Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия

Гайдукова Татьяна

Сократ и Ницше


Тут выложена бесплатная электронная книга Сократ и Ницше автора, которого зовут Гайдукова Татьяна. В электронной библиотеке vsled.ru можно скачать бесплатно книгу Сократ и Ницше в форматах RTF, TXT и FB2 или же прочитать онлайн книгу Гайдукова Татьяна - Сократ и Ницше.

Размер архива с книгой Сократ и Ницше = 12.94 KB

Сократ и Ницше - Гайдукова Татьяна => скачать бесплатно электронную книгу по философии



Гайдукова Татьяна
Сократ и Ницше
ТАТЬЯНА ГАЙДУКОВА
СОКРАТ и НИЦШЕ
(Из книги "Власть Толпы")
Трагическое сопереживание надвигающегося, невиданного прежде по широте и глубине охвата кризиса всей европейской культуры как надвигающееся торжество массовой буржуазной псевдокультуры - "культуры толпы", то есть разрушение тех традиций западной цивилизации, которые складывались на протяжении многих веков ("с корнем вырвать склонность к преданию и преемственности", - лейтмотив современной эпохи, замечает в связи с этим Ницше), - послужило основой глубокого размышления мыслителя в поиске выхода из этой кризисной ситуации, "в поисках будущего". Ибо этот кризис порождает нигилизм неверия в жизнь ("нигилизм стоит у порога") "как разочарование в жизни вообще".
Философ же убежден, что это разочарование не есть разочарование в жизни, а лишь разочарование в "интерпретации этой жизни", в том христианско-этическом идеале, который послужил основой низложенного "вульгарной поступью современной эпохи" рационального, гармоничного взгляда на мир. Отсюда пристальное внимание мыслителя к моральным явлениям ("моральные явления занимали меня как загадка"). Всемогущество веры -веры в мораль было в центре философских размышлений Ницше. Всегда ли это было так? Откуда эта абсолютность господства моральных оценок, кажущихся сегодня инстинктивными как род внутренней команды. Все подводило философа к размышлению над "особой", "роковой ролью моральной идиосинкразии" в истории европейской цивилизации. В результате Ницше приходит к признанию, что "при сравнении ценностей ценными считались самые противоположные вещи", что "существовало много таблиц благ и ничего ценного в себе". В свете этого низвергалась претензия морально-христианской шкалы ценностей на абсолют. Анализ же ее становления как определяющий ведет философа в глубь веков и подводит к признанию извечной, заложенной в естестве человеческой природы, энергийной пра-основы перспективных оценок. В зависимости от активности или ослабленноеT энергийного потенциала жизни различаются, по Ницше, две шкалы ценностей жизни: атональная и дезагональная. Принципиальной основой атональной шкалы выступает "психология оргиазма" как бьющее через край чувство жизни, в котором даже страдание действует как возбуждающее средство. Атональность, считает философ, - господствовала в построении шкалы ценностей жизни в аристократической Греции, символом которой выступает "агон". Это подтверждение жизни даже в самых непостижимых и суровых ее проблемах, чтобы наперекор ужасу и состраданию быть самому вечной радостью становления, той радостью, которая заключает в себе также и радость уничтожения. Сущностным выражением этой атональности как "основного факта эллинского инстинкта", его "воли к жизни" служили дионисийские мистерии. Что гарантировал себе эллин этими мистериями? Вечную жизнь, вечное возвращение жизни, торжествующее "да" по отношению к жизни наперекор смерти и изменению. В них придается религиозный смысл глубочайшему инстинкту жизни, инстинкту будущности жизни, вечности ее. Самый путь к жизни, соитие, понимается как священный путь. В учении мистерий освящено страдание: "муки роженицы освящают страдание вообще, всякое становление и рост, все гарантирующее будущее обусловливает страдание.
Все это означает слово Дионис. Дионис олицетворял смысл, сущность мифологизированного бытия древнего грека как невинная полнота жизни.
Итак, атональная шкала ценностей представляет, по Ницше, естественный, высший потенциал жизни, акмэ. Все здесь построено на естественной связи с природой как "полная уверенность в функциях регулирующих бессознательных инстинктов или даже известное безрассудство по отношению к опасности". Именно в этом выражена, по Ницше, открытость, единение человека со своей альма-матер, наивное доверие к жизни сильных, мощных.
Дозагональная же шкала ценностей ослабленного энергийного потенциала жизни базируется на разрушении этой открытости, на разрыве естественной, инстинктивной связи с природой, опираясь на "рацио". Естественная "открытость" к жизни, природе здорового сильного организма подменяется, "компенсируется", как иносказательно пишет философ, развитием такого ума, который "любит закоулки, тайные дороги и задние двери". Эта "тайная хитрость" ума глядит из глубин веков "глазами подавленных и ослабленных" и получает впервые исторически четкую, определяющую форму у Сократа, в той рационализации жизни, подведении ее под этику, когда тезис: разум равен добродетели, равен счастью и со временем околдовал весь мир.
...До Сократа в хорошем обществе чуждались диалектических приемов, то есть логического обоснования своих поступков. Они считались дурными приемами, они дискредитировали. От них предостерегали юношество. Для чего, собственно, доказывать? Против чужих имелся авторитет.
Приказывали - этого было достаточно. Между собой имело значение происхождение - тоже авторитет. И в конечном счете понимали друг друга.
Для диалектики не оставалось места. Открытое высказывание своих оснований возбуждало недоверие. "Во всех порядочных вещах их основания так резко не бросаются в глаза. То есть естественный процесс бытия грека, считает Ницше, - не требовал обоснования, срастаясь с традициями и обычаями в длительности времени". Всякое доказательство, обоснование естественных, апробированных веками норм жизни, моральных представлений казалось шутовством. То, что может быть доказано, немногого стоит. Диалектик, подчеркивает Ницше, возбуждал недоверие и мало убеждал. Он казался чем-то вроде шута: над ним смеялись, к нему не относились серьезно.
Однако Сократ был "шутом", возбудившим серьезное отношение к себе.
Что же случилось тут?
Рудиментарная психология как база сократовского мышления, считаясь только с сознанием, с сознательными процессами, в человеке за всяким действием искала воли, то есть намерения. Рационализм Сократа опирается на теорию "свободной воли". Это была всеобъемлющая заявка на "новое" видение мира, жизни. Осуществляется разрушение идеи "Судьбы", пронизывающей всю досократовскую культуру эпохи миротворчества и базировавшейся, по Ницше, на естественно-интуитивной основе, освещенной веками традиций, верований. Теперь предопределенности Судьбы противостоит Свобода воли.
И хотя Ницше констатирует в этом процессе "форму растущего чувства гордости", но тут же доказывает всю "примитивность" этого рационалистического взгляда самосознающей себя личности. Это поистине "наивный примитивизм рудиментарной психологии", полагающей, "что истинной причиной может быть только воля и что для того, чтобы иметь право считать себя причиной, нужно иметь уверенность, что предшествовал акт воли" Свобода воли предполагает, что причиной действия всегда является чье-то осознанное волевое намерение, и отрицает бессознательную деятельность, утверждая, что ничто не принадлежит нам, чего "не было бы в сознании как объект желания".
Внутреннюю слабость, уязвимость подобного взгляда, считает философ, легко доказать: "если человек не есть cansa prima как воля, то он не ответствен, он не подлежит совсем моральному суду, всякий ответствен только за то, что "он хотел". Тем самым человек всегда может уйти от ответственности за преступление, которое он "не хотел", но совершил. К такому финалу, по Ницше, неизбежно приходит "рудиментарная психология".
Абсолютизация сознания является выражением несовершенного и часто болезненного состояния личности. Личное совершенство, являющееся продуктом воли, как сознательность, как разум с диалектикой, есть карикатура, своего рода самопротиворечие. "Гений заложен в инстинкте, точно так же, как и доброта. Действуешь только тогда совершенно, когда действуешь инстинктивно. Высшая доброта -это та, которая не от разума идет, - как говорят в народе, - а от сердца".
Далее, рудиментарная психология могла ограничить свою задачу ответом, во-первых, на вопрос, чего хочет человек? - счастья. Во-вторых, если на деле человек не достигает счастья, то где причина? В ошибочном выборе средств. Какое средство безошибочно ведет к счастью? Ответ - добродетель. Почему добродетель? Потому, что она высшая разумность и потому что разумность не позволяет ошибаться в выборе средств. Добродетель в качестве разума есть путь к счастью. Диалектика есть постоянное ремесло добродетели, ибо она исключает всякое помрачение интеллекта, всякие аффекты.
В этой преувеличенной заботе о счастье скрывалась, по Ницше, тайная суть декаданса.
В действительности, - подчеркивает философ, - человек ищет не счастья. Удовольствие есть чувство мощи, высокий энергийный потенциал личности, то, что символически можно обозначить как "волю к власти".
В прежней, "замешенной на агоне", греческой жизнедеятельности не счастье выступало лейтмотивом жизни древнего грека. "Пока жизнь восходит, - замечает философ, - счастье равно инстинкту". Эта восходящая жизнь полиса утверждала аффект, агон, "опьянение" жизнью как принципиальную основу жизнедеятельности древнего грека. Исключив аффект, вы исключите состояния, которые приносят с собой высшее чувство мощи и, следовательно, наслаждения, праздника жизни. "Фанатизм декаданса в погоне за счастьем служит показателем патологической подпочвы: то был вопрос жизни. Быть разумным или погибнуть".
Не случайно Сократ "стилизуется", пытается подстроиться под естественную инстинктивную, "дионисийскую праоснову старой аристократической Греции, будучи бесконечно утонченнее проповедуемого им взгляда". Сократ очаровывал. Он открыл нового вида агон и был первым учителем фехтования в этой области для знатных афинских кругов. Увлечением, охватившим наиболее просвещенные греческие круги, стала диалектика, прежде всего сама манера диалектического спора, оттачивающая острие логической аргументации. Затрагивая агональные инстинкты эллинов, Сократ внес вариант соревнования в борьбу между молодыми людьми и юношами, в ту исконную соревновательность, как телесную, так и духовную, которая так неподражаема была у греков.
Утверждая "сознательность как высшее состояние, как необходимое условие совершенства", Сократ апеллировал к исконным "атональным" инстинктам эллинов, на которых, по Ницше, и была "замешена" культура аристократической Греции. Сократ, который благодаря характеру своего таланта - таланта выдающегося диалектика - занял позицию на стороне разума, исповедуясь перед самим собой, признавал необходимость "следовать инстинктам, а разуму предоставить обосновывать их". В этом, по Ницше, и заключалось "лицемерие великого насмешника".
При этом Сократ не был по доброй воле мудрым, подчеркивает Ницше, это было сверхзадачей -держать себя в руках, чтобы бороться при помощи доводов, а не аффектов. Мудрость, ясность, твердость и логичность - как орудие против необузданных влечений. Последние должны быть опасны, угрожать гибелью, иначе какой смысл доразвить мудрость до такой тирании. Если является необходимость сделать из разума тирана, как это сделал Сократ, то велика, значит, была опасность, что нечто иное могло сделаться тираном.
...На декаданс прежде всего указывала сама внешность Сократа. "Нам известно, как безобразен был он... Был ли Сократ вообще греком? Безобразие является часто выражением заторможенного скрещением развития... или нисходящим развитием. Сократ и не отрицал", что он monstrum, таящий в себе дурные пороки. К этому добавляется "суперфетация" логического..., те галлюцинации слуха, которые были истолкованы на религиозный лад как "демоний Сократа". Все в нем преувеличено, buffo, карикатура, все вместе с тем отличается скрытностью, задней мыслью, подземностью", - заключает свой экскурс Ницше.
Но Сократ обнаружил в себе силу и способность преодоления этой идиосинкразии, став господином над самим собой, открыв диалектически возможности этого преодоления, сделав из Разума - Тирана.
Если инстинкты хотят стать тираном, то нужно изобрести противотирана, который был бы сильнее, замечает Ницше. Это была крайняя необходимость держать себя в руках, чтобы бороться при помощи доводов, а не аффектов - и победить.
Однако Сократ отгадал еще большее. Он понимал, что его случай, его идиосинкразия уже не была исключительным случаем. Такое же вырождение подготавливалось всюду в тиши. Старым Афинам приходил конец. И Сократ понимал, что все нуждаются в нем, в его средстве, в его врачевании, в его личной сноровке самосохранения. Повсюду инстинкты находились в анархии, повсюду были в пяти шагах от эксцесса. Его случай был лишь крайним проявлением, лишь самым бросающимся в глаза из того, что уже становилось всеобщим бедствием, а именно: "никто уже не был господином над собой", инстинкты обратились друг против друга. Итак, декаданс, по Ницше, охватил все греческое общество.
Сам по себе декаданс, отпадение отдельных частей, упадок, отброс еще не заслуживает осуждения, замечает философ. Даже в полном своем расцвете общество "выделяет всякую нечистоту и отбросы". Появление декаданса так же необходимо, как любое восхождение и поступательное движение в жизни. В глазах культуролога-идеалиста (общество как культурологический комплекс!) не существует понятия исторического прогресса, ибо история - это многообразие ликов культур в длительности времени, а развитие рассматривается лишь в границах того или иного "исторического лица" как живого организма. Это неизбежный естественноисторический процесс рождения, расцвета и увядания. Итак, идя к своему естественному увяданию, в стареющей культуре начинает превалировать декаданс. Ибо "не в воле общества оставаться молодым".
Отсюда естественно в процессе длительности времени, считает философ, что полис теряет веру в исключительность своей культуры, осуществляется взаимозависимость и обмен культур, что на языке мифотворческого бытия древнего грека означало "обмен богов". При этом утрачивается вера в исключительность своей культуры. Добро и зло различного происхождения смешиваются, граница между добром и злом стирается.
Естественным результатом этого процесса является разрушение культуры полиса как такового.
Именно это положение вещей отражают, по Ницше, софисты. Они являются реалистами, формулирующими на философском языке всеми принятые ценности и практику, реальное положение вещей. Подводя к проблеме относительности торжествующих ценностей жизни, прежде рассматриваемых как абсолютные, в том числе и морали, софисты близко подходят к критике морали, подчеркивает Ницше, - к первому прозрению в вопросах морали. Сопоставляя ряды моральных ценностей, они дают понять, что всякая мораль может быть диалектически оправдана.
Они провозгласили ту основную истину, что не существует морали в себе, добра в себе. Они имеют мужество всех сильных духом сознавать свою имморальность. Действительно, возможно ли поверить, что "маленькие греческие свободные города, готовые от злости и зависти пожрать друг друга, руководились принципами гуманности и справедливости"? Среди такой исключительной натянутости отношений говорить о добродетели мог лишь настоящий Тартюф. (Здесь философ имеет в виду Платона, который тяготеет к идеальному полису, после того как понятие "полис" себя пережило, тем самым олицетворяя, по мнению философа, "реакцию".)
Фактически софисты на языке философии отразили, что декаданс стал нормой клонящегося к упадку общества, показателем его естественного увядания, как и всякого живого организма. Сам их "оптимистический скептицизм", "релятивизм" требовал перехода к новому, не отрицая атональный потенциал, не порывая с греческими корнями. Именно на этом пути, по Ницше, можно было бы выйти к новым рубежам. Это выход из декаданса как поворот к человеку, к изучению его естественной природы. (Вспомним знаменитый тезис Протагора: "человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют".)
Однако видение софистов не утвердило себя. Философия пошла вслед за Сократом. Естественность самого процесса декаданса как неизбежного во времени исторического увядания не была постигнута греческими философами, подчеркивает Ницше, - напротив, вслед за Сократом во всех бедах увядания греческого общества было обвинено аристократическое правление. Отсюда "философ" видит причины упадка в упадке учреждений, он на стороне старых учреждений. Он видит увядание в упадке авторитета, он ищет новых авторитетов. Отсюда "поездки за границу, чужие литературы, экзотические религии". Он тяготеет к идеальному полису, после того как понятие "полис" себя пережило. И Ницше заключает: Сократ олицетворяет собой реакцию. Падение Греции истолковывается им как аргумент против основ эллинской культуры. Греческий мир гибнет. Причина - Гомер, миф, античная нравственность.
"Вот почему все действительно эллинское привлекается к ответу за упадок. И Платон проявляет ту же неблагодарность, - считает Ницше, - к Периклу, Гомеру, трагедии, риторике..."
Итак, в противоположность софистам, которые подходят к первому прозрению в области морали, греческие философы вслед за Сократом идут вспять, стремясь воскресить безвозвратно ушедшее во времени. Они хотят видеть в Будущем - мумизированное прошлое, лишенное соков жизни, лишенное естественной связи с традиционной культурой, взращенной на энергийной, атональной, инстинктивной основе. Из живой, органической, конкретно-исторической целостности возникает, по Ницше, искусственное порождение декаданса.
Великие понятия "добро", "справедливость" отрываются от тех предпосылок, с которыми они неразрывно были связаны, и в качестве ставших свободными "идей" делаются предметами диалектики. Ищут скрытую за ними истину, принимают их за сущность или за знаки сущностей.
Платон благодаря чрезмерно повышенной, по Ницше, чувствительности и мечтательности настолько поддался чарам понятия, что чтил и боготворил их как какую-то идеальную форму.
...Если, как мы отмечали, Сократ еще "играл" на древних, атональных инстинктах эллинов, самой устремленности молодежи к состязанию, "фехтованию умов", становясь первым учителем фехтования для знатных, хотя это уже состязание холодной, отточенной гомо-разумности, но тем не менее "состязание", то Платон идет еще дальше в своей "совершенно абстрактно построенной добродетели" как "величайшем искушении превратить самого себя в абстракцию". Он отвлек инстинкты от полиса, от состязания, от воинской доблести, веры в традицию и предков, введя диалектику в повседневный обиход и "дав образец совершеннейшего отклонения инстинктов от старого". Он глубок и страстен во всем антиэллинском. "Платон, - заключает Ницше, разрушил язычество, переоценив его ценности, и отравил его невинность. Греческая культура, целиком выросшая на почве греческих инстинктов, тесно связана с культурой перикловского периода так же необходимо, как Платон с ней не связан. Она имеет своих предшественников в лице Гераклита, Демокрита, в научных типах древней философии. Она имеет свое выражение, например, в высокой культуре Фукидида. И она в конце концов оказалась права: всякий шаг вперед в сфере гносеологии и морали воскрешает софистов" [Ницше Ф. Поли. собр. соч. Спб., 1910, с 188].
...Греческие философы опираются на тот же факт внутренних своих переживаний, как и Сократ.

Сократ и Ницше - Гайдукова Татьяна => читать онлайн книгу по философии дальше


Полагаем, что книга Сократ и Ницше автора Гайдукова Татьяна придется вам по вкусу!
Если так окажется, то можете рекомендовать книгу Сократ и Ницше своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с произведением Гайдукова Татьяна - Сократ и Ницше.
Ключевые слова страницы: Сократ и Ницше; Гайдукова Татьяна, скачать, читать, книга, филоосфия, электронная, онлайн и бесплатно