Философия - главная    Психология    История    Авторам и читателям    Контакты   

Философия

Воловик В.И.

История философии


Тут выложена бесплатная электронная книга История философии автора, которого зовут Воловик В.И.. В электронной библиотеке vsled.ru можно скачать бесплатно книгу История философии в форматах RTF, TXT и FB2 или же прочитать онлайн книгу Воловик В.И. - История философии.

Размер архива с книгой История философии = 235.75 KB

История философии - Воловик В.И. => скачать бесплатно электронную книгу по философии



конспект лекций
Учебное пособие / под общей редакцией докт. филос. наук, проф. Воловика В. И.
Запорожье: ЗГУ
1993.
Авторский коллектив:
Воловик В. И. - разд. 1, II/Т. 1, 2, 3/, VI
Коляда В. И. - разд. IV /Т. 3/, V /Т. 1/
Кривега Л. Д. - разд. II /Т. 4/ ,1V /Т. 1, 2/
Макаренко Э. Н. - разд. IV /Т. 4/, VI
СнежкоВ.П. -разд. Ill, V/Т. 2,3, 4,5, 6/
Рецензенты: Сиднев Л. Н. - докт. филос. наук
Кочерга Б. Н. - докт. ист. наук
Васильченко В. М. - к-т филос. наук
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Подписано в печать 2.03.94. Формат 60 х 84/16. Бумага газетная. Грншура Dutch.
Печать офсетная. Усл. печ. я. 18,20. Усл. кр.-отт. 18,32. Уч.-изд. л. 19,10. Тираж 5000.
Заказ №177.
Запорожский государственный университет,
ИПК "3апор1жжя", пр. Ленина, 152
Оглавление
Раздел 1. Генезис философии
Раздел II. Древняя средневековая философия .
Тема 1. Философия древней и средневековой Индии
Тема 2. Философия древнего и средневекового Китая
Тема 3. Античная философия
Тема 4. философская мысль средневековой Европы
Раздел III. Философия Возрождения
Раздел IV. Развитие философской мысли в XVII в<
начале XX вв.
Тема 1. Европейская философия XVII в.
Тема 2. Французская философия XVIII в.
Тема 3. Философская мысль в Германии второй
половины XVIII-XIX вв.
Тема 4. Русская философия XVIII - начала XX вв.
Раздел V. Современная философия
Тема 1. Диалектико-материалистическая философия
Тема 2. Экзистенциализм
Тема 3. Религиозная философия
-Тема 4. Психоанализ
Тема 5. Неопозитивизм и постпозитивизм
Тема 6. Герменевтика
Раздел VI. Формирование и развитие философской мысли
на Украине
Раздел 1. Генезис философии
План:
1. Философия как тип мировоззрения.
2. философия и наука.
3. Предмет истории философии.
Вопрос 1. Стремление ответить на вопросы о происхождении мира,
его сути, месте в нем человека издавна присуще людям. Именно с ним
неразрывно связан генезис философии - зарождение и последующий
процесс развития, который привел к нынешнему ее состоянию. Однако
было бы неправильно считать, что только философия пыталась дать
ответы на указанные вопросы. Она предстает в качестве одного из
исторических типов совокупности взглядов, оценок, принципов, опре-
деляющих самое общее видение мира, места в нем человека и вместе с
тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей, т.е.
мировоззрения.
Основываясь на принципе историзма в изучении мировоззрения как
целостного явления, можно говорить о трех его исторических типах, в
которых в концентрированном виде отложились определенные нормы и
принципы сознания, стили мышления.
Общинно-родовой строй возник на почве родственных отношений,
которые лежали в основе всего производства, разделения труда между
членами и общиной, распределения продуктов труда. Повсеместно бо-
лее всего понятными тогда были именно родственные отношения. И
когда возникал вопрос о породе или мире в целом, то и здесь не на-
ходили ничего иного, кроме родственных отношений. Основным спосо-
бом, методом общинно-родового мышления была мифология (от греч.
mythos - предание, сказание и logos - слово, учение) - тип мировоз-
зрения, содержащий в своей основе миф - вымышленный рассказ, плод
народной фантазии, в которой явления природы или культуры представ-
ляются в наивно-лицетворной форме.
Миф отличается от сказки тем, что всегда содержит в себе попытку
объясненияявд?ния.0н отличен и от легенды, поскольку в основе его не
лежит некое историческое событие.
С угасанием первобытных форм общественной жизни, разделением
труда, классовым расслоением мифологии становится все трудные объяс-
нять изменения социальной реальности. Это обусловливало
формирование религии.
Религия - (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, пред-
мет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира
осуществляется через его удвоение на посюсторонний, "земной", естест-
венный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний - "небес-
ный", сверхъестественный, сверхчувственный. Ее возникновение связа-
но с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появля-
ются зачатки теоретическогомыщления. Вера в сверхъестественные
силы, в бога есть способ существования религиозного сознания, особое
настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние че-
ловека. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит
культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.
Таинственные силы природы и истории (рок, судьба) осмысливались
как "высшие силы". В представлениях о них причудливо сплетались
начала добра и зла. Демонические и божественные стороны религии
долгое время развивались параллельно. .Отсюда смешанное чувство
страха и уважения верующих по отношению к "высшим силам". Покло-
нение постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего сущест-
ва, достойного поклонения.
5
По аналогии с отношениями "отец - сын" бог мыслится как владыка
и одновременно заступник, спаситель человека. Он мыслится и как
блюститель обычая, традиции, нравственности, связывающих людей
культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей.
Вопрос об отношении мифологии и религии весьма сложен. Одни
ученые склонны отождествлять их, другие, напротив, противопоставля-
ют. Диалектический же подход к анализу этих явлений позволяет обна-
ружить как общие черты, так и их различия. И мифология, и религия
являются типами мировоззрения, что их объединяет. Но если
мифология предстает как стремление объяснить мир, небеса, богов по
аналогии с земными делами, то религия стремится к объяснению мира
как творения всевышнего.
Становление и развитие науки, качественные изменения в деятель-
ности людей, окружающей человека реальной действительности обус-
ловили формирование третьего типа мировоззрения - философии (от
греч. phileo - люблю и sophia - мудрость).
Впервые слово "философ" употребил греческий мыслитель и мате-
матик Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой муд-
рости и правильному образу жизни.) Истолкование же и закрепление в
европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона.
Философия - есть теоретически сформулированное мировоззрение,
система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем чело-
века, уяснение различных форм отношения человека к миру, выступа-
ющее в понятийной, категориальной форме, опирающееся на
достижения наук о природе и/обществе и обладающее определенной
мерой логической доказательности.
Философия, таким образом, предстает в качестве определенного
знания и неразрывно связана с наукой. В то же время их нельзя отожде-
ствлять, о чем свидетельствует анализ различий философского и науч-
ного знания, научного философского мышления.
Вопрос 2. Определение специфики философского знаняя.предпола-
гает выявление различных форм освоения действительности человеком.
Кроме практического отношения к действительности, в рамках которого
человек добивается пользы, существуют другие нормирующие
восприятие человеком мира и отношения к нему способы освоения
действительности, зафиксированные в виде соответствующих форм
общественного сознания. Каждая из этих форм представлена присущим
ей набором категорий: в науке это прежде всего истина, в религии - вера,
в политической идеологии - власть, в праве - справедливость, в искусстве
- прекрасное, в морали - добро, в философии же - мудрость.
философское знание есть знание "единого во всем". Оно отлично от
знания отдельных вещей. Философия характеризуется тем, что в ее
рамках осознаются те способы, которыми человек осваивает мир. И
специфика ее в конечном счете сводится к тому, что стремление к
исследованию сознания, т.е. рефлексия становится для нее основным
содержанием и целью. В этом смысле философское освоение
действительности выражается в осуществлении рефлексии обществом
по отношению к своему бытию, что во многом схватывается понятием
мудрости.
В чем же состоит специфика научного и философского мышления?
1. Научное мышление предметно, встроено в четкие рамки предмета
данной науки. Философское же мышление осуществляется на базе сопо-
ставлений, сравнений, переходов из одной предметной области в дру-
гую.
2. Научное мышление осуществляется в рамках норм конкретной
науки. Оно строго запрограммировано правилами научного исследо-
вания (правилами работы в оперативных системах математики,
правилами обращения с разного рода символикой, моделями, черте-
жами, картами и т.д.). Философское же мышление подчинено правилам
логики и здравого смысла, т.е. запрограммировано не столь строго, как
научное.
3. Научное мышление осуществляется на базе научных понятий.
Философское же - на базе философских категорий, которые не столь
четки, как научные. Именно эта нечеткость философских категорий
позволяет с их помощью определять направления научного поиска в тех
ситуациях, когда научные понятия не срабатывают.
4. Философское мышление связано сцелеполаганием и
формированием ценностей. Научное же реализует уже поставленную
задачу, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопрос "поче-
му?", а философия - на вопрос "для чего, в каких целях?"
5. Научное мышление отвлекается от любых проявлений, харак-
теризующих отношение человека к миру. В рамках науки познаваемая
действительность берется в форме объекта. Философское же мышление
рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и на процесс его
изучения.
Рефлексия - специфическое явление в сфере духовного освоения
человеком мира, не совпадающее с познанием. Предмет рефлексии -
отношение внутреннего опыта к внешнему.
Философия и наука подобны по своим структурам и различаются по
своим предметам и выполняемым функциям
Философское и научное знание состоит из элементов (суждений,
умозаключений, понятий, принципов, законов, гипотез и т.д.),
организованных в систему,подчиняющихся законам логики и составля-
ющих определенный теоретически сконструированный мир, которому
можно приписать характеристики истинности или ложности на основе
соотношения этого мира через человеческую практику с миром реаль-
ных объектов. И в этом смысле философия выступает как наука.
Однако по предметам исследования и функциям философия и наука
различаются как две разные формы общественного сознания. Если пред-
метом науки является объект, рассматриваемый как естественно-
исторический феномен, то предметом философского исследования вы-
ступает теоретическая модель, представляющая мир в отношении к
человеку или человека в отношении к миру. Философия во всех случаях
выступает как рефлексивная система, включающая предмет исследо-
1 См.: Кочергин А.Н.Теоретические и методические проблемы формирования
философской культуры. М.: МГУ, 1989. - С. 7-18.
вания дважды - как исследователя и как элемент философского анализа.
Объективно-субъективные отношения, представленные в системе
категорий, выступают в качестве предмета философского анализа, ко-
торый и отличает философию от науки в качестве одной из форм
мировоззрения, в которой мир представлен как целостный и где в рамках
этой целостности выявлено место и назначение человека, его интересы,
убеждения и ценностные ориентации. Научная структура не делает
философское мировоззрение наукой, поэтому по предмету исследо-
вания философия не является наукой.
Предмет философского исследования задает и специфические
функции философии.
Философия и наука сходны стремлением к достоверности,
рациональному объяснению мира. Но если в науке это ассоциируется со
стремлением к истине, то в философии достоверность дополняется эле-
ментами убеждения. Иначе говоря, в философии есть слитность знания
с убеждениями. Этим обусловливается то, что идеологический момент в
ней проявляется сильнее, чем в науке.
И еще. Законы науки позволяют прогнозировать, как будет
развиваться исследуемое явление/В силу всеобщности философских
принципов последние такой возможности не представляют: на их основе
можно прогнозировать пути изучения исследуемого явления. Данное
обстоятельство, позволяя четко фиксировать различия философии и
науки, вместе с тем указывают и на их тесную взаимосвязь: наука не
может успешно развиваться без философии, выступающей в функциях
предварительной ассимиляции неизвестного, методологии и мировозз-
рения.
Вопрос 3. Развитие философии обусловливало необходимость
осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки станов-
ления такой особой отрасли исследования, как история философии. Уже
в сочинениях Платона и Аристотеля содержится анализ учений их пред-
шественников, подчиненный изложению их собственных взглядов. По-
пытки концептуального, с позиций скептицизма, осмысления истории
античных философских учений мы находим в сочинениях Диогена Ла-
эргия и Секста Эмпирика. В эпоху средневековья, а также в 16-18 вв.
историко-философские исследования были частью комментариями к
философским работам, частью полемическими произведениями, отра-
жающими борьбу течений в философии.
Поворотным пунктом в становлении историко-философской науки
стали лекции по истории философии Гегеля, который, как отмечал
К.Маркс, "...впервые постиг историю философии в целом.... Отвергая
господствовавшие тоща представления, согласно которым история
философии есть ни что иное, как нагромождение заблуждений, беспо-
1 рядочная смена учений, лишённых внутренне необходимой связи, Те\
,f гель рассматривает историко-философский процесс как закономерное
1 поступательное развитие. Великий немецкий мыслитель видит в каждой
философии самосознание исторически конкретной эпохи. Этим, по Ге-
гею, определяются ее содержание и значением В этом же, по его
мнению, и ее неизбежная ограниченность. Переход к новой эпохе озна-
чает возникновение новой философии, но предшествующие фило-
софские учения не предаются забвению. Их принципы, освобожденные
от свойственной им исторической ограниченности, усваиваются после-
дующими учениями. Поэтому отрицание предшествующей философии,
если оно носит конкретный, диалектический характер, есть развитие
посредством преемственности, благодаря которой осуществляется обо-
гащение философских знаний. Философия, подчеркивал Гегель, есть
"...развивающаяся система, и такова также история философии..."
Однако, истолковав философию как самопостижение "абсолютного ду-
ха", сущность которого сводится к мышлению мышления, мыслитель не
применил выдвинутый им принцип к собственной системе, в которой он
видел абсолютное завершение философского развития.
Гегелевская теория историко-философского процесса была подверг-
нута критическому переосмыслению как со стороны марксистской
философии, так и философами, представляющими немарксистские
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 29. С. 447.
2 Гегель Г. Соч. Л., 1932. Т. 9. С. 33.
10
циклы Запада. Так, например, представитель последних Дильтей, ока-
завший большое влияние на современные концепции, полностью отверг
рациональное зерно гегелевской теории, утверждая, что историко-
философский процесс выражает субстанциональность и иррациональ-
ность человеческой жизни. История философии, согласно Дильтею, мо-
/жет быть правильно понята лишь как анархия философских систем,
каждая из которых интеллектуально воспроизводит неизбежное для
данной исторической эпохи чувство жизни, не подлежащее оценке как
1 истинное или ложное: оно просто существует как сама жизнь.
Критически переосмысливая идеалистическое учение Гегеля,
классики диалектического материализма вычленили его "рациональное
зерно", в том числе и гениальную постановку ряда проблем истории
философии как науки. В противовес гегелевской идеалистической
теории они обосновывали, что на всем протяжении истории философии
"... философов толкала вперед... не одна только сила мышления, как они
воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным
образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и
промышленности"
В отличие от гегелевской, диалектико-материалистическая теория
историко-философского процесса не сводится к развитию идеализма.
Она исходит из необходимостиаскрывать развитие философии как
борьбу различных учений, течений, направлений, в ходе которой
происходит радикальная поляризация философии на главные - ма-
териалистическое и идеалистическое - направления, борьба между ко-
торыми образует движущую идейную силу философского развития.
Основой поляризации философских учений, согласно этой теории,
являются альтернативные решения основного вопроса философии - воп-
роса об отношении духовного к материальному, сознания к внешнему
миру.
К сожалению, случилось так, что получив широкое признание и
авторитет, диалектико-материалистическая философия подверглась су-
щественным деформациям, превратившим ее в своего рода "фило-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 285.
II
софский катехизис", сборник правил, инструкций и формул " на все
случаи жизни", который получил свое реальное воплощение в статье
Сталина "О диалектическом и историческом материализме". Из осно-
вания политики диалектико-материалистическая философия прев-
ратилась в ее обоснование, становилась служанкой, холуйкой политики.
"Изъятие" из мирового философского процесса противопоставляло ее не
только мировой современной, но и прошлой философии, бяокируя воз-
можность отслеживать диалектику отражения многих важных сторон
развивающегося социального бытия, реальной действительности,
опираясь на такой важный источник знания, как труды мыслителей,
представляющих различные философские направления системы и шко-
лы. Тем самым создавались предпосылки для догматизма, убивающего
творческую мысль, обусловливающего застой в развитии духовной
культуры, а с ней и в развитии всего общества.
Сегодня, решая задачу создания независимого украинского государ-
ства, обновления всех сторон общественной жизни, важно осознать, что
реализация ее возможна лишь через обновление общественного соз-
нания и прежде всего философии как его теоретической основы. В свою
очередь обновление философии может быть осуществлено лишь через
осмысление философского наследства. Это наследство во всем его мно-
гообразии, по мнению авторов настоящего учебного пособия, и состав-
ляет предмет истории философии. Изучение, исследование историко-
философского процесса призвано стать шкалой теоретического мыш-
ления будущей интеллигенции независимой Украины.

История философии - Воловик В.И. => читать онлайн книгу по философии дальше


Полагаем, что книга История философии автора Воловик В.И. придется вам по вкусу!
Если так окажется, то можете рекомендовать книгу История философии своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с произведением Воловик В.И. - История философии.
Ключевые слова страницы: История философии; Воловик В.И., скачать, читать, книга, филоосфия, электронная, онлайн и бесплатно