,
поскольку пора бы, наконец, добраться до сути настоящей попытки
исследования. Это отрицание, если хотите, наиболее четко выражает мой
взгляд на то, что есть панк как искусство, а значит - как часть
жизненного проявления.
Итак: панк НЕ СОЦИАЛЕН, НЕ САТИРИЧЕН и это НЕ ПРОТЕСТ. К тому же
панк НЕ СЕКСУАЛЕН.
И все попытки подойти к панку с позиций "а что вы хотите сказать
своим творчеством?" в самых разных вариантах этого, так любимого нами,
словосочетания не только бессмысленны, но и откровенно глупы "по
рождению". Но, наверное, это въелось в нас намертво - в любом,
вылившемся в искусство проявлении человеческого духа искать идею,
замысел, "замечательную и чудесную суть..." Что ж, нас т_а_к учили. Нас
э_т_о_м_у учили. Но вы оглянитесь на пару сотен лет назад, если мы все
еще не можем дойти своей головой. Давайте возопим к авторитетам, при
всей их относительности:
"Они вообще удивительные люди. Они делают себе жизнь тяжелее, чем
это нужно, своими глубокими мыслями и идеями, которые они всюду
разыскивают и всюду вкладывают. Имейте же наконец мужество отдаться
впечатлениям!...Вот они подступают ко мне и спрашивают:какую идею хотел
я воплотить в "Фаусте"? Как будто я сам это знаю и хочу выразить... В
самом деле, хорошая бы это была штука, если бы я попытался такую
богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я
вложил в "Фауста", нанизать на тощий шнурочек одной-единственной для
всего произведения идеи! -
примерно вот так и говаривал в те давние, но мудрые времена
И.В.Гете своему Эккерману. И ведь был прав! Да вся практика развития
мутного железного потока того, что называется "советской литературой",
демонстрирует обнищание и упрощение любого жизненного материала при
нанизывании на "принцип идейности" /как, впрочем, и на принципы
"партийности", "народности" и пр./.
И посмотрите, во что выродилось ДК, когда Жариков окончательно
оформил свои "памяцкие" идеи. Где свежесть восприятия, где ни с чем не
сравнимая атмосфера столь своеобразно преломленной действительности?
Заменена тщательно обсосанной, кастрированной идеей, под которую с
завидной настойчивостью подгоняется все остальное."Сыграни мне, братан,
блюзец..."
Панк /а объемность, пожалуй, является отличительной особенностью
проявления искусства/ невозможно нанизать на пресловутый шнурок.
Подобное нанизывание, простите за дурной каламбур, затянет на нем петлю.
И не столь важно, будет этот шнурок "идеей сатирического изображения
действительности" или "отрицанием развитого социалистического общества
как общественно-экономической формации". Панк не идеологичен, точнее -
не идеен. Он есть отражение тех эмоций, которые "текут в промежность
судьбы". И даже не эмоций, а ощущений, сиюминутно возникающих у человека
- у "нечеловека" - при столкновении со все той же реальной
действительностью, данной нам черт знает в чем. И действительность эта
имеет какой-либо смысл лишь в подобной, опосредованной своей
разновидности. Панк - одна из критических точек "опосредования", когда
социальное как форма проявления уничтожается, и остается импульсивное. А
количественные - как и качественные - характеристики импульсивности
практически безграничны, и всего лишь какую-то их разновидность принято
называть "панком".
И стоит ли возводить истоки панка к вьетнамской войне у них или
эпохе /!/ застоя у нас - или к иным каким пертурбациям политической
жизни отдельно взятой страны? Панк - и не только он один - принадлежит к
несколько иному порядку категорий. Он скорее восходит к народной
традиции, к смеховой культуре с ее жестким игровым началом и очищением
через имитацию страдания, к камланию. Вспомните быковского бердю в
фильме Тарковского "Андрей Рублев" и его путь - от смеха ернического и
социально направленного - через страдание, в данном случае - через
реальное физическое страдание - к злому смеху, постороннему смеху, к
отрицанию. Отрицанию чего?Общества, инициировавшего высвобождение этих
"смеховых энергий" в конкретной исторической ситуации?
Да, в данном контексте это - неправомерная постановка вопроса. Панк
предполагает тотальное отрицание. Егор хорошо охарактеризовал
Ника:"сегодня он правый, завтра - левый"... Он действительно способен во
время концерта бить бутылки чуть не о твою голову, а потом извиняться со
слезами на глазах.В качестве аргумента при неприятии ГО мне пришлось
слышать тезис о продемонических настроениях Летова: как6 мол, он может
даже петь такое - "Иуда будет в раю, Иуда будет со мной!" Мне кажется,
что это - ханжеское повторение все того же до боли знакомого
"а-какова-ваша-идейная-позиция?". Загвоздка же в данной конкретной
ситуации в том, что обвинить Егора в непоследовательности может и член
общества "Память", и воинствующий анархист, причем оба будут считать его
"оступившимся своим".
Стоит ли подходить к панку - и не только к нему - с подобными
мерками, традиционными только для данной разновидности социкма,
въевшимися намертво, как грязь под ногтями /ну самый распоследний
совковый пример: любимец прикинутой московской интеллигенции Молчанов в
"ДО и после" - "А что вы хотели сказать вот этой своей картиной?" Да все
идет по плану!!!/. Очевидно, что здесь необходим иной уровень оценки -
точнее, не оценки, а понимания, которое вынуждено становиться чем-то
вроде оценки, будучи облеченным в слова. Уровень
"естественности-неестественности". Естества-неестества. Людей-нелюдей.
Не в приемлемости дело. Естественно, что такой критерий выламывается из
нашей с вами повседневности, где каждый из нас лишь собирается
повернуться лицом к естеству - причем, регулярно собирается. Тотальное
отрицание панка подразумевает отсутствие законов - того, что сверху. Но
первобытная мораль, естественные законы сосуществования и существования
- остается и сохраняется. На полуподсознательном уровне, ибо панк
несовместим с сознательными ограничениями и просто границами.Все это -
где-то на уровне, скажем, волков-христиан.
От первобытного уровня и взгляда на жизнь панк отличает крутой
европейский культурный замес. И это еще раз подтверждает мысль об
отсутствии национальных барьеров для тенденций в развитии искусства.
Медленнее или быстрее, завтра или послезавтра - но и реализм, и
сюрреализм, и панк шагают по планете. Что уж говорить о роке вообще,
который принес свои плоды на ниве черных ритмов в конечном счете,
удобренной европейской культурой. А родство панка европейской культуре
настолько безусловно, что обыденно признается самими "заблудшими
детьми":

К вопросу об эстетике панка - - Без Автора => читать онлайн книгу по философии дальше


Полагаем, что книга К вопросу об эстетике панка автора - Без Автора придется вам по вкусу!
Если так окажется, то можете рекомендовать книгу К вопросу об эстетике панка своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с произведением - Без Автора - К вопросу об эстетике панка.
Ключевые слова страницы: К вопросу об эстетике панка; - Без Автора, скачать, читать, книга, филоосфия, электронная, онлайн и бесплатно